Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»
Возраст: подготовительная группа.
Цель: Создать условия для пересказа сказки с помощью литературного текста.
Задачи: Формировать умения понимать и пересказывать текст. Развивать речь: учить детей высказываться полными предложениями, последовательно излагать мысли. Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим
Образовательные: упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы;
Развивающие: Развивать память, мышление, творческое воображение.
Воспитывающие: Воспитывать дружеские взаимоотношения, а также положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.
Предварительная работа: загадывание загадок про животных, разучивание пословиц и поговорок про добро и зло.
Материалы и оборудование: текст рассказа «Белка и волк» Л.Н.Толстого; портрет Л. Н. Толстого; картинки с изображением волка и белки; маски волка и белки; мяч.
Основной этап:
Развивать память, мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи. Формировать умение детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;
Ход образовательной деятельности
Воспитатель приветствует вместе с детьми
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуйте , дорогие гости!»
Ребята, у меня есть интересное стихотворение (читает)
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
Что бы лучше все узнать.
В: Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить?
О чём это стихотворение?
Дети: О сказках
Педагог: Правильно, будем говорить о сказках.
Но прежде, чем я почитаю вам сказку попробуйте отгадать пару загадок.
Педагог: Ребята, подумайте, о каком животном я говорю? Все зубами щелк да щелк,
Бегает по лесу,
Не умеет он дружить,
Оттого так скучно жить.
Дети: Волк. Педагог: Молодцы, а какие слова помогли вам догадаться, что это волк? (Ответы детей)
На доску вывешивается картинка с изображением волка.
Педагог: А сейчас о каком животном я говорю?
По веткам скачет и играет,
Никого не обижает.
Известна добротой своей,
Шубка рыжая на ней.
Дети: Белка.
Педагог: Какие слова помогли вам догадаться. Что это белка? (Ответы детей) На доску вывешивается картинка с изображением белки. Педагог: Как вы думаете, почему я загадала загадки про белку и про волка? (Ответы детей)
Педагог: Молодцы
О какой же сказке мы будем сегодня говорить?
Педагог: Как вы думаете, почему я загадала загадки про белку и про волка? (Ответы детей) Педагог: Молодцы! Мы сегодня прочитаем сказку, которая так и называется «Волк и белка».
Педагог: Написал сказку великий русский писатель Л.Н.Толстой. Педагог читает сказку:
О чём эта сказка, мы сейчас узнаем.
Как вы думаете, чей это портрет (Показывает портрет писателя).
Воспитатель читает сказку.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить :
- Отпусти меня.
Волк сказал :
- Хорошо, я пущу тебя. Но ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала :
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу, а то я боюсь тебя.
Волк отпустил. Белка убежала повыше на дерево и оттуда сказала :
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Педагог: Про кого эта сказка?
Дети: Эта сказка про белку и волка.
Педагог: Что произошло с героями сказки?
Дети: Белка прыгала и упала на спящего волка.
Педагог: Почему волк отпустил белку?
Дети: Белка сказала если отпустишь я скажу от чего нам весело, а вам грустно.
Педагог: Почему волк решил, что белки всегда веселы?
Дети: Так как белки всегда прыгают и играют.
Педагог: Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?
Дети: Белки веселы оттого, что они добрые, а волку скучно, оттого что он злой.
Физкультминутка: игра «Скажи наоборот»
Педагог: Устали? Я предлагаю вам поиграть. Эта игра называется «Скажи наоборот». Давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его.
Дети выполняют задание.
Волк злой, а белка ...
Ответы детей: добрая...
Ему всегда грустно, а ей...
Ответы детей: весело...
Волк белку схватил, а потом...
Ответы детей: отпустил...
Волк сидит внизу, а белка...
Ответы детей: наверху...
Волк сидит под деревом, а белка...
Ответы детей: на дереве...
Волк спрашивает, а белка...
Ответы детей: отвечает...
Белка говорит, а волк ее...
Ответы детей: слушает...
Педагог: Молодцы, присаживайтесь на места. Понравилась вам сказка?
Дети: Да.
Ребята, чтобы сказка лучше запомнилась и вы смогли отвечать на вопросы, послушаем ещё раз.
Педагог: Расскажите, ребята, как волк поймал белку?
Дети: Белка прыгала по веткам и сама упала на волка. Педагог: Что волк хотел сделать с белкой?
Дети: Волк хотел ее съесть. Педагог: О чем белка попросила волка?
Дети: Она попросила отпустить ее.
Педагог: Что ей ответил волк?
Дети: Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы. Педагог: Что спросил волк у белки?
Дети: Почему белки всегда веселые? Почему волку всегда скучно? Педагог: Что ответила волку белка: почему волку всегда скучно? Дети: Потому что он злой, злость ему сердце жжет. Педагог: Белка сказала: «Злость тебе сердце жжет». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей) Педагог: А чем можно обжечься?
Дети: Огнем, кипятком, паром, горячим чаем.
Педагог: Кто из вас обжигался, поднимите руку? Педагог: Это больно? Дети: Да.
Педагог: А когда больно, хочется веселиться или плакать? (Плакать). Педагог: Вот и волку всегда скучно и грустно, потому что он злой. Злость его сердце жжет, ему больно и веселиться не хочется. Педагог: Почему белки такие веселые?
Дети: Потому что они добрые и никому зла не делают.
Ребята, сколько разных слов вы сказали о волке : грустный, грустит, грустно. О белочке: весёлые, веселятся, весело. Слова разные, но чем связаны друг с другом?
Дети: Это слова-родственники.
Педагог: И слова веселый, весело, веселиться- тоже родственные, как вы думаете почему?
Дети: потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже
Педагог: Подберите слова, родственные слову радостный. Если дети подбирают таких слов мало, воспитатель подводит их к этому, дает образец: «Можно сказать : белки веселятся, а можно сказать, что они радуются. Можно сказать : им весело или им радостно; у белок веселье или у белок радость».
Педагог: Устали? Предлагаю отдохнуть и немного размяться. Проводится физкультминутка
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминки
Педагог:Ребята, наши гости хотят, чтобы вы рассказали эту сказку. Но не просто рассказали, а показали её. Послушайте сказку еще раз постарайтесь все запомнить. Потом мы будем показывать сказку нашим гостям. Повторное чтение сказки. Педагог выбирает автора, белку и волка. На головы героев надеваются соответствующие маски. Ребята инсценируют сказку. Остальные дети помогают действующим лицам в случае затруднения.
Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам эту сказку? Чему она учит? (Ответы детей) Педагог: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?
Ребята, вы сегодня все молодцы, были внимательны, хорошо меня слушали, правильно отвечали на поставленные вопросы, были активны.
С какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто её автор?
Чему вы сегодня на занятии научились? Что больше всего запомнилось? Понравилось ли вам занятие? Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ сказки Л.Н. Толстого "Белка и волк"
Учить связно, последовательно, выразительно и граммотически правильно передавать содержание сказки, используя наглядную основу в виде графических схем....
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения). Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Прыгала белка с ветки на ветку…».
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто...
Конспект занятия по развитию речи в пстаршей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».Образовательные задачи: продолжать учить пересказывать ли...
Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Белка и волк"
Сценарный план...
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» Цель: Учить детей пересказывать литер...
Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»
Конспект НОД по развитию речи способствует формированию умения детей пересказывать литературный текст....
Технологическая карта образовательного события по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы Тема Пересказ сказки Л. Толстого "Белка и волк" (по О.С. Ушаковой)
Учить пересказывать литературный текст точно, последовательно, в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает). Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умени...