ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Связная речь – показатель речевого и познавательного развития ребенка.
На этапе завершения дошкольного образования («Целевые ориентиры дошкольного образования» - ФГОС ДО) ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, можно определить условия необходимые для возникновения речевой деятельности: интересная познавательная деятельность; организация игровой деятельности; речь педагога, в том числе стиль общения с детьми; проблемные вопросы, ситуации, эксперименты, импровизации, наблюдения, загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_svyaznoy_rechi.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Пояснительная записка.
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно, и формируется. Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею серьезная наука и немалое искусство.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование связной речи, а значит и речевой активности ребенка.
Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической и монологической, письменной), позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением познавательной деятельности.
Таким образом, можно определить условия необходимые для возникновения речевой деятельности: интересная содержательная деятельность; организация речевой деятельности; речь воспитателя, в том числе стиль общения с детьми; проблемные вопросы, ситуации, эксперименты, импровизации, наблюдения, загадки.
Вывод: связная речь – показатель речевого и познавательного развития ребенка.
Речевые игры с элементами ТРИЗ, побуждающие ребенка думать, рассуждать.
1. «А что если бы...»
Ведущий предлагает детям представить ситуацию и поразмышлять на предложенную тему, начиная свой ответ словами: «Если бы…»
Например: предлагается вопрос: «А что если бы не было ЗИМЫ?»
Предполагаемые ответы детей: Если бы не было зимы, то не было бы и Нового года. Если бы не было зимы, то не было бы снега. Если бы не было зимы, то не нужна была бы теплая одежда.
Примеры вопросов: * А что если бы не было детского сада? * А что если бы не было электричества? * А что если бы не было солнца?
2. «Почемучка»
Ведущий знакомит детей с персонажем (игрушкой) которого зовут Почемучка. Почемучка задает детям много вопросов, которые начинаются со слова «Почему». В ответе на вопрос, должен быть союз – потому что. Важно чтобы ребенок не начинал свой ответ с ПОТОМУ ЧТО.
Вопрос детям: Почему весной тает снег?
Предполагаемые ответы: Весной тает снег, потому что становиться теплее.
Примеры вопросов: * Почему в городах строят высокие дома?* Почему у детей летом каникулы? * Почему варенье сладкое?
3. «Хорошо – плохо»
Ведущий предлагает детям найти и назвать положительные и отрицательные моменты в явлении (ситуации).
В эту игру можно играть командами. Одна команда называет - почему хорошо, другая - почему плохо.
Примеры вопросов: * Дождь - это хорошо или плохо? * Зима - это хорошо или плохо? * Быть взрослым – это хорошо или плохо? * Путешествия – это хорошо или плохо?
4. Игра - ассоциация.
Ведущий предлагает детям перевоплотиться в предмет (животное, растение, вещь, явление природы и т.п.) и рассказать от 1-го лица, что чувствуешь.
Примеры вопросов: * Представь себя мячом и скажи, что ты чувствуешь?
Предполагаемые ответы: * Я - мяч, меня бьют ногами. * Я - мяч, дети играют со мной в футбол.
Примеры вопросов: * Представь себя весенним ручейком. * Представь себя зайцем, за которым охотится лиса. * Представь себя зонтом.
5 .Игра – соревнование «Чем похожи и чем отличаются»
Ведущий предлагает сравнить два предмета (животное, растение, вещь, явление природы и т.п.). В своем ответе дети используют союз – И – (при назывании общих качеств) и союз – А – (при назывании отличительных качеств). В игре можно использовать картинки (изображающие сравниваемые объекты) или без картинок.
Пример: кошка и белка.
Предполагаемые ответы: Кошка – это животное и белка – тоже животные. Кошка - домашнее животное, а белка - дикое животное. У кошки пушистый хвост, и у белки пушистый хвост.
У белки на ушках кисточки, а у кошки – нет кисточек на ушах.
Могут быть разные варианты игры:
- один ребенок называет и чем похожи, и чем отличаются.
- один ребенок называет - чем похожи, а другой называет - чем отличаются.
- Можно играть командами
Могут сравниваться вещи абсолютно разные на первый взгляд:
Например - мяч и сапоги.
Мяч может быть резиновым, и сапоги могут быть резиновыми. Мяч - это игрушка, а сапоги - это обувь.
6. Игра «Что можно сделать с этим предметом».
Педагог демонстрирует предмет (либо картинку с изображением предмета) и задает вопрос «Что можно сделать с этим предметом?»
Дети предлагают свои варианты использования этого предмета (вещи).
Варианты игры: - можно давать фант, можно делать зарисовки (варианты использования отображать схематично).
Например: КАСТРЮЛЯ.
В кастрюле можно сварить суп. В кастрюле можно вскипятить воду. Кастрюлю можно использовать как цветочный горшок. Кастрюлю можно купить, продать/подарить, выкинуть. По кастрюле можно стучать как по барабану. Кастрюлю можно надеть на голову как каску.
7 .Игра «Представь процесс» Что сначала, что потом.
Ведущий предлагает детям представить весь процесс изготовления (проживания, выращивания) предмета (вещи или живого существа) и рассказать об этом процессе. Либо один ребенок рассказывает обо всем процессе, либо по цепочке.
Например: ЯБЛОНЬКА.
выкопали ямку, взяли семечко, положили семечко в ямку, засыпали землей ямку, полили водой, растет деревце, яблонька цветет, яблонька наливается яблочками, срываем яблочко, моем яблоко, едим яблочко, остаются семечки, семечки берем и сажаем в землю.
Примеры: Человек. Вязаный свитер. Цветок. Муравейник и т.д.
8.Игра «Шапка- невидимка».
Ведущий предлагает детям игровую ситуацию: «Представьте, что волшебник подарил вам шапку-невидимку, надев которую вы становитесь невидимыми. Что вы будете делать? Куда вы пойдете? Расскажите об этом так, как будто шапка у вас на голове»
Предполагаемые ответы: Я зашел в комнату и всю ночь смотрел мультики.
Я пойду в парк аттракционов и буду кататься, на чем захочу. Я сяду в автобус и поеду без билета.
9. Игра «Польза - вред».
Учить детей в одном действии видеть противоположные качества.
Педагог предлагает называть положительные и отрицательные свойства (качества) предметов
Например: Есть шоколад - это вкусно, но могут заболеть зубы.
Заболят зубы - это больно, но можно не ходить в детский сад и сидеть дома.
Сидеть дома - это хорошо, но скучно играть одному.
Примеры: Телевизор. Компьютер. Уколы. Школа и т.д.
10. Игра «Поймай последнее словечко»
Ведущий произносит любое предложение. Ребенок выделяет последнее слово в этом предложении и составляет с этим словом новое предложение. Следующий ребенок «ловит» последнее слово в новом предложении и придумывает новое предложение. Предложения не должны быть на одну тему, это могут быть предложения на совершенно разные темы. Педагог может записывать придуманные предложения и затем прочитать все придуманное детям.
Например: Мы с мамой ходили в магазин. В магазине я встретил друга.
Мой друг - Максим и я любим играть вместе. Вместе играть весело. и т.д.
11. Игра «Запретное слово».
Ведущий задает вопрос. Ребенок должен ответить на вопрос, не называя запретные слова: да, нет. Вопросы изначально предполагают однозначный ответ, но ребенку необходимо найти иные слова для ответа. Не допускается вместо ответа кивание головой или жестовый ответ.
Например: * Ты спишь в ванной? - Я сплю в комнате.
* Ты умеешь летать? - Летать не умею, умею ходить.
* Тебя зовут Даша? – Меня зовут Даша.
* Ты любишь маму? – Конечно.
12. Игра «Зоопарк».
Ведущий описывает животное, рассказывает, что знает о нем. Дети должны угадать, о каком животном идет речь.
Ведущим первый раз может быть взрослый, затем – ребенок.
13 Игра «Садовник».
Ребенок задумывает какое-то слово (овощи, фрукты, цветы, деревья). Рассказывает о задуманном, не называя, что это. Дети пытаются отгадать.
14. «В чем причина? Как быть?»
Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.
Примеры ситуаций: Мы попали на необитаемый остров, из вещей только большая коробка с жевательной резинкой. Как быть?
В городе исчез весь транспорт.
Пришли в лес и увидели, что нет ни птиц, ни насекомых.
15. «Внимание! Розыск!»
В эту игру играют не меньше 5 человек. Ведущий говорит: «Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек, и терпеть не может молоко». Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. На начальном этапе игре допускается описывать одежду.
Литература
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.. ДРОФА, 2009.
- Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Речевые игры. — М.: Карапуз, 2003.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"
Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....
Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирование связной речи детей
В статье описаны способы иры с конструктором ЛЕГО, которые дают возможность развивать связную речь ребёнка...
«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...
Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирования связной речи дошкольников.
Консультация...
Памятка для родителей. «Игры, направленные на развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Памятка для родителей. «Игры, направленные на развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»...
Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...