"Обогащение интонационной выразительности речи старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"
статья по развитию речи

Лукина Елена Владимировна

Материал может быть полезен воспитателям и музыкальным руководителям в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukina_e.v.-obogashchenie_intonats._vyraz._rechi.docx31.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Обогащение интонационной выразительности речи старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» (опыт работы)

слайд Речь ребёнка-дошкольника развивается в общении с людьми, а также в процессе организованной деятельности со взрослыми. Однако, чистой, грамотной она становится лишь тогда, когда происходит работа над её качеством. Поэтому мне, как педагогу, важно, чтобы эта работа была систематической, планомерной, последовательной, содействовала тому, чтобы ребёнок вдумчиво выбирал подходящие слова и его формы, эмоционально-выразительно и интонационно-богато насыщая свою речь.

Выбирая отмеченную тему, мне прежде всего хотелось, чтобы речь моих воспитанников выгодно отличалась не только в период дошкольного детства (на различных мероприятиях, праздниках, конкурсах), но и была прекрасным помощником в школьной жизни и в последующие годы. Поэтому стратегической линией моих музыкальных занятий стала проблема по обогащению речи старших дошкольников интонационной выразительность.

Слайд Интонационную выразительность речи, ведущие специалисты в области логопедии, психологии, музыкальной психологии, педагоги-музыканты, отмечают, как один из основных компонентов речи. Именно благодаря ему, человек получает особое качество своей речи, которое позволяет информативно выражать свои мысли и удерживать внимание слушателей.

В настоящее время необходимость обучения детей старшего дошкольного возраста выразительности речи не потеряло своей актуальности.

Из собственной практики работы, могу отметить, что многие дошкольники неплохо подражают взрослому, точно предают их интонации, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, даёт возможность детям различать силу голоса, темп речи. Благодаря этому дети шире используют средства выразительности: легко изменяют высоту голоса, выделяют главные слова во фразах, правильно выдерживают паузы, выражают эмоциональное отношение к услышанному. Всё это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли, передавать в пении заложенное эмоциональное настроение произведения, сыграть нужную роль на празднике или развлечении.

Однако, осуществляя мониторинг уровня овладения теми или иными музыкальными умениями и навыками, я выделила следующие нарушения в выразительности речи у моих воспитанников:

  • трудности в использовании логических ударений в предложениях и фразах;
  • недостаточная сила голоса;
  • нарушения речевого и певческого дыхания;
  • нарушения тембра речи;
  • нарушения темпа речи;
  • трудности восприятия и воспроизведения интонации.

Отмеченные особенности, делают речь детей монотонной, невыразительной, неэмоциональной, невнятной.

слайдИзучив специальную литературу и познакомившись с опытом работы специалистов в ДОУ, в свои музыкальные занятия внесла коррективы, которые стали моими «помощниками» по развитию интонационной выразительности речи у детей в старшем дошкольном возрасте.

Свою работу по данной проблеме, я условно разделила на два этапа:

1.Подготовительный этап. На этом этапе важно сформировать навыки восприятия интонации. Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого и певческого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом, умения управлять своей мимикой и жестами. («Мимический кубик», карточки-пиктограммы, Лэпбук)

СЛАЙД Используя различные упражнения на развитие певческого дыхания, учу детей правильно набрать воздух, уметь длительно выдыхать, регулировать воздушную струю (.). Упражнения «Задуй свечу», «Бабочка» «Комар», «Чей соловей громче поёт» и другие использую перед распеванием, тем самым активизируем работу речевого аппарата, развиваем лицевые мышцы. Слайд.

Слайд.2. Основной. Использование полученных ранее навыков в работе над интонационной выразительностью речи.

В своей работе я останавливаюсь на следующих компонентах интонационной выразительности речи, сформировать и совершенствовать которые, считаю главной задачей:

Слайд.Интонация-важная составляющая компонента речи. Это сложный комплекс фонетических средств, выражающих эмоциональные оттенки речи. Начиная работу над интонацией, детям объясняю, что с её помощью можно предавать настроение (свое или персонажа). Здесь широко использую игровые упражнения с различными типами интонации (вопросительными, восклицательными, повествовательными): «Наша кошечка», «Как?Откуда?Сколько?», упражнения, развивающие умения использовать силу голоса, как средство интонирования различных оттенков текста ( «Тихо-громко», «Далеко-близка», «Пропой по-разному», «Снег пошёл») и другие. Создавая игровые ситуации, использую карточки, игрушки. Работая над интонацией, одновременно отрабатываем постановку логического ударения в фразах, расстановку психологических пауз, работаем над выразительностью мимики, жестов и движений. Для совершенствования тембрового окраса голоса хорошо зарекомендовали себя игры-драматизации, инсценировки сюжетов произведений для слушания, песен. Исполняя роль, произносимые ребёнком реплики, ставят перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Слайд

Слайд.С большим желанием дети включаются в упражнения на изменения темпа, соединяющие в себе речевые игры и музыкально-ритмические движения («Насекомые весной»)СЛАЙД

Слайд.Совершенствуем высоту и силу голоса. Здесь дети с интересом включаются в голосовые упражнения, предложенные Тютюнниковой Т.Э.

Голосовые упражнения представляют собой игру, в основе которой лежит простейшая музыка и озвучивание ее с помощью графических символов черточек, точек и так далее. Эти символы есть графическое изображение звука в данном случае голоса. На так называемых графических картах изображены разные символы, которые дети пропевают.  Голосовое упражнение «Два друга». Жили-были два друга: один вот такой – спойте линию-звук вверху, а другой вот такой – спойте такую же линию внизу. Наше пение будем сопровождать движением рукой. Теперь линию вверху споет тот, кто сидит справа от меня, а линию внизу споет тот, кто сидит слева от меня. Какой рисунок подходит для высокого звука? Какой для низкого?

Голосовое упражнение «Начинка-серединка» Задание: нарисовать между линиями голосом серединку. Слайд.

Слайд.Игровые распевки авторской методики А.А. Евтодьевой «Учимся петь, играя!», в которых дети поют от лица сказочных героев. В эти игровые театральные этюды с пением дети включаются с невероятным желанием, старательно изображают голосами, движениями и жестами героев.
Игровая распевка «Волк и Красная Шапочка».
Волк. Эй, девчонка, ты куда? Вот сейчас бы съесть тебя! Красная шапочка. Домик бабушки в лесу, пирожков я ей несу.
Игровая распевка «Волк и козлята».
Волк. Эй, козлята, открывайте! Ваша мама у дверей!
Козлята: Голос твой звучит так грубо, голос мамочки нежней! 

Слайд.

Игра с залом «Пропой по-разному». Увлекательная игра, позволяющая научиться владеть своим голосом, закрепить поученные умения и навыки в процессе работы над компонентами интонационной выразительности речи. Карточки: весело-грустно, быстро-медленно, громко-тихо.

Слайд.

Обобщая свой педагогический опыт и знания, полученные в процессе изучения данной темы, прихожу к выводу, что привычку использовать средства интонационной выразительность в речи, можно сформировать только при помощи привлечения ребенка с самого детства к этому вопросу. И самое главное – помнить, что дошкольник подражает речи окружающих его взрослых, поэтому наша речь должна быть хорошим образцом, правильная, отчётливая, интонационно-выразительная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"

Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников "Веселая риторика"

обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия....