Составление рассказов – описаний на занятиях по развитию речи с детьми с ОНР
методическая разработка по развитию речи
Описательный рассказ- это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе, если он составлен умело и грамотно присутствуют много определений, обстоятельств, элементов образности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_opisanie_2.docx | 14.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление рассказов – описаний на занятиях по развитию речи с детьми с ОНР
Если дети с общим недоразвитием речи (ОНР) умеют составлять описательные рассказы - это прекрасно. Более того, это – очень важный аспект их развития. Многолетний опыт работы с детьми с ОНР показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Схемы заметно упрощают задачи, делают высказывания ребенка четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.
Очень эффективным является также следующий алгоритм работы над составлением рассказов. Рассмотрим его на примере составления рассказа- описания помидора в рамках лексической темы «Овощи».
Как обычно, идет подготовительная работа: дети подбирают и наклеивают картинки, рисуют овощи и в том числе, помидор. Далее провожу беседу по картинке, либо используем настоящий овощ:
- Какой овощ изображен на картинке?
- Какой формы этот овощ?
- Какой размер,цвет, вкус, помидора?
- Есть ли запах у этого овоща?
После беседы, предлагаю детям пофантазировать о том, что они представляют, когда слышат слово «помидор».
Вспоминаем и то, каким словом можно заменить слово «помидор».
Подбираем как можно больше прилагательных к словам «помидор», «вкус», «запах».
Играем в игру «Составь предложение из слов»
- имеет, форму, помидор, круглую.
-кисло-сладкий,у, вкус, него.
-из, люблю, помидоров, салат, я.
Предлагаю детям придумать заголовок для рассказа. Из всех предложений, выбираем наиболее удачные: «Аппетитный овощ», «Помидор», «Мой любимый овощ» и т.д.
Далее дети продумывают, в каком порядке они будут описывать овощ. В старшей группе можно использовать схему, в подготовительной –план (цвет, величина, форма, запах, вкус).
Вспоминаем опорные слова, которые пригодятся нам для рассказа: овощ, гладкий, ярко-красного цвета, круглый, ароматный запах, сочный, кисло-сладкий вкус, овощной салат с помидорами.
В итоге такой работы получается рассказ:
Аппетитный овощ
Этот овощ – помидор. У него есть еще одно название- томат. Помидор гладкий, ярко-красного цвета. Он небольшой и круглый. У этого овоща ароматный запах.Он сочный, кисло-сладкий на вкус.
Помидоры чаще всего едят сырыми. Я, например, люблю овощной салат с помидорами. Из него также готовят томат и варят томатный сок. Помидор очень полезный овощ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....
Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.
Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )
Цель:- учить давать описание о себе, - дать представление об особенностях внешности, - учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».
Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Задачи: Обучающие: Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «Одежда»; учить поль...
Презентация занятия по развитию речи по теме "Составление рассказа-описания о лисе"
Направление: дошкольное.Образовательная область: Речевое развитие.Тема занятия: «Составление рассказа-описания «Лиса».Характеристика группы: дети 5-6 лет, с общей наполняемостью 17 ч...
"Зима" Составление рассказа пь картине.Занятие по развитию связной речи
Цели: 1. Формирование представлений детей об описании и его структурных элементах. 2. Развивать навыки словообразования. 3. Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях...