Прием «толстые» и «тонкие» вопросы на занятия с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по развитию речи

Тукиш Татьяна Федоровна

Толстые и тонкие вопросы» — это отличный  способ организации взаимоопроса детей по тексту или по зпдпнию, по картинке и т.д., при котором «тонкий» вопрос предполагает  однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует более полного, глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstye_i_tonkie_voprosy.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы на занятия с детьми с общим недоразвитием речи

  Еще один прием технологии критического мышления - прием «Тонкие и толстые вопросы». Прием довольно простой, но интересный, эффективный.

   Начиная новую лексическую тему обязательно спрашиваю у детей о том, что им интересно будет узнать по данной теме. Не всегда дети знают, что ответить. Потому и пользуюсь вопросами.

  Предлагаю ответить на так называемые тонкие вопросы. В старшей группе, особенно в начале года задаю вопросы сама. Потом постепенно приучаю детей.

Так, при чтении сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» в самом начале задаю только «тонкие» вопросы :

1.Кто главный герой произведения?

2. Что случилось со стариком, когда он пошел ловить рыбу?

3. Когда это случилось?

3.Может деду не стоило рассказывать старухе о том, что он поймал Золотую рыбку?

4.Мог ли дед сам попросить у рыбки награду?

5.Нужно ли было старику ходить к морю, когда его посылала старуха?

6. Согласны ли вы, что дед поступал правильно? И другие вопросы.

Когда дети хорошо будут знать сказку, перехожу к «толстым» вопросам.

1.Дайте обьяснение, почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

2.Почему вы думаете, что дед послушно ходил к рыбке, хотя ему это не нравилось?

3.Почему вы считаете, что старуха была злая, жадная, корыстная?

4.В чем разница между морем в начале и в конце сказки?

5.Предположите, что было бы, если бы рыбка исполнила последнее желание старухи?

6. Предположите, что было бы, если бы старик ослушался старуху первый раз, второй раз, третий раз?

В конце старшей группы и, конечно, в подготовительной дети сами задают вопросы. Они уже то умеют. Причем группа, как правило, делится на тех, кото умеет и любит задавать «тонкие» вопросы и тех, кто умеет и любит задавать «толстые» вопросы».

Что дает тот прием детям? Прежде всего развивается умение задавать вопросы и отвечать на них а значит развивается интеллект ребенка.

 Дети учатся вести дискуссию, они отстаивают свое мнение, приводят аргументы. Самое интересное то, что с помощью таких вопросов быстрее осваивается и запоминается текст произведения, легче понимаются сложные произведения. И развивается речь, что очень важно для детей с ОНР.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи

Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...

Занятия с детьми страдающими общим недоразвитием речи.

                   Это заболевание характеризуется не только нарушением звукопроизношения и ритмико – слоговой структуры слова, но и несформиро...

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

Фронтальное занятие с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня "В гостях у мультипликационных героев"

Занятие с детьми ОНР 3 уровня по обучению грамматического строя речи....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности логоритмического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень».

Коррекционно-образовательные цели:Активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:Упражнять детей в подборе синонимов;Формировать навыки ...

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 5-6 лет элементами игротерапии

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 5-6 лет  элементами игротерапииТема: "Игрушки"Цель: Актуализировать и расширить знания на тему "Игруш...