Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Лакоева Ольга Валерьевна

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного воспитанника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_razvitiyu_rechi.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №136

Отчет по развитию речи:

«Роль художественной литературы в развитии связной речи детей».

                                          Выполнила:

воспитатель Лакоева О.В.

Нижний Новгород  2015

План

1.Актуальность

2.Задачи и цели

3.Методы и приемы

4.Мониторинг физических качеств

5.Анализ и выводы

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного воспитанника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

В дошкольном возрасте  язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна:  усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов.  Огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике.

Использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка- дошкольника.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу, обратив внимание на такие вопросы:

– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

– подача произведения детям;

– повторность чтения;

– сочетание нескольких произведений на одном занятии;

– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

– беседы в связи с чтением;

– время и место чтения;

– техника художественного рассказывания.

При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию.

На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

– психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

– содержание и форма стихотворения;

– качество выразительного чтения взрослых;

– приемы, используемые на занятиях;

– индивидуальные особенности детей.

Для понимания проблемы ознакомления детей с книжной иллюстрацией в целях развития речи дошкольника необходимо подобрать иллюстрации нескольких художников, работающих в этом жанре. Дать анализ их с точки зрения особенностей решения художественных и педагогических задач художником-иллюстратором. Продумать приемы рассматривания иллюстрации.

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы в процессе развития речи. Следует стремиться к тому, чтобы работа над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается, таким образом к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами. Этим же целям, в сущности служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова [фразеология], многозначность слов; упражнения на их употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Исходя из результатов освоения детьми образовательной области речевое развитие можно сделать следующие выводы:

Из 27 человек, 23 воспитанника внимательно и с интересом слушают чтение или рассказывание. Стремятся к повторной встрече с про изведением, его героями, просят воспитателя прочитать новое литературное произведение. Легко включаются в процесс восприятия, охотно  обсуждают произведение, выражают свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, отвечают на вопросы по содержанию, устанавливают причинные связи, представляют героев, особенности их внешнего вида, объясняют явные мотивы поступков героев, дают им элементарную оценку. Есин Егор, Кабанов Савелий имеют представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица. Клушин Михаил пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы. Кожевникова Анна выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи. Ломакин Артем придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки. Новожилова Злата охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами. Шагина Арина активно и с желанием  рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр. Солуянова Ксения участвует в театрализованных играх, создает интересные образы героев.

Однако несколько детей вызывают озабоченность.  Широков Петр часто отвлекается при слушании текста, поэтому с трудом понимает и запоминает его содержание. Уткина Виктория неохотно включается в общение по поводу литературного произведения. Молчанов Илья затрудняется при пересказывании текстов, пересказывает их по вопросам или на основе иллюстраций. Шишов Максим отказывается от участия в театрализованных играх.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - важнейшее средство человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей

Презентация на тему "Роль художественной литературы в развитии связной речи детей"...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.        Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности...

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...