Выступление на педагогическом совете «Эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов у детей 6-7 лет»
консультация (подготовительная группа) по теме

Шаповалова Светлана Викторовна

Материал расскрывает эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_01.12.17.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективность использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности, познавательных процессов у детей 6-7 лет»

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.При активном использовании различных видов двигательной деятельности решаются задачи речевого развития:    

                                                                                                                                                                                 - развитие устной речи при выполнении физических упражнений;                                                                               -формирование фонематического слуха при помощи физических упражнений;                                                                   -формирование четкости артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;                                                -формирование зрительно-двигательной координации. Для решения перечисленных задач необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

В ФГОС ДО выделили речевое развитие как самостоятельное направление, которое проходит красной нитью через все виды и направления детской деятельности в том числе и двигательной.Подробнее остановлюсь на эффективности использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Для развития двигательной сферы в сочетании с речью  используютсяподвижные игры с речевым сопровождением. Дети очень любят играть в подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Подвижные словесные игры всем нам известны, в каждой группе имеется картотека таких игр.

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего, для этого мы используем считалки.Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Но самое главное – они прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого повторения. П/речевые игры, хороводы побуждают детей к двигательному творчеству, способствуют выполнению движений в соответствии с речевым сопровождением. Активизируется деятельность речевого аппарата, обогащается словарный запас. Данные игры и упражнения используем как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Для развития речевой и двигательной активности используем игры с мячом, которые считаются самыми распространенными из игр. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений. Виды игр с мячом:- Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. -игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

Видиоролик- Игра «Стучалочка»

Цель данной игры -тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры: Дети отстукивают мячом гласные звуки.
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.

-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов)
Видеоролик - Игра «Кто кем был?»

Цель: закрепить умение верно употреблять падежные окончания.

Упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект (цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, дуб — желудем, рыба — икринкой.

Игра «Четыре слова» ( игра с педагогами-4 человека)

В этой игре дети расширяют запас имен существительных в своем словаре и слуховую память.Один из детей бросает по очереди каждому мяч и говорит слова (какое-либо одно из четырех): «земля», «вода», «небо», «огонь». Игрок, поймав мяч, выполняет ответные действия в зависимости от конкретного слова. «Земля» - название животного; «вода» - название рыбы; «небо» - название птицы; «огонь» - повернуться на 360 градусов. Неправильный ответ - выбывает из игры.

Двигательные упражнения с речевым сопровождением

Звукоподражательные и речедвигательные упражнения предполагают начало работы по развитию фонематического слуха. Двигательные упражнения с речевым сопровождением способствуют воспитанию умения вслушиваться в речь и получать ответные двигательные или звуковые реакции ребенка. Одновременно эти упражнения формируют у детей подражательность движениям. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, мускулатуру лица, шеи. Для детей проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Двигательные упражнения в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.            

  Пример: Мы идем по кругу, посмотри,                                                                                                                                                      

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.                                                                                               Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

 Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь,снижает утомляемость.

Упражнения на развитие координации речи с движением                                                                           

( игра с воспитателями)Следующая игра «Парад»Цель: развитие координации движения и речи, слуховой памяти.                                                                                                                                          Ход игры: Марширование на счёт: «раз – два – три – четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз», во втором – на счёт «два», в третьем – на счёт «три», в четвертом – на счёт «четыре». Повторить несколько раз.                                                                                                                                
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используем двигательные упражнения с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.  движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.
Пример:дети проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.Звук [с]

В сале у кота усы,

стоя показываем руками «усы»

Кот наелся колбасы.

потираем правой рукой животик

Сидит на стуле сытый кот

присаживаемся на корточки

И серой лапкой ротик трет.

выполняем круговые движения ладонью около рта

В работе с детьми широко применяем упражнения на развитие слухового внимания, координации и чувства ритма

Большое значение в речевой деятельности детей является чувство ритма. Поскольку ритм общих движений (рук, пальцев рук и т.д.) помогает воспитывать и ритм речи.

Дети выполняют темпоритмические  упражнения:

-отстукивание или похлопывание заданного ритма;

-ходьба с хлопками в различном темпе;

-движения в одном ритме с проговариванием слов (считалки, речевки);

-выполнение движений и остановка соответственно на четный и нечетный счет;

-прыжки с короткой скакалкой.Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Ритм речи, особенно стихотворений, поговорок, пословиц способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. ВИДИОРОЛИК «Огурчики-помидорчики»

С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Двигательно-речевые миниатюры – это разработанные авторами упражнения, построенные на тесной взаимосвязи речи с движениями. Цель двигательно – речевых миниатюр: формирование правильного речевого дыхания; формирование речевой деятельности, её активизация; развитие общей и мелкой (пальчиковой) моторики; формирование скоординированности речи и движений. Задачи, которые решаются при проведении миниатюр:

​ воспитание умения выполнять движения под счёт;

​ развитие чувства ритма и способности ощущать ритмическую выразительность;

​ воспитание у ребенка выдержки, работоспособности, целеустремлённости.

​ воспитание умения «красиво говорить», правильно произносить все звуки;

​ развитие ВПФ (высших психических функций): памяти, внимания, мышления, воображения, ощущений, восприятия;

​ развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов

​ постановка речевого дыхания;

​ формирование одновременного выполнения  речевой и двигательной деятельности;

​ совершенствование речевой деятельности ребенка;

​ овладение двигательными навыками;

​ развитие эмоционально-волевой сферы.

Миниатюры оживляют занятия и способствуют переключению с одного вида деятельности на другой, тем самым избавляя дошкольников от утомляемости. Как показала практика, игровые минутки, занимающие минимальное количество времени, дают хорошую разрядку для более плодотворного проведения следующего занятия. Двигательно-речевые миниатюры могут быть использованы на разнообразных занятиях, в повседневной жизни детей, на прогулках, при проведении вечеров развлечений и праздничных утренников.В двигательно-речевых миниатюрах под слово многократно повторяются те или иные необходимые для постановки и автоматизации звуки. Миниатюры с многократно повторяющимися определенными звуками оказываются полезными для автоматизации в речи детей этих звуков в игровой и двигательной форме. Кроме того, упражнения помогают добиться ритмичности речи ребенка, преодолевать аритмичность при чтении стихотворных текстов и выполнении соответствующих им движений. 

 Уважаемые педагоги! Сейчас мы с вами поиграем.  Двигательно-речевая миниатюра «Мишка» Слушаем, повторяем слова и придумываем движения

Постираю мишке теплые штанишки,                                                А потом прополощу                                   Посильнее отожму,

На веревке просушу.

Пусть гуляет мишка

В чистеньких штанишках.

Изображают стирку.                                                                                                                         Прополаскивают штанишки. Отжимают

Двумя руками развешивают на веревку.

Переваливаются с ноги на ногу,

Целенаправленная педагогическая работа проводится нами с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы. Интеграция двигательной и речевой деятельности  способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.

В результате использования игр, упр-й мы добились повышения уровня развития связной речи, развития познавательных процессов у детей подготовительной группы.

В результате работы в данном направлении можно отметить, что речь детей стала более громкой, четкой, эмоциональной, что важно на этапе завершения дошкольного детства. Известно-правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии  развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...

Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений

Повестка:-Актуальность проблемы.-Итоги тематического  контроля  «Состояние работы в ДОУ  по созданию  условий, направленных на формирование  основ физического воспитания...

Педагогический совет "Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений"

План.-Актуальность проблемы.-Итоги тематического  контроля  «Состояние работы в ДОУ  по созданию  условий, направленных на формирование  основ физического воспитания и з...

Статья на тему: "Использование логоритмических упражнений, направленных на развитие координации речевой артикуляции и общих движений, на занятиях по развитию речи."

Логоритмика - это своеобразная форма активной речевой деятельности, основанная на сочетании слова, музыки и движения. Взаимосочетание этих компонентов может быть очень разнообразно и интересно. Моя ст...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ТЕМА: «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений».

   Развитие и совершенствование движений ребёнка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новы...

Выступление на педагогическом совете «Эффективное взаимодействие по патриотическому воспитанию дошкольников с семьями воспитанников»

    Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать.Именно с семьи, с любви к своим близким начинается любовь к Родине. Каж...

Выступление на педагогическом совете ДОУ «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников»

В дошкольном возрасте ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями....