Проект «Развитие речи детей, посредствам ТРИЗ технологии»
проект по развитию речи (старшая группа)
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 144.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие речи детей, посредствам ТРИЗ технологии»
Актуальность.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление не литературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Плохая дикция. Работая потрадиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Доминирующая образовательная область – речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Продолжительность проекта: 6 месяцев
Тип проекта: информационно-игровой.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Цель: развитие речи дошкольников с помощью использования приемов ТРИЗ технологии.
Задачи:
Учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве.
Способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных загадок, сказок.
Создать комфортную обстановку, способствующую для развития творческой личности.
Пополнить предметно-развивающую среду новыми материалами (дидактические игры, книги и т.д.)
Оформить результаты проекта в форме презентации для родителей.
Повысить грамотность родителей в вопросах речевого воспитания дошкольников.
Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Гипотеза: предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач. Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия.
Формы проведения итоговых мероприятий:
Презентация проекта.
Продукты проекта:
Составленные детьми загадки, рифмы.
Пополнение картотеки дидактических игр;
Консультации и беседы с родителями на тему «Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста
Ожидаемые результат
Расширение кругозора.
Формирование стремления к новизне, к фантазированию.
Становление речи детей более образной, выразительной.
Систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
Более тесная взаимосвязь с ребенком.
Реализация проекта:
1 этап подготовительный:
- Изучить методическую и научную литературу по данной теме;
- Подбор методической литературы по теме;
- Подбор наглядного и дидактического пособий по теме;
2 этап Реализация проекта:
Игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;
Сочинение загадок, рифмовок.
Самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.
Сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.
Консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции, семинарах.
3 этап заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации;
Оформление выставки дидактических игр по технологии ТРИЗ
Полученные результаты:
Сформировались нестандартные и раскрепощенные ответы у детей.
Расширился кругозор детей.
Речь детей стала более образной, выразительной.Систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
Повысился интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;
Гармонизировались детско-педагогические отношения;
Информационное обеспечение:
Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г. С.Альтшуллер, И.М.Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.
Березина ,В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.
Викентьев, И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И.Л.Викентьев, И.К.Кайков,— Новосибирск, 1992.
Гин, А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин, С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин, С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2001.Клеймихина, Т.В., Крейнина, С.А. От Незнайки до.... [Текст]\
Т.В.Клеймихина, С.А.Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996
Трифонов, Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д.Н.Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-811741-1473008481.jpg)
Конспект НОД во второй младшей группе «От улыбки станет всем теплей», в рамках проекта «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием и методикой. Дети учатся работать в паре. С помощью иллюстраций сказок выясняли п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882541-1485194217.png)
Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры»
Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у дет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-925883-1495112466.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-370657-1592887502.jpg)
проект "Развитие речи детей посредством фольклора"
Фольклор- одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Мы использовали малые формы фольклора в младшей группе детского сада для социально-коммуни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/17/picture-960265-1508228849.jpg)
Проект: "Развитие речи детей посредством малых жанров фольклора".
Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. «Если язык человека вял, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-881975-1603887158.jpg)
Презентация проекта "Развитие речи детей посредством театральной деятельности"
В связи с далеко шагнувшим техническим прогрессом, телевидение, интернет вытеснили интересы людей к чтен...