Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Путешествие в осенний лес" в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ландышева Елена Владимировна

В средней группе детского сада продолжаем знакомить детей с природой родного края. В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое появляется в разных формах.  Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо собак и кошек. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной чистоты, оставить его копаться в песке, а самим пообщаться с соседями. Причем невдалеке находится сквер, парк и даже лесопарк – великолепные условия для общения ребенка с природой, для его познавательного развития. Некоторые дети даже не знают березу, видели только по телевизору.
Современные городские дети испытывают страх перед природой, для них она чужая и незнакомая. Некоторые дети боятся играть с мокрым песком, потому что это грязно, за это дома могут наказать. При общении с животными некоторые дети (с кошкой) дети замечали: «фу, она противная» или еще что-то. Многие дети совершенно не представляют связь продуктов питания с объектами природы.  Они уверены, что молоко бывает только в магазинах. Конечно не все дети такие, у кого есть в деревне бабушки и дедушки знают все это. Но ведь общение с природой это есть – экологическое воспитание.
В последнее время с детьми дошкольного возраста проводим разные исследовательские действия, опытничество: Почему растение завяло? (не поливали).
Природа является необычным многообразием форм жизни, поэтому стараемся научить и детей. Детей учим наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Определять состояние погоды. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к растениям и животным. Дети данного возраста уже знают названия 5-6 деревьев, многие дети знают названия 6-7 птиц, где они обитают. Почему улетают в теплые места. Дети не путают насекомых, отмечают характерные особенности. Интерес к природе родного края, интерес к животным прививаем детям посредством игр, познавательных занятий, загадок, стихов. Прочитали детям книгу В.Бианки «О животных», учим стихи. На физкультурных занятиях   с детьми имитируем движения животных как домашних, так и диких. Дети любят играть в игру «Зверолов», «Ветерок и цветы» и др.  С детьми играем со следами животных «Чей след?», «Нарисуй такой же» и т.д.
Прививая у детей любовь к природе, показываем им красоту природы, облака утром, вечером, солнцестояние и т.д.
Таким образом, при воспитании интереса к природе любви к родному краю происходит формирование познавательных интересов детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_konspekt_nod_1.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию

на тему «Путешествие в осенний лес»

в средней группе

Цель: Расширить знания детей о временах года (об осени).

Задачи. 1. Образовательные: Углубить знания детей о характерных особенностях поздней осени, учить замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг, звери готовят запасы на зиму. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

2. Развивающие: Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать слуховое восприятие, память, мышление.

3. Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе, умение любоваться красотой осеннего леса; вызвать желание помочь животным и птицам.

Предварительная работа.

1. Наблюдения за деревьями на участке;

2. Наблюдения за состоянием погоды на улице;

3. Экскурсия вокруг территории детского сада;

4. Д/и «Времена года»

5. Рассматривание пейзажа (картины) «Лес ранней и поздней осенью»;

6. Беседа «Как дикие животные готовятся к зиме;

7. Разучивание комплексов упражнений по пальчиковой гимнастике;

8. Чтение и заучивание стихотворений, разгадывание загадок об осени.

Оборудование и материалы.

1. Декорация осеннего леса: елочка, деревья без листьев.

2. Запись: шум холодного ветра, крики улетающих птиц.

3. Мягкая игрушка: серенький зайчик.

Методы и приемы.

1. Рассматривание декорации осеннего леса;

2. Слушание записи шума холодного ветра, крики улетающих птиц;

3. Загадывание загадок, чтение стихотворений;

4. Беседа;

5. Поощрения детей за правильный ответ;

6. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка;

7. Угощение.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, послушайте и отгадайте мою загадку:

Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?

Дети: - Осенью!

Воспитатель: - Правильно, молодцы! А давайте сейчас все вместе отправимся

в осенний лес! Он теперь не такой, какой был раньше. Это вы сами увидите и убедитесь. А чтобы наше путешествие было веселым, споем любимую песенку: «Вместе весело шагать…»

  Вместе весело шагать по просторам

  По просторам, по просторам.

  И, конечно, припевать лучше хором

  Лучше хором, лучше хором.

  Спой-ка с нами, перепелка - перепелочка,

  Раз иголка, два иголка будет елочка,

  Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,

  Раз словечко, два словечко будет песенка.

-- Вот мы и пришли в осенний лес. А как можно догадаться, что мы уже в лесу?

 (Ответы детей: В лесу много деревьев).

 Воспитатель: - Правильно вы сказали. Обратите внимание на них, какие они

все разные: есть высокие, есть и низкие. Посмотрите, ребята, как изменился лес. Вспомните, какой был лес в начале осени, и какой сейчас он стал. Что изменилось в лесу?

 (Ответы детей: Листочки опали с деревьев, деревья стали голыми; трава пожелтела, завяла; тихо стало в лесу).

Воспитатель: Почему?

(Потому что стало холодно, солнышко уже не греет, птицы улетели в теплые края, все звери готовятся к зиме, попрятались в свои норки от холода).

Воспитатель: - Вот и ветер подул (Грамзапись холодного, шумного ветра). Посмотрите, как качаются деревья.

Физкультминутка «Ветер».

В лесу ветер разгулялся,               (руки вверх)

И стал елочки качать:                     (качаются руками)

Раз - налево, раз – направо           (повороты туловищем)

Раз, два, три, четыре, пять            (кружатся вокруг себя)

-  Ой, что это? Слышите, голоса птиц (грамзапись). Птички летят. Куда же они летят?   (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, ребята. Многие птицы осенью улетают в теплые края. А почему же они улетают, разве им у нас плохо? (Ответы детей).

- Да, ребята, у нас птицам зимой будет плохо, нечего им будет есть, так как все насекомые уже попрятались, реки и озера скоро замерзнут, а ведь многие птицы питаются насекомыми, рыбками и лягушками. Поэтому они улетают в теплые края, где не бывает холодной зимы, холодных дней. А весной, с наступлением теплых дней, они снова прилетят к нам.

 Воспитатель: А хотите со мной  поиграть в игру «Закончи предложение». Я начну, а вы закончите.

Игра «Закончи предложение».

1. В ноябре холодная погода, потому что...      (ответы детей).

2. В ноябре мало птиц, потому что...                 (ответы детей).

 3. В ноябре деревья стоят голые, потому что... (ответы детей).

4. В ноябре звери прячутся в норки, потому что... (ответы детей).

5. В ноябре люди надели теплую одежду, потому что.... (ответы детей).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, интересные получились предложения.

Ребята, может мы кого-то  встретим в лесу?  

Ой, кто-то под пеньком сидит тут. Выходи к нам, не бойся, мы тебя не

обидим. ( Зайка выходит, весь дрожит). Бедный зайка, весь замерз, наверное, дрожит, долго сидел под кустом испугался кого-то? Интересно, кого наш зайчик боится?           (Ответы детей).

Воспитатель: Эх, ты, серенький зайчик, не беспокойся, скоро наступит зима. Все покроется снегом, станет белым бело, поменяешь серую шубку на белую и на белом снегу станешь незаметной, волк и лиса тебя не найдут. Давай

лучше тебя согреем сейчас, поиграем в игру.

Игра «Зайка серенький сидит».

Воспитатель (от имени зайки): - Вот спасибо вам, ребята. Какое у вас доброе сердце. Теперь я не буду бояться волка и лису. За это я хочу вас отблагодарить. Подождите меня, я сейчас (заяц убегает под елку и вытаскивает мешок с яблоками, угощает детей).

Дети: (благодарят зайца за угощение).

Воспитатель: - Ну, ребята, нам пора в детский сад. Не будем мешать зверям готовится к зиме. Прощайте, друзья!  

(Уходят обратно с песней «Вместе весело шагать…»)

В результате проведенной работы мы углубили знания детей о характерных особенностях поздней осени, научить замечать и называть изменения в природе. Обогатили речь детей, умение отвечать на вопросы полными предложениями. Воспитывали доброжелательное отношение к живой природе, умение любоваться красотой осеннего леса.

Список использованной литературы

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования./ Под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика – Синтез. 2017.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа./ автор – составитель З.А.Ефанова – Волгоград: Учитель. 2012.
  3. Н.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Наши пальчики играют» /Санкт – Петербург «Паритет». 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений и животных.Учить понимать добрые и п...

Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе «Заколдованная страна (транспорт)»

Конспект занятия по познавательному развитию.  На занятии дети классифицируют транспот (городской, железнодорожный, водный, воздушный)...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа

Задачи :      - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...

Конспект занятия ОО "Познавательное развитие по разделу "Окружающий мир в средней группе "Весна - красна.

формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, её погодных явлений, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период...

Разработка конспекта НОД по познавательному развитию на тему: «Прятки с водой » (средняя группа)

Цель: Формирование представлений о свойствах воды.Задачи:·        Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой;·...