План самообразования "Развитие речевой активности в процессе работы над загадками" средняя группа
проект по развитию речи (средняя группа)

Инна Игоревна Радченко

Задачи:

  1. Развивать умение охотно вступать в речевое общение.
  2. Развивать умение задавать вопросы.
  3. Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о предметах из ближайшего окружения путем сочинения описательных загадок.
  4. Формировать умение использовать в речи названия предметов, материалов, из которых они сделаны; названия живых существ и среды их обитания; слова, обозначающие свойства и качества предметов; степень и качества объектов; слова, обозначающие некоторые видовые и родовые обобщения, а также лежащие в основе обобщений существенные признаки.
  5. Развивать умение свободно пользоваться простыми полными распространёнными предложениями с однородными членами.
  6. Развивать умение понимать отношения между объектами на основе отгадывания загадок с отрицанием. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.  Средняя группа».

Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.  

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Развивать умение охотно вступать в речевое общение.
  2. Развивать умение задавать вопросы.
  3. Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о предметах из ближайшего окружения путем сочинения описательных загадок.
  4. Формировать умение использовать в речи названия предметов, материалов, из которых они сделаны; названия живых существ и среды их обитания; слова, обозначающие свойства и качества предметов; степень и качества объектов; слова, обозначающие некоторые видовые и родовые обобщения, а также лежащие в основе обобщений существенные признаки.
  5. Развивать умение свободно пользоваться простыми полными распространёнными предложениями с однородными членами.
  6. Развивать умение понимать отношения между объектами на основе отгадывания загадок с отрицанием.  

Прогнозируемый результат: дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов и явлений.    

Актуальность: речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Мышление осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов. Обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами. Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.  Средняя группа»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.  Средняя группа»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. «Что такое рифмованная загадка?».

Цель: продолжение в упражнении отгадывания рифмованных загадок, опираясь на наглядность.

2. «Знакомство со схемой».

Цель: ознакомление со схемой рифмованной загадки.

3. «Отгадай-ка».

Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки о предметах ближайшего окружения, опираясь на схему.

Ноябрь

1. «Подходит-не подходит».

Цель: развитие умения подбирать загадки к схеме рифмованных загадок.

2. «Отгадай, кто спрятался».

Цель: продолжение развития умения отгадывать рифмованные загадки, опираясь на смысловое значение слова.

3. «Что такое описательная загадка?».

Цель: продолжение ознакомление с описательными загадками.

Декабрь

1. «Угадай, что это?».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки по 3-4 признакам, опираясь на наглядность.

2. «Расскажи о себе».

Цель: развитие умения отгадывать загадки, стараясь узнавать домашних животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам.

3. «Схема описательной загадки».

Цель: развитие умения пользоваться схемой описательной загадки.

Январь

1. «Я все про тебя знаю».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по схеме.

2. «Расскажи, что видишь».

Цель: развитие умения подбирать наиболее характерные признаки предмета для его описания.

3. «Найди по схеме».

Цель: развитие умения сопоставлять отличительные признаки предмета со схемой.

Февраль

1. «Отгадай мою загадку».

Цель: развитие умения придумывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения, опираясь на схему.

2. «Я тебе загадаю».

Цель: развитие умения придумывать описательные загадки по 4 признакам о предметах ближайшего окружения по схеме.

3. «Самый загадочный».

Цель: упражнение в придумывании загадок по 3-4 признакам.

 Март

1. «Самая интересная загадка».

Цель: закрепление навыка речи-описания.

2. «Что такое загадка с отрицанием?».

Цель: ознакомление с загадками с отрицанием.

3. «На что похоже?».

Цель: развитие умения отгадывать загадки с отрицанием на основе наглядности (игрушка).

Апрель

1. «Найди сходства».

Цель: развитие умения находить идентичные признаки у предметов ближайшего окружения.

2. «Найди отличия».

Цель: развитие умения находить отличия у предметов ближайшего окружения.

3. «Найди один из многих».

Цель: развитие умения отгадывать загадки с отрицанием о предметах ближайшего окружения на основе наглядности (несколько предметов, похожих, например, по форме).

Май

1. «Угадай, что я задумал».

Цель: развитие умения отгадывать загадки с отрицанием о предметах без наглядности.

2. «Кто придет к нам в гости?».

Цель: развитие умения отгадывать загадки о животных без наглядности.

3. «Знаешь ли ты свою группу?».

Цель: закрепление навыка отгадывания загадок с отрицанием (не более 4 отрицаний).

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Оформление буклетов в уголке для родителей.
  2. Наглядная информация «История происхождения загадки».
  3. Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей среднего дошкольного возраста».  

Изучение литературы по теме:

  1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение».
  2. Выготский Л.С. «Мышление и речь».
  3. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».
  4. Нестеренко А.А. «Страна загадок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Связная речь – показатель речевого  и познавательного развития ребенка.На этапе завершения дошкольного образования  («Целевые ориентиры дошкольного образования» - ФГОС ДО) ...

Развитие кинестетической чувствительности и речевой активности в процессе игр с манной крупой.

Идея использования манной крупы а арт-терапевтической работе основана на методологии юнгианской песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, сво...

Выступление на педагогическом совете «Эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов у детей 6-7 лет»

Материал расскрывает эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов....

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....

КАРТОТЕКА игр на развитие познавательной и речевой активности у детей для первой младшей группы.

Дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации п...

Справка об активном участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 10.12.2020

Справка об активном участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 10.12.2020...

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

Работа над речевым дыханием является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда над фонетической стороной речи. Мне бы хотелось поделиться приемами работы по формированию центральн...