Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
материал на тему
Презентация на тему "Роль художественной литературы в развитии связной речи детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_hudozhestvennoy_literatury_v_razvitii_svyaznoy_rechi_detey.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без книги в мире ночь и ум людской убог, Без книги, как стада, бессмысленны народы. В ней добродетель, долг, в ней мощь и соль природы, В ней будущность твоя и верных благ залог. Виктор Гюго
Указом Президента Российской Федерации 2015 год был объявлен годом литературы. Целью данного шага является привлечение внимания общества к чтению и литературе, сохранение русского языка, повышение интереса молодого поколения к книге.
ФГОС ДО в п.2.6 «Требований к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» включает в структуру компонентов и задач речевого развития детей знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Детская книга - средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
В оспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.
Проект «Детская литература и дети» Цель проекта – развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделили следующие задачи: Сформировать интерес к художественной литературе. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй языка. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Развивать творческие способности детей.
Основные направления деятельности Создание развивающей среды Работа с детьми Работа с родителями
Книжный уголок в групповом помещении
Мини-музей «Книга – окно в мир» Цель: приобщение детей к книжной культуре, формирование традиции семейного чтения. Задачи: • Познакомить детей с историей возникновения книги. • Формировать интерес и любовь к книгам. • Расширить представления детей о значении книг в жизни людей. • Развивать речь, внимание и память. • Развивать творческие способности детей. • Воспитывать бережное отношение к книгам (уважение к труду людей) . • Способствовать приобщению родителей к семейному чтению.
Мини-музей «В гостях у сказки» Задачи: оптимизация интереса к чтению художественной литературы на базе библиотеки; расширение кругозора детей, знакомство с музеями; развитие познавательных способностей и познавательной деятельности ; обогащение предметно – развивающей среды; накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности .
Использование художественной литературы на логопедических занятиях Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Значение пересказа обогащение словарного запаса развитие восприятия, памяти и внимания совершенствование структуры речи, произношения усвоение норм построения предложения и целого текста развитие «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме
Выбор текста для пересказа сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения), доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития, четкость композиции, простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией), доступность языка, высокая нравственность содержания, высокая художественность текста.
Виды пересказа • коллективный (с обсуждением вариантов фраз), • выборный (пересказываются отдельные фрагменты), • по цепочке, • с элементами драматизации (для пересказа по ролям особенно хороши русские народные сказки, рассказы В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Кораблик», «Кто сказал «мяу»?», К. Д. Ушинского «Спор животных», Л. Н. Толстого «Белка и волк», «Ворона и рак», «Три медведя» и др.), • с изменением лица (рассказы В. Бианки «Купание медвежат», М. Пришвина «Золотой луг», И.С. Тургенева «Воробей» и др.).
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картинок
Пересказ с элементами драматизации сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»
Пересказ рассказа В. Суслова «Кто сильнее?» с помощью опорных картинок
Пересказ сказки «Три медведя» с элементами драматизации
Занятие на основе сказки Используя содержание изученной сказки, педагоги разрабатывают комплексные и интегрированные занятия с включением в их содержание задач одного раздела программы (например, развитие речи) или комплексное решение нескольких разделов программы (ФЦКМ, ФЭМП, изодеятельность , музыкальное воспитание).
Использование стихотворений на логопедических занятиях по развитию речи Создание эмоционального фона восприятия темы занятия, картины. Развитие чувства ритма. Развитие речевого слуха. Координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Работа с родителями Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Познакомить с правилами подбора детской книги. Пополнить библиотеку группы и мини-музей книгами, продолжать формировать желание у родителей и детей принимать участие в проведении мероприятий в группе. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций по теме проекта.
Темы консультаций для родителей «Растим будущего читателя» «О вреде компьютерного и телевизионного воспитания» «Игры со стихами» «Читаем и играем» «Рисуем сказку» «Литература и прикладное творчество» «Что и как читать ребенку» «Как правильно разучивать стихи с детьми» «Народные сказки» «Рекомендации для разных возрастных групп дошкольников»
Итоговые мероприятия Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный персонаж» Литературная викторина «Знатоки природы» по произведениям природоведческой литературы
Предполагаемый результат Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей. Повышение уровня развития речи детей. Активное участие родителей в жизни детского сада. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами. Возрождение чтения в кругу семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
План по-самообразованию....
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
план по самообразованию...
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности...
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения ...
Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...
«Использование художественной литературы в развитии связной речи детей раннего дошкольного возраста»
....
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
выступление из опыта работы...