Составление рассказов-описаний о птицах с детьми с ОНР
методическая разработка по развитию речи

Тукиш Татьяна Федоровна

Составление описательных рассказов более сложный процесс, чем составление повествовательного рассказа. При составлении описательных рассказов необходимо проводить предварительную работу по накоплению словаря ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisatelnyy_rasskaz_o_ptitse_2.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказов-описаний о птицах с детьми с ОНР

Составление описательных рассказов более сложный процесс, чем составление повествовательного рассказа. При составлении описательных рассказов необходимо проводить предварительную работу по накоплению словаря ребенка. В предыдущей публикации я рассказывала, как мы с детьми работаем над составлением рассказов об овощах и фруктах. В той публикации я расскажу о работе над составлением рассказов о птицах.

На подготовительном этапе также происходит обогащение словарного запаса детей. Прежде чем начать работу по описанию, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. На занятиях мы учимся группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. При составлении рассказов о фруктах, овощах с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету» и т.д. При составлении рассказов о животных, стараюсь читать им познавательные рассказы из детских энциклопедий, книг. Тоже самое рекомендую родителям.

Рассмотрим последовательность работы над рассказом- описанием о снегире.

Далее рассматриваем картинки и отвечаем на вопросы:

1.Кого вы видите на картинке?

2.Где сидит снегирь?

3.Какого размера эта птица?

4.Какие краски использовал художник, чтобы изобразить снегиря?

5.Ты видел снегиря в природе? Расскажи.

Далее подбираем родственные слова к слову снегирь.

Играем в игру «Продолжи предложение».

Снегирь имеет такое название, потому что…

Затем дети задумываются над тем, как будет называться рассказ. Выбираем удачное название: «Снегирь», «Необыкновенная птица» и т.д.

Стараемся придумать необычные сравнения. Например, снегирь, словно красное яблочко на снегу.

Снегири на ветках, как красные фонарики. Снегири, как яркие флажки и т.д.

Провожу такие игры «Подбери как можно больше прилагательных» (слова: снегирь, клюв, крылья, головка).

Д./ и «Составь предложение из слов» (На,сидит, рябины, ветке, снегирь. Лесу, птица, первым, появляется, в, снегом, с).

Далее мы составляем план и повторяем опорные слова, которые пригодятся детям для составления рассказа.

Опорные слова: снегирь, ветка рябины, необыкновенная окраска, ярко-красная грудка, черная шапочка, светлые полоски на крыльях, толстенький и широкий клюв, первый зимний гость.

Необыкновенная птица

Какое необыкновенное зрелище! Важный, гордый снегирь сидит на ветке рябины. Та птица небольшая, чуть больше воробья. У нее очень яркая и красивая окраска. Грудка и шейка ярко-красные, чистого и ровного тона. На голове черная шапочка. Крылья и хвост тоже черные. На крыльях можно разглядеть светлые полоски. Клюв у птицы  черный, толстенький и широкий.

Снегирь – ранний зимний гость в наших лесах. Он так называется, потому что появляется с первым зимним снегом. Какая красивая птица!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа-описания по картине «Зимний лес»

Занятие в 3 классе коррекционной направленности...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Составление рассказа-описания детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.К одному из типов связной...

Составление рассказов – описаний на занятиях по развитию речи с детьми с ОНР

Описательный рассказ- это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе, если он составлен умело и грамотно присутствуют много определений, обстоятельств, элементов образности....