Прием «толстые» и «тонкие» вопросы на занятия с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по развитию речи
Толстые и тонкие вопросы» — это отличный способ организации взаимоопроса детей по тексту или по зпдпнию, по картинке и т.д., при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует более полного, глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstye_i_tonkie_voprosy.docx | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием «толстые» и «тонкие» вопросы на занятия с детьми с общим недоразвитием речи
Еще один прием технологии критического мышления - прием «Тонкие и толстые вопросы». Прием довольно простой, но интересный, эффективный.
Начиная новую лексическую тему обязательно спрашиваю у детей о том, что им интересно будет узнать по данной теме. Не всегда дети знают, что ответить. Потому и пользуюсь вопросами.
Предлагаю ответить на так называемые тонкие вопросы. В старшей группе, особенно в начале года задаю вопросы сама. Потом постепенно приучаю детей.
Так, при чтении сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» в самом начале задаю только «тонкие» вопросы :
1.Кто главный герой произведения?
2. Что случилось со стариком, когда он пошел ловить рыбу?
3. Когда это случилось?
3.Может деду не стоило рассказывать старухе о том, что он поймал Золотую рыбку?
4.Мог ли дед сам попросить у рыбки награду?
5.Нужно ли было старику ходить к морю, когда его посылала старуха?
6. Согласны ли вы, что дед поступал правильно? И другие вопросы.
Когда дети хорошо будут знать сказку, перехожу к «толстым» вопросам.
1.Дайте обьяснение, почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
2.Почему вы думаете, что дед послушно ходил к рыбке, хотя ему это не нравилось?
3.Почему вы считаете, что старуха была злая, жадная, корыстная?
4.В чем разница между морем в начале и в конце сказки?
5.Предположите, что было бы, если бы рыбка исполнила последнее желание старухи?
6. Предположите, что было бы, если бы старик ослушался старуху первый раз, второй раз, третий раз?
В конце старшей группы и, конечно, в подготовительной дети сами задают вопросы. Они уже то умеют. Причем группа, как правило, делится на тех, кото умеет и любит задавать «тонкие» вопросы и тех, кто умеет и любит задавать «толстые» вопросы».
Что дает тот прием детям? Прежде всего развивается умение задавать вопросы и отвечать на них а значит развивается интеллект ребенка.
Дети учатся вести дискуссию, они отстаивают свое мнение, приводят аргументы. Самое интересное то, что с помощью таких вопросов быстрее осваивается и запоминается текст произведения, легче понимаются сложные произведения. И развивается речь, что очень важно для детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи
Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...
Занятия с детьми страдающими общим недоразвитием речи.
Это заболевание характеризуется не только нарушением звукопроизношения и ритмико – слоговой структуры слова, но и несформиро...
Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ...
Фронтальное занятие с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня "В гостях у мультипликационных героев"
Занятие с детьми ОНР 3 уровня по обучению грамматического строя речи....
Методическая разработка совместной образовательной деятельности логоритмического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень».
Коррекционно-образовательные цели:Активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:Упражнять детей в подборе синонимов;Формировать навыки ...
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 5-6 лет элементами игротерапии
Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 5-6 лет элементами игротерапииТема: "Игрушки"Цель: Актуализировать и расширить знания на тему "Игруш...