Конспект занятия по развитию речи для детей с ЗПР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ НОД по развитию связной речи для детей с ЗПР "Подарок для Маши"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podarok_dlya_mashi.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей самостоятельно составлять небольшие описательные рассказы по наглядному плану (мнемотаблицы);
-развивать зрительное внимание;
-совершенствовать грамматический строй речи,
- развивая умение употреблять существительные в родительном падеже;
-обогащать словарный запас детей за счет названий деталей грузовой машины: кабина, кузов, колеса, руль, фары, груз, грузовая, самосвал.
Коррекционные :
-продолжать развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- продолжать развивать зрительное восприятие и внимание;
-продолжать развивать умение соотносить реальную игрушку с ее изображением;
-продолжать развивать сенсорные способности (определять и называть цвет, форму, величину, материал, из которого сделана игрушка).
Необходимые материалы и оборудование:
магнитная доска, 5 мнемотаблиц, указка, магниты, игрушка: самосвал; ткань или большой платок, рисунки грузовика с недостающими деталями (у каждого ребенка - индивидуальный картинка), большой конверт с письмом.
Ход занятия
Вводная часть.
Дети садятся на стулья, поставленные в ряд. Перед детьми — стол, на котором стоит игрушка-грузовик, накрытый тканью. Рядом со столом — мольберт с магнитной доской.
Воспитатель: посмотрите, ребята, что же это? Наверно, кто-то нам хотел сделать сюрприз? Давайте посмотрим? (Открывает ткань). Да это же…
Дети: Машина!
Педагог: Правильно, это машина. А кто, интересно, нам ее прислал и что нам с ней делать?
Вдруг рядом с машиной педагога находит конверт.
воспитатель: наверное в этом конверте - ответ на наш вопрос. Сейчас откроем его.
«Здравствуйте, дети! Я Маша — подруга Медведя, который часто бывал у вас на занятиях. Он мне рассказал, что вы очень умные дети. Миша сообщил, что сделал мне подарок — машину, но увидеть ее я смогу только тогда, когда приду к вам в детский сад. Ах, как мне интересно, какая она! Дети, я приду в детский сад еще не скоро, поэтому хочу попросить вас рассказать о моей машине, а кого-нибудь из взрослых записать все ваши рассказы и отправить мне по адресу: Тюменская область, в лес рядом с селом Чикча.
С нетерпением жду от вас письма. До свидания!
Педагог: ребята, будем придумывать рассказы про машину, чтобы Маша смогла ее представить?
Дети: Да!
Обучающая часть.
Воспитатель: ребята, у меня есть волшебные картинки, которые помогут вам составить рассказ о машине.
Выставляю первую схему (мнемотаблицу№ 1) – части и детали машины. Дети совместно с педагогом выделяют их, проговаривая название каждой детали и части машины хором и индивидуально. Таким же образом строится работа и с остальными мнемотаблицами.
Далее воспитатель задает детям вопросы, дети отвечают на них.
Педагог: посмотрите на эту картинку, вы ее уже знаете. Что она обозначает?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте посмотрим, какие части мы можем выделить у машины? Ответы детей.
Педагог: Зачем нужна кабина? Ответы воспитанников.
Педагог: что есть в кабине? Ответы детей.
Педагог: для чего машине нужны фары? Ответы детей.
Педагог: для чего машине нужны колеса? Ответы воспитанников.
Педагог: сколько колес у машины? Ответы детей.
Воспитатель: как вы думаете, какая у нас машина — грузовая или легковая?
Ответы воспитанников.
Педагог: почему вы так думаете? Ответы детей.
Воспитатель: зачем грузовику нужен кузов? Ответы детей.
Педагог: какие грузы может перевозить грузовик? Ответы детей.
Педагог: осмотрите, кузов у грузовика откидывается. Кто знает, как называется такой грузовик? Ответы воспитанников.
Педагог: верно, это значит, что он сам сваливает груз. Вот какая умная машина! Молодцы, ребята!
Точно так же ведется работа и по другим схемам в следующей последовательности.
Воспитатель : ребята, вы наверно очень устали а давайте мы с вами немного отдохнем.
Физминутка: Маша и Медведь «Большая стирка».
Цвет (каждой части)мнемотаблица №2
Педагог: посмотрите на эту картинку. Что она обозначает?
Дети: Картинка обозначает цвет каждой части игрушки.
Педагог: какого цвета кабина машины? Ответы детей.
Воспитатель: какого цвета кузов машины? Ответы воспитанников.
Педагог: какого цвета фары? Ответы детей.
Педагог: какого цвета колеса грузовика? Ответы детей.
Педагог: если наш грузовик разных цветов, то он какой? Ответы детей.
Педагог: вот какая яркая у нас грузовая машина.
Форма. Мнемотаблица №3
Педагог: посмотрите на эту волшебную картинку. Что она обозначает?
Дети: на какую геометрическую фигуру похожа машина.
Педагог: давайте посмотрим, на какую геометрическую фигуру похожа машина в целом? Ответы детей.
Педагог: на какую геометрическую фигуру похожи колеса машины? Ответы.
Воспитательг: если бы колеса были похожи на квадрат, то смог бы наш грузовик ездить? Ответы воспитанников.
Материал, из которого сделана игрушка. Мнемотаблица №4
Педагог: посмотрите на эту картинку. Что она обозначает? Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, из какого материала сделан наш грузовик? Ответы детей.
Педагог: Молодцы, правильно — вся игрушка пластмассовая.
Как играть/действовать с данной игрушкой. Мнемотаблица № 5
Педагог: посмотрите на эту последнюю картинку. Что она обозначает? Ответы детей.
Педагог: что вы можете об этом рассказать? Ответы детей.
Воспитатель: какие вы молодцы, все знаете! А теперь давайте попробуем придумать рассказы о грузовой машине, чтобы Маша представила ее. Постараемся? Ответы воспитанников.
Далее воспитатель дает свой образец рассказа о грузовике.
Педагог: Это машина-грузовик. У нее есть кабина, чтобы управлять машиной; фары, чтобы освещать дорогу. Есть четы колеса, чтобы машина могла ехать и кузов, чтобы перевозить различные грузы — песок, землю, игрушки. Этот грузовик называется самосвал, потому что у него кузов откидывается сам. Кабина у машины красного цвета, фары — зеленого, кузов — синего, колеса — черного цвета. В целом грузовая машина похожа на прямоугольник, а колеса на круг. Этот грузовик большой. Сделана вся игрушка из пластмассы. Играть с грузовиком можно по-разному: катать его, перевозить и сваливать различные грузы, ставить в гараж, мыть, чинить. Вот какая замечательная грузовая машина!
Индивидуальные рассказы детей.
В ходе рассказов детей педагог оказывает им помощь: помогает наводящими вопросами, ориентирует на нужную мнемотаблицу и т. д.
Упражнение «Чего не хватает?»
Дети стоят у столов, составленных вместе. На них изображением вниз «ромашкой» выложены листы — по количеству детей. На картинках грузовая машина с какой либо недостающей деталью, которая прорисована легким пунктиром.
Педагог поочередно предлагает детям выбрать и перевернуть одну картинку, показать ее другим и назвать, чего не хватает у машины («У моего грузовика не хватает кабины (груза, фары, колеса/колес, кузова)»).
Заключительная часть.
Молодцы ребята, мы помогли Маше побыстрее узнать какой подарок приготовил ей Миша. Письмо с вашими рассказами будет отправлено ей по адресу.
Рефлексия.
Педагог: ребята наше занятие подошло к кону. Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было для вас трудным?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Солнышко
Конспект НОД по развитию связной речи для детей с ЗПР «Подарок для Маши»
Выполнила: воспитатель-
Новоженова М.С.
Ковдор 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"
Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....
Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи
Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи...
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет "Путешествие в страну Красивой речи"
Конспект по развитию речи (грамота)...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...