Коррекция звукопроизношения у детей со стертой дизартрией
консультация по коррекционной педагогике
консультация для педагогов по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Логопедическая работа по коррекции нарушения звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией».
Подготовила:
учитель-логопед
Нащекина Е.В.
Исследования, направленные на выявление уровня сформированности произносительной стороны речи у детей с речевыми нарушениями показали, что у большей части обследуемых детей нарушено звукопроизношение. Исходя их этого, для данной категории детей необходима специальная коррекционная работа с использованием дидактических игр.
Задачи коррекционной работы:
- обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи;
- развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа;
- нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи;
- коррекция проявлений стертой дизартрии.
Самостоятельная речь ребенка являлась основной формой работы. С этой целью детям предлагались игры типа лото, сюжетные игры с называнием однородных предметов, игры в вопросно-ответной форме, игры-драматизации, беседы на определенные темы, обсуждение произведений литературы и искусства.
Основными методами работы являлись: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливались межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной работы были основаны на закономерностях развития фонетико-фонематической системы языка в норме.
Логопедическая работа имела следующие задачи: развитие общей и речевой моторики (подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков с помощью артикуляторной гимнастики); работа над речевым дыханием, над развитием голоса; постановка звуков, их автоматизация и дифференциация; обучение выразительности, интонированию, правильному логопедическому ударению и наряду с этим велась работа по развитию звуко-слогового анализа, усвоению слов сложной слоговой структуры.
Основные задачи логопедической работы были следующие: развитие слухового восприятия, внимания (к неречевым и речевым звукам), развитие правильного речевого дыхания, голоса, речевой моторики; постановка, автоматизация и дифференциация звуков; обучение выразительности, интонированию; формирование фонематического восприятия, анализа, синтеза слоговой структуры слова.
При организации дидактических игр и упражнений руководствовались следующими рекомендациями:
- игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);
- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель - помочь ему в этом;
- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия, или проводиться в один из режимных моментов
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- в процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры). Использование дидактических игр способствует приобретению навыков речевой коммуникации у детей. Ребенок приобретает умение различать правильное и неправильное звукопроизношение; как чужое, так и свое, а также в дидактической игре закрепляются навыки правильного восприятия и воспроизведения фонем родного языка. Кроме того, следует учитывать роль дидактических игр в коррекции нарушений поведения и эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевой патологией.
На групповых и подгрупповых занятиях изучались те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скорректированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводилась работа по развитию связной речи - на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальная работа была направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялась индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов.
На индивидуальных занятиях с детьми выполнялись следующие задания:
- артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- постановка звуков разными способами;
- автоматизация звуков в речи;
- дифференциация звуков в речи;
- обогащение словарного запаса;
- закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Основной задачей в реализации основных направлений содержательной работы с детьми со стертой формой дизартрии является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач дошкольного образования. Без этой взаимосвязи невозможно добиться преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. В индивидуальных беседах с родителями рассказывалось о способах исправления речевых нарушений, какие игры можно проводить в домашних условиях с ребёнком, на что обратить особое внимание, была рекомендована литература, показаны способы артикуляционной гимнастики. Также на сайте размещены «Советы логопеда», в которых предложена информация об актуальных проблемах речевого развития детей разного возраста и посильной помощи со стороны родителей.
Игровые приемы максимально широко использовались на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывания звука), автоматизации и дифференциации звука.
Работая индивидуально и с группой детей, применялись различные виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольные печатные игры и словесные игры. На индивидуальных занятиях игры носили характер уточнения, закрепления поставленного звука, работу над звуковым анализом слова, развитием мелкой моторики рук.
Целью подготовительного этапа являлась подготовка артикуляционного аппарата к поставке звуков. Для этого были использованы дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики и правильного дыхания. Для развития артикуляционных движений были использованы игровые упражнения Л. Л. Бетц, Н. В. Нищевой, Т. Б. Филичевой, С.П. Цукановой, Г.В. Чиркиной и др., направленные на развитие статики, динамики, подвижности языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Эффективными являются артикуляционные игры: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка» и другие.
Также учитывалось, что мелкая моторика включает упражнения на улучшение мышечного тонуса, быстроты, силы, плавности и точности движений. На данном этапе работы были использованы игры «Дождик», «Делай, как я», «Дорога из прищепок», «Веселые ладошки».
Для выработки правильного диафрагмального дыхания были использованы игры «Кошка», «Насос», «Большой маятник», «Задуй свечу».
Второй этап – постановочный, включал классические способы постановки звуков, но также при обязательном использовании дидактических игр.
В работе по коррекции звукопроизношения были использованы рекомендации Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, которые предлагают использовать 3 способа постановки звуков. Первый способ включает подражание правильному звуку. Ребенок воспринимает артикуляционные фонемы, пользуясь при этом зрением, слухом, мышечными ощущениями и сознательно пытается воспроизвести правильные движения органов артикуляции. Использовали игровые приемы «Насосом накачиваем колесо (с-с-с)», «Дует холодный ветер», «Сдувается шарик», сказка «Поспешили-насмешили».
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи шпателя или зонда. При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Эффективные игры при этом способе являются «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужжалочка», «Моторчик» и др.
Третий способ – смешанный. На данном этапе, для воспроизведения требуемой артикуляции с помощью словесных пояснений и путем подражания механически воздействуем на речевые органы, чтобы помочь более точно и полно воспроизвести требуемую артикуляцию. Были использованы игровые приемы И.В. Баскакиной, М.И. Лынской «Шипелочка», «Свистелочка», «Заведем моторчик», «Индюк», «Как Буратино за грибами ходил», «Подбери по звучанию похожие слова».
На этапе автоматизации вводилось включение поставленных звуков в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. Сначала соединяем изолированно поставленный согласный с гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] в прямые слоги (са, со, су, сы, сэ), в обратные (ас, ос, ус, ыс, эс) и со стечением согласных (ста, сто, слу, слы). На данном этапе реализовываются игровые приемы Н.В. Нищевой, Л.А. Комаровой, О.В. Егоровой и других «Жук-пожарник», «Варежка», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Один-много» задания из пособия Н.В. Галльской «Тетрадь для закрепления произношения звуков (Говорящий карандашик)».
На этапе дифференциации последовательно различались смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам в игровых упражнениях по твердости и мягкости: «наоборот», «сигнальщики», «эхо» и др.; по звонкости и глухости: «Загрузим в грузовик картинки», «Соберем Соне сумку, а Зое рюкзак» и др.; ударности и безударности слогов: «Какой слог нужно добавить: ударный или безударный, чтобы получились слова?», «Прочитайте слова с ударением на первом слоге» и другие.
Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.
Поэтапность и систематичность использования обучающих дидактических игр способствовали коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Следует отметить, что использование дидактических игр с целью коррекции нарушений звуков у детей позволяет всесторонне развивать дошкольников, но не всегда является условием активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. В процессе работы у большинства детей отмечалась соматическая ослабленность, имелись нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, эмоциональная неустойчивость. Нарушения артикуляционной моторики к тому же обычно сочетаются с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные. На занятиях по коррекции звукопроизношения соединяли логопедические задания и дидактические игры с движениями, что приводило к повышению активности детей, развитию двигательной сферы. Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность детей, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.
Игры с мячом «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Разноцветные мячи», «Звуковая цепочка» с передачей мяча, «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
Подвижные игры: «Цветы и пчелки», «Живая стрелка», «Найди свой домик» и др. Примеры игровых заданий с движениями по автоматизации звука [Л], которые были использованы в работе по коррекции звукопроизношения представлены в приложении 3.
Таким образом, использование средств игровой логопедии способствовало коррекции звукопроизношения у детей с дизатрией и повышению результативности логопедической работы.
Список используемой литературы:
1. Агранович, 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2016. – 48 с.
2. Алтухова, Г. Н. Научитесь слышать звуки / Г. Н. Алтухова. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. – 112 с.
3. Артемова, Е. Э. Нейропсихологический аспект изучения нарушений звуковой и слоговой структуры слова / Э. А. Артемова, О. В. Григорьева // Universum: Психология и образование . - 2016. - № 10. - С.33-38.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. – Москва : Астрель, 2012. – 217 с. Колесникова, Е. П. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста / Е. П. Колесникова, М. А. Сергеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №37. - С. 99-103.
5. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2011. - 190 с.
6. Лопатина, Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 45 - 51.
7. Никишина, А. А. Формирование звукопроизношения у детей со стертой дизартрией старшего дошкольного возраста / А. А. Никишина, М. Ю. Криворотова / В сборнике: Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции / Под ред. Е. А. Певцовой. 2016. - С. 168-170.
8. Осиянцева, Н. В. Использование дыхательной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста / Н. В. Осиянцева, Е. В. Колтыгина // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 6-1. - С. 47-50.
9. Репина, З. А. Теоретические представления о роли речевых кинестезий для развития фонематических процессов (звукоразличения и фонематического анализа) / З. А. Репина // Народное образование. Педагогика. – 2014. – Выпуск № 3. – С.94-98.
10. Филичева, Т. Е. Основы логопедии / Т. Е. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Академия, 201. - 238 с.
11. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н. С. Четверушкина.– Москва : Гном и Д, 2017. – 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему - "Исследование состояния звукопроизношения у детей со стертой дизартрией"
В презентации описывается методика обследования звукопроизношения у детей со стертой дизартрией....
Консультация "Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии"
Для своевременного и правильного проведения коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии логопеду необходимо тщательно продиагностировать произносительную сторону речи д...
Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.
АннотацияВ статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определены этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопро...
Методы коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией
В последние годы число детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития, значительно возросло. Наиболее частой причиной нарушения речи является стёртая дизартрия. В логопедической литерат...
«Особенности нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией»
Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией, обусловленны органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и обусловлена нарушением ...
Использование методов логоритмики при коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
Я занимаюсь с детьми старшего дошкольного возраста коррекцией звукопроизношения и дополнительно веду занятия логоритмикой с использованием нейроигр у детей средних групп. Подбирая ребят в подгруппы в ...