Методы коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией
статья по развитию речи

Саттарова Маргарита Валерьевна

В последние годы число детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития, значительно возросло. Наиболее частой причиной нарушения речи является стёртая дизартрия. В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизносительной, но и просодической стороны речи, что обусловлено нарушением иннервации речевого аппарата. Просодические компоненты, обеспечивающие интонационную выразительность речи, значительно влияют на качество коммуникативной функции речи, поскольку именно с помощью просодических составляющих, человек передает не только содержание, но и своё эмоциональное состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_korektsii_prosodicheskoy_storony_rechi.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методы коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией

Актуальность.

В последние годы число детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития, значительно возросло. Наиболее частой причиной нарушения речи является стёртая дизартрия. В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизносительной, но и просодической стороны речи, что обусловлено нарушением иннервации речевого аппарата. Просодические компоненты, обеспечивающие интонационную выразительность речи, значительно влияют на качество коммуникативной функции речи, поскольку именно с помощью просодических составляющих, человек передает не только содержание, но и своё эмоциональное состояние.

Теоретический анализ источников.

Проблемой просодической стороны речи занимались известные ученые В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова. Они отмечали, что состояние просодики оказывает влияние на моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Интонационно-выразительная сторона речи у детей со стертой дизартрией грубо нарушена. Страдают все компоненты просодии: голос, голосовые модуляции по высоте и силе, речевой выдох. Страдает тембр голоса и иногда звучит назальный оттенок. Темп речи может быть замедлен, а чаще ускорен. Часто у детей речевой выдох укорочен, и они вынуждены говорить на вдохе.

Значительные трудности у детей вызывают восприятие и воспроизводство интонационной структуры. При этом наиболее страдает процесс слуховой дифференциации структур, чем процесс их воспроизводства.

Специально проведенные исследования различных просодических составляющих показывают, что в первую очередь страдает восприятие и слуховые дифференцировки интонационных компонентов. У многих детей со стертой дизартрией наблюдаются проблемы при восприятии ритма изолированных ударов, акцентированных ударов. Дети, которые неправильно воспринимают и воспроизводят интонации, своих ошибок не видят.

Исследования показывают неоднородность и разнообразие просодических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией, с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим нарушением. Вместе с тем обнаружена корреляционная зависимость состояния просодической стороны речи и выраженности речевого дефекта. 

В настоящее время не разработана единая методика коррекции просодических нарушений. Для коррекции отдельных составляющих просодии можно использовать работы разных авторов.

Основными принципами коррекционной работы с детьми с дизартрией являются: последовательность, поэтапность, системный подход, учет структуры дефекта, раннее начало работы.

 Развитие просодической стороны речи целесообразно проводить каждый день на подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию речи, по коррекции звукопроизношения (на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков) и логоритмических занятиях.

 Содержание занятия должно быть связано с лексической тематикой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Логопедическая работа организуется таким образом, чтобы коррекцией были охвачены все структурные компоненты просодической стороны речи. Всю работу можно разделить на следующие этапы:

1 этап. Подготовительный (этап формирования дыхания, голоса, ритма и темпа речи).

2 этап. Формирование понятий о выразительности речи и о видах интонаций.

3 этап. Формирование (постановка) интонационной выразительности  речи.

4 этап. Автоматизация интонационной выразительности речи.

Содержание 1 этапа. Подготовительный (этап формирования дыхания, голоса, формированием ритма и темпа речи).

Работа над речевым дыханием.

Развитие плавного и длительного выдоха отрабатывается постепенно: сначала на звуках, затем на словах, на фразе и в стихах.

Для развития речевого дыхания можно использовать игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков, свистульки, надувание мыльных пузырей, задувание свечек.

Работа над голосом (развитие умения управлять силой и высотой голоса, при сохранении нормального тембра).

1.Развитие восприятия силы и высоты голоса.

2.Различение силы голоса (тихий громкий).

3. Различение высоты голоса (низкий, высокий).

4.Развитие диапазона голоса.

Применяются следующие упражнения:

1.Произнесение голосом различной громкости звуков, слов, фраз.

2.Произнесение голосом различной высоты звуков, слов, фраз. Формирование ритмической организации высказывания.

В ходе логопедической работы соблюдается принцип постепенного усложнения отрабатываемого речевого материала. 

Упражнения на формирование ритма создают платформу для усвоения логического ударения, правильного деления фразы. Эти упражнения проводятся в следующем порядке:

1.Развитие восприятия ритмических структур.

2.Воспроизведение ритмических структур.

3.Формирование ритмической организации речи.

Развитие восприятия ритмических структур.

Упражнения проводятся с опорой только на слуховой анализатор. Дети сначала слушают различные серии ударов (или одиночные удары) разной степени громкости с различными вариантами пауз между ними.

Для воспроизведения ударов целесообразно давать следующие упражнения:

-отстучать после прослушивания изолированные удары, несколько ударов, серии ударов с акцентами, изобразить схемы графическими знаками;

-воспроизвести удары по нарисованным схемам:

//   ///   ////          // // //          /// /// ///      /*//       /*///    

-произвести ритм слов.

В коррекции ритма речи эффективно работать со стихами, считалочками, потешками, так как они имеют ритмическую организацию.

Формирование темповой организации высказывания.

Данный этап несёт фундаментальное значение для развития интонационной выразительности речи.

Основными задачами на этом этапе являются:

1.Дать детям представление о темпе речи (нормальный, ускоренный, замедленный).

2.Научить узнавать на слух замедление и убыстрение темпа речи.

3.Формировать навык произносить речь в различном темпе.

4.Научить узнавать на слух разные темпы речи.

Для детей, у которых существует нарушение ритма речи целесообразно систематически проводить корригирующие упражнения, используя, чаще всего, прием по подражанию речи педагога.

При ускоренном темпе используют следующие упражнения:

-повторение фразы (сопряжено, отраженно) в замедленном темпе;

-проговаривание фразы с одновременным отстукиванием темпа рукой, мячом и т.д.

-чтение стихотворения в медленном темпе (сопряжено, отраженно, самостоятельно с одновременным отстукиванием темпа, опираясь на удары метронома и без них);

Выполняя данные упражнений можно использовать контроль в зеркале.

При замедленном темпе используют следующие упражнения:

•повторение фразы (сопряжено, отраженно) в ускоренном темпе;

•проговаривание фразы в ускоренном темпе по удар метронома;

•проговаривание фраз под быструю музыку;

•произнесение в ускоренном темпе стихов и скороговорок;

•обыгрывание различных  инсценировок в сопровождении динамичного произнесения слов.

2 этап. Формирование понятий о выразительности речи и о видах интонаций.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности и осуществляется в 5 направлениях:

1.Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

2.Знакомство с повествовательной интонацией.

3.Знакомство с вопросительной интонацией.

4.Знакомство с восклицательной интонацией

5.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

3 этап. Формирование интонационной выразительностью в экспрессивной речи.

Задачи этого этапа:

- формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

- дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи;

- соблюдение логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.

1.Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.

Формирование интонационной выразительности повествовательного предложения проводится по четырем основным типам интонационных структур.

2.Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

Логопед объясняет детям, что при вопросительной интонации, голос резко повышается на слове, которое несёт логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается. Затем дети отрабатываю навык (сопряжено, отраженно и самостоятельно).

3.Работа над интонацией восклицательного предложения.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи выполняются упражнения с междометиями с использованием картинок, стихов, звукоподражаниями, считалками, диалогами, сказками и т. д. работа над интонацией проводится по подражанию, отраженно и самостоятельно.

4.Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Закрепление и различение различной интонации проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

5. Работа над речевой паузой в тексте, предложении.

Речевая пауза – это остановка, которая делит речевой поток. Работу над паузой хорошо начинать на материале стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы

6.Работа над правильной постановкой логических ударений.

Коррекционная работа над правильной постановкой логических ударений тесно связана с работой над речевым дыханием, голосом и интонационной выразительностью. И может проводиться на любом из этих этапов  работы.

4 этап. Автоматизация навыка интонационной выразительности речи.

Работа по автоматизации навыка интонационной выразительности речи проводится не только на занятиях по развитию речи. Целесообразно использовать все виды деятельности дошкольников для закрепления и дальнейшего развития навыков и умений, полученных на специальных занятиях.

Для автоматизации навыка интонационной выразительности речи рекомендуется использовать следующие виды деятельности:

Инсценировки.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях.

В играх дети приобретают опыт правильной выразительной речи. Затем эти сценки дети показывают зрителю на праздниках или концертах, в более сложных условиях.

Инсценировки в присутствии зрителей вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.

Логоритмика.

Главная задача логопедической ритмикой – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования чувства ритма в процессе движения. Все логоритмические занятия служат целям коррекции речи, движения и личности ребенка. Их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы. Практический материал следует распределить в следующей последовательности:

- Ритмическая разминка.

- Общеразвивающие упражнения.

- Пение.

- Музыкально ритмические движения, игры, танцы.

- Речевые упражнения.

- Слушание музыки.

-Куклы-бибабо.

-Сюжетно-ролевые игры.

Играя, дети берут на себя роль взрослых, детей, различных персонажей. В игре они копируют их действия жесты, манеру говорить, невольно упражняясь в изменении силы голоса, темпа и тембра. В разных сюжетах они используют различные интонации.

Произнесение скороговорок с разной интонацией.

Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.п.) даёт навык произнесения различных вариантов интонации.

Систематическая работа по развитию просодической стороны речи, организованная по предложенной выше системе, окажет положительное влияние на состояние просодических составляющих детей со стертой дизартрией, а так же приведёт к улучшению артикуляционных возможностей, накоплению речевого опыта, расширению и активизации словарного запаса. Кроме того, дети получат представления о компонентах просодии. В результате коррекционной работы речь детей становится более понятной,  выразительной. Дети становятся более активными и общительными. А это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной функции речи.


Список литературы:

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 338 с.

2.Белякова, Л.И. Заикание: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 208 с.

3. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.  

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

5. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.

6. Филатова, Ю. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии [Текст] // Дефектология, 2012. – №4. – С. 38–46.

7. Швецова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е.Е. Швецова – М.: Астрель, 2008. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.

Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы...

«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некото...

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией  с помощью метода наглядного моделирования....

"Коррекция нарушения словообразования у дошкольников со стертой дизартрией посредством дидактической игры"

Педагогический проект. (применение дидактических игр по формированию словообразовательных умений у дошкольников со стертой дизартрией способствует повышению уровня словообразования)....

Коррекция звукопроизношения у детей со стертой дизартрией

консультация для педагогов по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией...

«Особенности нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией»

Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией, обусловленны органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и  обусловлена нарушением ...

Мастер-класс: «Применение эффективных методов и приёмов, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»

Представление опыта работы по применению эффективных методов и приёмов, направленных  на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста....