РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ
статья по развитию речи
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека,
активный период для развития многих психических процессов.
В социальном развитии ребёнка дошкольного возраста ведущую роль
играют коммуникативные способности.
Решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
должно происходить не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ
Авторы: Кузьмина Марина Александровна, Курбанова Сабина Азизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1987
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека,
активный период для развития многих психических процессов.
В социальном развитии ребёнка дошкольного возраста ведущую роль
играют коммуникативные способности.
Решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
должно происходить не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования.
Образовательный процесс необходимо строить на адекватных возрасту
формах работы с детьми, причем основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом
зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. В детском саду
должна быть создана доброжелательная психологическая атмосфера, где
взрослые реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнера,
проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка,
поддерживают его достоинство. Основой проектирования воспитательно-
образовательного процесса, является отказ от учебной модели в детском
саду, использование педагогами новых форм работы с детьми,
позволяющими обучать воспитанников так, что они об этом не догадывались.
Изменяется способ организации детских видов деятельности - это не
руководство воспитателя, а совместная (партнерская) деятельность взрослого
и ребенка. Современные требования к развивающему обучению в период
дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой
деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы
познавательного, учебного и игрового общения.
Одним из приоритетных направлений моей работы в детском саду
является развитие коммуникативных способностей дошкольника.
Для того чтобы добиться положительных результатов в совместной
деятельности я использовала разнообразные формы работы с детьми.
Включала в образовательный процесс словесные, демонстрационные,
наглядные, индивидуальные методы и приемы. В самостоятельной
деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который
свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и
интересам. Одновременно являюсь партнером, готовым подключиться к их
активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных
замыслов, а также при необходимости. Кроме того, в такой совместной
деятельности у меня появляется возможность лучше узнать детей,
особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается
микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького
человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и
детьми.
Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не
предназначены для игр. Этот интерес к самым обычным предметам можно
обернуть в пользу малыша.
Чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и
недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать
обыкновенная пуговица. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и
форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются
ощущение пространства и чувство цвета. Пуговица - идеальная развивающая
среда, где можно творить, без страха что-либо испортить или сломать (в
отличие от листа бумаги). Пуговичные занятия происходят легко и
ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты, намного ощутимее, чем когда
взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Пуговица может и просто
позабавить, и стать средой для развития и обучения.
Я на основе коллекции пуговиц создала игры, вызывающие интерес со
стороны детей, и позволяющие решать одновременно развивающие,
образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, при
минимальной затрате времени на их выполнение.
Использование игр с пуговицами позволяет ребенку легче адаптироваться в
группе детей. Создает новые условия для самовыражения, объединяет всех
детей совместной деятельностью. Повышает уверенность в своих силах,
знакомит с навыками релаксации, способствует развитию интеллектуальных
возможностей ребёнка, памяти, внимания, восприятия. Являются
своеобразным тренингом общения, социальных отношений ребёнка,
реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь,
коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному
настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие
задачи, помогает раскрытию его индивидуальных и личностных
особенностей.
Работе с пуговицами присуще:
вариативность, то есть вероятность применения в различных игровых
сюжетах;
мобильность и компактность, то есть использование в удобной для ребенка
среде: на ковре, за столом и т.п.;
приспособленность, как для индивидуальной, так и для совместной
(ребенок-взрослый или ребенок-ребенок) игры.
Последнее важно, поскольку в старшем дошкольном возрасте определенную
силу получает и соревновательный мотив.
Пуговицы можно использовать на занятиях по формированию
математических представлений и в индивидуальной работе, для развития
математического мышления. Такая пуговичная математика очень нравится
детям, и они постепенно начинают оперировать понятием множества.
«Сортировка» — одно из самых увлекательных занятий. Пуговицы можно
сортировать по величине, по цвету, по количеству дырочек, материалу.
Строить ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета.
Пуговичный массаж для рук и ног - происходит активизация сенсомоторных
функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим
миром.
Формы работы на словотворчество: составление описательных рассказов
пуговицах; речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи»;
придумывание сказок и историй.
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, провожу их в форме
соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый
выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными
пальчиками, пальчиками обеих рук.
Опыт работы показывает, что использование игр–занятий с пуговицами дает
положительные результаты. Дети стали любознательными и
доброжелательными, легко адаптируются к различным условиям, людям,
ориентируются в окружающей обстановке. Легко вступают в беседу с
взрослыми и сверстниками. Могут сопереживать товарищам. Радуются,
стараются пожалеть, утешить, если кому-то плохо или обидели. Дети уже
могут договориться и вместе решить проблему.
У детей развивается уверенность в своих силах. Знают, как правильно
обратиться с просьбой, выразить благодарность.
Литература
1. Белая К.И. Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ/ К.И.
Белая // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2012.-№1.
2. Никитина С. В. Непосредственная образовательная деятельность в
детском саду/ С. В. Никитина// Дошкольная педагогика. – 2013. - №3.
3. Тимофеева Л. Л. Проблема подготовки педагога к работе в условиях
вариативного образования/ Л. Л.Тимофеева // Дошкольная педагогика. –
2013. - №3.
4. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая
оценка в группе детского сада// Дошкольное воспитание.- 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами
Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...
«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Консультация для воспитателей...
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...