План самообразования "Развитие речевой активности в процессе работы над загадками" средняя группа
проект по развитию речи (средняя группа)
Задачи:
- Развивать умение охотно вступать в речевое общение.
- Развивать умение задавать вопросы.
- Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о предметах из ближайшего окружения путем сочинения описательных загадок.
- Формировать умение использовать в речи названия предметов, материалов, из которых они сделаны; названия живых существ и среды их обитания; слова, обозначающие свойства и качества предметов; степень и качества объектов; слова, обозначающие некоторые видовые и родовые обобщения, а также лежащие в основе обобщений существенные признаки.
- Развивать умение свободно пользоваться простыми полными распространёнными предложениями с однородными членами.
- Развивать умение понимать отношения между объектами на основе отгадывания загадок с отрицанием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Средняя группа».
Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Развивать умение охотно вступать в речевое общение.
- Развивать умение задавать вопросы.
- Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о предметах из ближайшего окружения путем сочинения описательных загадок.
- Формировать умение использовать в речи названия предметов, материалов, из которых они сделаны; названия живых существ и среды их обитания; слова, обозначающие свойства и качества предметов; степень и качества объектов; слова, обозначающие некоторые видовые и родовые обобщения, а также лежащие в основе обобщений существенные признаки.
- Развивать умение свободно пользоваться простыми полными распространёнными предложениями с однородными членами.
- Развивать умение понимать отношения между объектами на основе отгадывания загадок с отрицанием.
Прогнозируемый результат: дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов и явлений.
Актуальность: речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Мышление осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов. Обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами. Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Средняя группа»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Средняя группа»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. «Что такое рифмованная загадка?». Цель: продолжение в упражнении отгадывания рифмованных загадок, опираясь на наглядность. 2. «Знакомство со схемой». Цель: ознакомление со схемой рифмованной загадки. 3. «Отгадай-ка». Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки о предметах ближайшего окружения, опираясь на схему. |
Ноябрь 1. «Подходит-не подходит». Цель: развитие умения подбирать загадки к схеме рифмованных загадок. 2. «Отгадай, кто спрятался». Цель: продолжение развития умения отгадывать рифмованные загадки, опираясь на смысловое значение слова. 3. «Что такое описательная загадка?». Цель: продолжение ознакомление с описательными загадками. |
Декабрь 1. «Угадай, что это?». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки по 3-4 признакам, опираясь на наглядность. 2. «Расскажи о себе». Цель: развитие умения отгадывать загадки, стараясь узнавать домашних животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам. 3. «Схема описательной загадки». Цель: развитие умения пользоваться схемой описательной загадки. |
Январь 1. «Я все про тебя знаю». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по схеме. 2. «Расскажи, что видишь». Цель: развитие умения подбирать наиболее характерные признаки предмета для его описания. 3. «Найди по схеме». Цель: развитие умения сопоставлять отличительные признаки предмета со схемой. |
Февраль 1. «Отгадай мою загадку». Цель: развитие умения придумывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения, опираясь на схему. 2. «Я тебе загадаю». Цель: развитие умения придумывать описательные загадки по 4 признакам о предметах ближайшего окружения по схеме. 3. «Самый загадочный». Цель: упражнение в придумывании загадок по 3-4 признакам. |
Март 1. «Самая интересная загадка». Цель: закрепление навыка речи-описания. 2. «Что такое загадка с отрицанием?». Цель: ознакомление с загадками с отрицанием. 3. «На что похоже?». Цель: развитие умения отгадывать загадки с отрицанием на основе наглядности (игрушка). |
Апрель 1. «Найди сходства». Цель: развитие умения находить идентичные признаки у предметов ближайшего окружения. 2. «Найди отличия». Цель: развитие умения находить отличия у предметов ближайшего окружения. 3. «Найди один из многих». Цель: развитие умения отгадывать загадки с отрицанием о предметах ближайшего окружения на основе наглядности (несколько предметов, похожих, например, по форме). |
Май 1. «Угадай, что я задумал». Цель: развитие умения отгадывать загадки с отрицанием о предметах без наглядности. 2. «Кто придет к нам в гости?». Цель: развитие умения отгадывать загадки о животных без наглядности. 3. «Знаешь ли ты свою группу?». Цель: закрепление навыка отгадывания загадок с отрицанием (не более 4 отрицаний). |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Оформление буклетов в уголке для родителей.
- Наглядная информация «История происхождения загадки».
- Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей среднего дошкольного возраста».
Изучение литературы по теме:
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение».
- Выготский Л.С. «Мышление и речь».
- Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».
- Нестеренко А.А. «Страна загадок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Связная речь – показатель речевого и познавательного развития ребенка.На этапе завершения дошкольного образования («Целевые ориентиры дошкольного образования» - ФГОС ДО) ...
Развитие кинестетической чувствительности и речевой активности в процессе игр с манной крупой.
Идея использования манной крупы а арт-терапевтической работе основана на методологии юнгианской песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, сво...
Выступление на педагогическом совете «Эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов у детей 6-7 лет»
Материал расскрывает эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов....
Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.
В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....
КАРТОТЕКА игр на развитие познавательной и речевой активности у детей для первой младшей группы.
Дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации п...
Справка об активном участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 10.12.2020
Справка об активном участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 10.12.2020...
Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.
Работа над речевым дыханием является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда над фонетической стороной речи. Мне бы хотелось поделиться приемами работы по формированию центральн...