Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
материал (старшая группа) на тему
Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию развитию произвольной выразительности речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 6 «Буратино»
Сообщение из опыта работы
«Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников
в играх - драматизациях».
Подготовила: Дячина Ольга Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Южноуральск, 2015 год
Тема моего опыта работы: Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх-драматизациях.
Актуальность темы определяется не достаточностью внимания развитию произвольной выразительности речи детей. В первую очередь это связано с общей загруженностью воспитателей и недопониманием значения интонационной выразительности для развития ребенка – дошкольника.
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного становления и развития всех сторон речи, ее интонационной выразительности.
Развитие интонационной выразительности идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Установлено, что наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста начинает проявляться в театрализованной деятельности, так как данный возраст является сенситивным к театральному искусству, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности.
В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384):
- указывается на необходимость развития творческой активности детей обеспечивающий художественно-эстетическое развитие ребенка;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- формирования общей культуры личности ребенка, развития их социальных нравственных, эстетических качеств.
Таким образом, актуальность работы определяется:
1. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
2. Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.
Методологические основы
- особенности развития интонационной выразительности речи в дошкольном возрасте – изучали М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина и др.
- роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста – Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.
- методики развития творчества детей дошкольного возраста в театрализованных играх разработали – Л.В. Артемьева, Н.А. Реуцкая, Л.С. Фурмина, М.Ф. Фомичева, М.И. Лисина и др.
Перед собой я поставила цель - изучить особенности развития выразительности речи у старших дошкольников в играх-драматизациях.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- С помощью специально подобранных методик изучить сформированность выразительности речи детей старшего дошкольного
возраста; - Разработать и апробировать комплекс упражнений игр-драматизаций для развития выразительности речи старших дошкольников.
Для решения поставленных задач мною были созданы следующие условия:
- Проведение индивидуальной работы над развитием интонационной выразительности речи.
- Проведение предварительной работы по знакомству с художественными произведениями.
- Создание возможности для творческого самовыражения детей в театрализованной деятельности.
В своей работе для определения уровня развития интонацилонной выразительности речи старших дошкольников я использовала методики, предложенные И.Ф. Павалаки. Обследование темпо-ритмических характеристик речи.
Данная методика предполагает индивидуальную работу с каждым ребёнком.
Для диагностики мною были выбраны упражнения на:
-изучение тембра голоса;
- высоты голоса;
- силы голоса.
Работу по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованную деятельность я исходила через систему упражнений:
- Упражнения для развития и формирования темпа речи.
- Упражнения на развитие ритма речи.
- Игры-драматизации для развития и формирования тембра речи.
Для реализации поставленных задач мною в группе была создана предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Она включает в себя:
- уголок художественной литературы:
Книги в соответствии с возрастом детей, иллюстрации к сказкам, аудиодиски со сказками;
- уголок театрализованной деятельности:
Мини-сцена с занавесом, на уголках размещены разные виды театра: теневой, настольный, пальчиковый, би-ба-бо; элементы костюмов, маски, ободки.
Разнообразный материал представлен в уголке театрализованной деятельности был доступен и способствовал развитию творчества.
Наличие систематизации и последовательности в работе по развитию интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности достигается за счет проведения цикла занятий.
Мною был разработан педагогический проект «Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами». В рамках проекта был проведён конкурс среди родителей на лучшую маску оригами.
На этом я не останавливаюсь и планирую перспективы:
- Продолжить изучение данной темы, используя нестандартные подходы в организации театрализованной деятельности;
- Организовать открытый просмотр для родителей занятий с использованием театрализованных игр;
- Разработать и описать модель обновления предметно-развивающей среды в соответствии содержания данной темы.
- Включить информационно – коммуникационные технологии в процесс формирования педагогических условий развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности (слайд - презентации, интернет-ресурсы).
- Проводить работу по распространению опыта на сайте Социальная сеть работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-187396-1578830548.jpg)
Опыт работы. Тема: "Педагогические условия развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников в играх -драматизация"
Изучения особенностей развития речи у старших дошкольников в играх-драматизациях...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221285-1363256777.jpg)
Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».
В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...
Выступление на ГМО "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик"
Выступление и презентация на ГМО воспитателей города Нижневартовска...
План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"
Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-704314-1510255718.jpg)
Сообщение к семинару на тему "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"
Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением. ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ « Развитие музыкальных способностей дошкольника посредством обучения игры на музыкальных инструментах»
Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства....
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"...