Проект «Развитие речи детей, посредствам ТРИЗ технологии»
проект по развитию речи (старшая группа)
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_triz_po_razv._rechi.docx | 144.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие речи детей, посредствам ТРИЗ технологии»
Актуальность.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление не литературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Плохая дикция. Работая потрадиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Доминирующая образовательная область – речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Продолжительность проекта: 6 месяцев
Тип проекта: информационно-игровой.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Цель: развитие речи дошкольников с помощью использования приемов ТРИЗ технологии.
Задачи:
Учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве.
Способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных загадок, сказок.
Создать комфортную обстановку, способствующую для развития творческой личности.
Пополнить предметно-развивающую среду новыми материалами (дидактические игры, книги и т.д.)
Оформить результаты проекта в форме презентации для родителей.
Повысить грамотность родителей в вопросах речевого воспитания дошкольников.
Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Гипотеза: предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач. Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия.
Формы проведения итоговых мероприятий:
Презентация проекта.
Продукты проекта:
Составленные детьми загадки, рифмы.
Пополнение картотеки дидактических игр;
Консультации и беседы с родителями на тему «Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста
Ожидаемые результат
Расширение кругозора.
Формирование стремления к новизне, к фантазированию.
Становление речи детей более образной, выразительной.
Систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
Более тесная взаимосвязь с ребенком.
Реализация проекта:
1 этап подготовительный:
- Изучить методическую и научную литературу по данной теме;
- Подбор методической литературы по теме;
- Подбор наглядного и дидактического пособий по теме;
2 этап Реализация проекта:
Игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;
Сочинение загадок, рифмовок.
Самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.
Сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.
Консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции, семинарах.
3 этап заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации;
Оформление выставки дидактических игр по технологии ТРИЗ
Полученные результаты:
Сформировались нестандартные и раскрепощенные ответы у детей.
Расширился кругозор детей.
Речь детей стала более образной, выразительной.Систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
Повысился интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;
Гармонизировались детско-педагогические отношения;
Информационное обеспечение:
Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г. С.Альтшуллер, И.М.Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.
Березина ,В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.
Викентьев, И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И.Л.Викентьев, И.К.Кайков,— Новосибирск, 1992.
Гин, А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин, С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин, С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2001.Клеймихина, Т.В., Крейнина, С.А. От Незнайки до.... [Текст]\
Т.В.Клеймихина, С.А.Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996
Трифонов, Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д.Н.Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества ...
Конспект НОД во второй младшей группе «От улыбки станет всем теплей», в рамках проекта «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием и методикой. Дети учатся работать в паре. С помощью иллюстраций сказок выясняли п...
Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры»
Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у дет...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...
проект "Развитие речи детей посредством фольклора"
Фольклор- одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Мы использовали малые формы фольклора в младшей группе детского сада для социально-коммуни...
Проект: "Развитие речи детей посредством малых жанров фольклора".
Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. «Если язык человека вял, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное...
Презентация проекта "Развитие речи детей посредством театральной деятельности"
В связи с далеко шагнувшим техническим прогрессом, телевидение, интернет вытеснили интересы людей к чтен...