Выступление на ГМО "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик"
учебно-методический материал на тему
Выступление и презентация на ГМО воспитателей города Нижневартовска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 34.54 КБ |
Презентация | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДСКВ №4 «Сказка»
Чирвина Ольга Валентиновна
воспитатель
Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством использования игровых методик.
На данном этапе развития системы образования основной акцент в «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы» со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.
Необходимое условие развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение с взрослыми и сверстниками, которое связано с процессом развития коммуникативной культуры речи детей, а именно ее интонационной выразительности.
Уместное и оправданное использование средств интонационной выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников, дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Для детей игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.
В связи, с чем актуальность технологии развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений обусловлена тем, что она будет способствовать оптимизации всего развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью, усвоения навыков коммуникации, усвоению правил коллективной жизни и взаимоотношений.
Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, направленных на развитие конструктивных и социальных взаимоотношений с взрослыми и детьми.
Задачи:
- Формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения;
- Развивать диалогическую речь и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- Формировать умение изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
-чувствовать и понимать другого человека;
-выражать свои творческие способности.
- Формировать интонационные средства оформления высказываний,
активизировать познавательную деятельность.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее весь образовательный процесс. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение воспринимать, а затем воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи, группа игр, развивающих умение эмоционально реагировать на окружающую действительность, сочувствовать, сопереживать.
Для реализации педагогической технологии подобрала и систематизировала дидактические игры и игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации, дополнила их подборкой произведений малых форм фольклора в соответствии с разработанным комплексно-тематическим планированием. Особенности фольклорных произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизированность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению, будут способствовать развитию всех компонентов интонационной выразительности речи.
Работу провожу как со всей группой, так и по подгруппам, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.
Знакомство с мелодикой высказывания проводила в НОД по познавательному, речевому развитию используя игры начального этапа: «Дирижеры», «Волшебная линия». Игры второго этапа используются во время совместной деятельности, в НОД по ознакомлению с художественной литературой, для развития памяти и умения воспроизводить мелодику предложений, по ФЭМП для определения количества предложений с разнообразной структурой мелодики: "Составь схему", "Точка", "Восклицательный знак", "Диктант". В сюжетно-ролевых играх используются словесные игры, направленные на закрепление умения воспроизводить нужную мелодику: "Вопрос-ответ", "Позовем вместе", "Просьба" и др.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ», итак вам предлагается разделиться на две команды по четыре человека, встать напротив друг друга в две шеренги. Детям одеваются знаки: одной команде вопрос, другой точка, а сегодня мы договоримся, что справа от меня будут находиться «вопросы», а слева «точки». Услышав фразу содержащую вопрос, шаг вперед делает команда «вопросов», фразу-утверждение, вперед шагает команда «точек».
- Ножки, ножки, где вы были?
-За грибами в лес ходили.
-Что вы ручки работали?
-Мы грибочки собирали.
Сейчас мы усложним заданье, «дети» из команды «вопросы» должны сами придумать вопрос и задать его, стоящему напротив участнику команды «точки». Давайте попробуем, только одно условие сейчас в вашем вопросе не должно быть вопросительных слов.
Игры на развитие восприятия и воспроизведения мелодики активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умению отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга.
При развитии восприятия темпа использовала такие игры и упражнения как: "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанщик", "Осенние листочки" и др. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки. Обучала детей подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагаю выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым читаются тексты. Обучение воспринимать темп речи проводила в НОД по развитию речи, развитие умения воспроизводить темп развивается и закрепляется в совместной деятельности, во время прогулки (подвижные игры).
Я предлагаю вам поиграть в игру «Поехали, поехали»
«Дети» взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки:
«Поехали, поехали за грибами, за орехами»,
затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе:
«Поскакакли, поскакали с пирогами, с пирогами».
Игры на восприятие и умение воспроизводить темп высказывания способствуют не только умению двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе, но и развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности.
Навыки восприятия ритма формируется в двигательных действиях игры "Язычки-дразнилки","Забияки-петушки". Использовала в своей работе настольные игры (составление разнообразных зрительно-наглядных схем). Например, в играх "Кегли и мячи", "Узоры", где одни предметы обозначают сильные удары (кегли), а другие (мячи) - слабые. Ритм задавался мной в виде хлопков, ударов в барабан, серии слогов, коротких стихотворений и т.д. Работу над восприятием и воспроизведением ритма начинала во время специально организованной деятельности по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой (чтение потешек, небылиц и др. с четко выраженным или сменным, ритмическим рисунком) так же проводилась в совместной и индивидуальной работе с детьми в утренние и вечерние часы.
Предлагаю вам поиграть в игру «Кегли и мячи» на слайде вы видите выложенный мной ритм, вы, определив последовательность, должны отхлопать его или воспроизвести в виде любого слога.
Итак, игры на восприятие и воспроизведение ритма будут способствовать развитию: зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания, речи, крупной и мелкой моторики.
Для формирования навыка восприятия тембра использовала игры «Угадай эмоцию», «Что ты чувствуешь, если…?» в качестве речевого материала - тексты и фразы. Также использовались "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений, сказок или личным опытом детей, игры "Кто боится прививки?", "Угадай-ка", игровые упражнения на развитие мимики и формирование высказываний, скороговорки, пословицы, потешки. Работа по формированию навыков воспроизведения тембра тесно связана с развитием мимики и заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п. В работе использовала игры: «Сказочная путаница», «Чей голосок?», «Ожившие картинки». Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.
Предлагаю поиграть в игру «Скажи по-другому». Я раздам вам карточки-пиктограммы эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, изображенной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
А теперь вам предлагается то же задание, но выполнить его нужно отвернувшись от угадывающих участников.
Игры на развитие тембра способствуют формированию навыков работы в коллективе, развитию восприятия психического состояния людей и становятся эмоционально отзывчивыми. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.
В работе по развитию восприятия и воспроизведения логического ударения использовала игры "Слушай, думай, называй", "Найди важное слово". Использую игры, предполагающие самостоятельную диалогическую речь детей: «Кто в каком домике живёт?», «Что купили в магазине?», «Построения» (проводятся в вопросно-ответной форме), малые фольклорные формы, направленные на диалогическое общение. Вопрос ориентирует ребёнка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.
Давайте поиграем в игру «Построения»
Желающие выходят и строятся в шеренгу. Педагог обращается к каждому по имени и просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Приниматься будут только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена.
В формировании умения по развитию восприятия и воспроизведения логического ударения отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
Результаты, полученные в ходе реализации технологии:
- обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
- улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь;
- совершенствование познавательных процессов дошкольников;
- повысился уровня сформированности всех компонентов ИВР;
- позитивные сдвиги в эмоциональной сфере в процессе организации обучения, межличностном общении;
- активное освоение детьми действий по самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков использования интонационной выразительности речи в различных видах деятельности.
Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь дошкольника Средство общения Средство мышления Средство планирования деятельности Средство регуляции поведения Средство познания мира Средство выражения эмоций и чувств
Актуальность оптимизация всего развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью усвоение навыков коммуникации усвоение правил коллективной жизни и взаимоотношений
Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, направленных на развитие конструктивных и социальных взаимоотношений со взрослыми и детьми . Задачи: Формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения; Развивать диалогическую речь и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Формировать умение изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации; - чувствовать и понимать другого человека; -выражать свои творческие способности. Формировать интонационные средства оформления высказываний, активизировать познавательную деятельность.
Игровая технология
Дидактические игры Словесные игры Настольные игры Игры с реальными предметами и игрушками Малые формы фольклора: Потешки , небылицы, заклички , загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.
Восприятие и воспроизведение мелодики
Восприятия и воспроизведение темпа
Восприятие и воспроизведение ритма
«Кегли и мячи» Сильные удары Слабые удары
Восприятие, воспроизведение тембра
Восприятие и воспроизведение логического ударения
Результаты реализации технологии обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь; совершенствование познавательных процессов дошкольников; повысился уровня сформированности всех компонентов ИВР; позитивные сдвиги в эмоциональной сфере в процессе организации обучения, межличностном общении; активное освоение детьми действий по самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков использования интонационной направленности в различных видах деятельности.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».
В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...
Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников
В данной публикации рассмотрены теоретические способы развития выразительности речи дошкольников и представлены практические упражнения, которые может провести не только музыкальный руководитель, но и...
План самообразования воспитателя по теме: "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников"
Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, став...
Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию развитию произвольной выразительности речи у детей....
Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников "Веселая риторика"
обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия....
"Обогащение интонационной выразительности речи старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"
Материал может быть полезен воспитателям и музыкальным руководителям в ДОУ...
Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников
Тематическое планирование кружка «Весёлая риторика»...