Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
презентация по теме

Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konfirenc_2012.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   № 48 «Капитошка»

Мастер-класс с элементами  

           презентации

«Коммуникативные способности детей дошкольного возраста»

                                                                       Составитель:

                                                                 Калугина   Светлана

                                                                          Александровна

                                                     воспитатель 1 категории                    

                                                 

                                                     2011 год.

                   

                                      Слайд №1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Светлана Александровна. Я работаю воспитателем  в детском саду №48 «Капитошка» 14 лет.

                Слайд №2

Сегодня мы  с вами обсудим тему «Коммуникативные способности детей дошкольного возраста»

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое. В чем же секрет успешного общения? Давайте порассуждаем.  обсуждение

Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках – навыках общения. Какие же навыки общения стоит освоить нам и нашим детям. обсуждение

                         Слайд №3

Мы с вами остановимся на следующих определениях.

Что такое общение? Высказывания  аудитории

Общение- это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.

                          Слайд №4

 А теперь, давайте дадим  определение термину «Коммуникация» Высказывания  аудитории

Коммуникация- это сообщение, передача информации посредством  речи или иных знаковых систем в процессе  взаимодействия.

                     Слайд №5

Рассмотрим модель коммуникативного процесса.

 “Коммуникатор – Кодирующее устройство – Сообщение – Канал передачи – Коммуникант – Обратная связь”.

 Коммуникатор – создатель сообщения.

Коды – символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации.

Сообщение – информация, т.е. то, что передает источник получателю.

Канал – средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту.

Коммуникант - получатель сообщения.

Обратная связь- эффект коммуникации – изменения в поведении коммуниканта, которые происходят после приема сообщения.

                   Данные компоненты между собой взаимосвязаны и составляют типы коммуникаций.

                                  Слайд №6

Давайте разберём эти типы коммуникаций:

Типы коммуникаций:

Познавательная коммуникация

Убеждающая коммуникация

 Экспрессивная коммуникация

Визуальная коммуникация 

Вопросы к аудитории:

Целью познавательной коммуникации является расширение информационного фонда партнера. Через какие коммуникативные формы можно осуществить эту коммуникацию? (лекции и семинары, доклады и сообщения, беседы и консультации, отчеты ,рефераты)

Сформулируйте цель убеждающей коммуникации: (сформировать ценностные ориентации и установки; сделать своим единомышленником.) Что можно ожидать в  результате этой коммуникации? (привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.)

Целью экспрессивной коммуникации является сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания.

Что можно использовать для эффективной экспрессивной коммуникации? (речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания, рассказы о ситуации,; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.)

Как Вы понимаете понятие визуальная коммуникация? (это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений.) Каким преимуществом обладает визуальная коммуникация (она понятна большинству).

 По данным специалистов, невербальными средствами передается около 70% информации.

Для того чтобы коммуникация была эффективной используем следующие приёмы.

                 Слайд №7, №8

Приёмы эффективной коммуникации:

1.Развитие умения слушать

2.Развитие эмпатии

3.Использование техники Я-сообщения

4. Умение разбирать конфликтные ситуации

                   

                               Слайд №9

Одной из наиболее эффективной формой взаимодействия детей является игровая деятельность.

Основной метод формирования коммуникативных способностей – игровой. В игре ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнёра. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

Принципы проведения игровой деятельности:

  1. Принцип свободного участия.
  2. Принцип взаимного уважения.
  3. Принцип осознанности.
  4. Принцип рефлексии.

Именно в общении мы применяем свои коммуникативные умения, которые позволяют нам взаимодействовать с окружающими людьми, а нам с вами - с нашими воспитанниками. И согласитесь, что не все мы умеем коммуникатировать, давайте поучимся вместе!

                               Слайд №10

Представьте: вы встречаете старого знакомого. Что вы делаете сначала? – здороваетесь, конечно. А потом начинается разговор, обмен новостями, в конце – прощание.  Знакомая схема?

 Данную методику описывает Лидия Васильевна Свирская,   через использование такой формы работы с детьми как «Утро радостных встреч»

Давайте с Вами поиграем:

                       Игра «Давайте поздороваемся»

Существуют разные способы приветствий. Я предлагаю участникам игры выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом.(прикоснуться спиной, плечом, носом…)

Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

                       Игра «Пирамида любви»

Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.

Игра развивает умение выслушивать мнение участников.

                       Игра «Клубочек» 

У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

- Как тебя зовут?

-Хочешь со мной общаться?

-Чего ты боишься?

Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?

Игра помогает «изолированным» детям влиться в коллектив.

                     Подвижные игры

Подвижные игры так же используются для развития коммуникативных навыков. Это игры типа: «Ниточка-иголочка», «Хвост дракона». Игры помогают детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

                           

                              Слайд №11           

  «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что всё великое начинается с малого»

 Эта китайская мудрость гласит о следующем: Чем раньше мы научим ребёнка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга. 

                          Слайд  №12

Каким ребёнок станет в будущем, когда  вырастет, зависит и от семьи. Согласно ФГТ воспитательный процесс должен строиться во взаимодействии с родителями и их  непосредственном участии. Именно семья и взаимоотношения в ней оказывают  влияние на формирование личности ребёнка и его отношение к миру.

                          Слайд №13, №14

    В работе с семьёй я использую формы, которые направлены на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе. Это участие родителей в праздниках, совместные игры родителей и детей в группе, оказание помощи в оформлении группы, а также проведение обучающих родительских собраний, совместно с детьми.

                         Слайд №15

Общаясь с родителями, я использую интерактивные методы, позволяющие эффективно общаться с родителями, то есть привлечение их в качестве активных участников. Видео 

Слайд № 16

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.

                                      Слайд №17

     В новейших исследованиях Института раннего вмешательства (С-Петербург) можно найти экспериментально подтвержденные свидетельства того, что «…ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком» Так, теперь известно, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу о том, что ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

                          Слайд № 18

Уважаемые коллеги!

   Закончить наше общение хотелось бы словами Антуана де Сент- Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

                                Слайд № 19

Мне было приятно с Вами общаться. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Теория и практический материал по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...

Дидактическое пособие для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста "Многофункциональный кубик".

Дидактический материал, содержит несколько вариантов игры, которые способствуют общему развитию речи детей....

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно ...