Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

кочарян Ашхен Камоевна

Тема:  Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Возраст:  подготовительная группа.

Цель: Создать условия для пересказа сказки с помощью литературного текста.

Задачи: Формировать умения понимать и пересказывать текст. Развивать   речь:   учить   детей   высказываться   полными предложениями, последовательно излагать мысли.  Воспитывать   доброжелательные   отношения   к     окружающим

Образовательные: упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы;

Развивающие: Развивать память, мышление, творческое воображение.

Воспитывающие: Воспитывать дружеские взаимоотношения, а также положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.

Предварительная работа: загадывание загадок про животных, разучивание пословиц и поговорок про добро и зло.

Материалы и  оборудование:  текст рассказа «Белка и волк» Л.Н.Толстого; портрет Л. Н. Толстого; картинки с изображением волка и белки; маски волка и белки; мяч.

Основной этап:

 Развивать память, мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи.  Формировать умение детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

Ход образовательной деятельности

Воспитатель приветствует вместе с детьми

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуйте , дорогие гости!»

     Ребята, у меня есть интересное стихотворение (читает)

Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

Что бы лучше все узнать.

В: Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить?

О чём это стихотворение?

Дети: О сказках

Педагог: Правильно, будем говорить о сказках.

Но прежде, чем я почитаю вам сказку  попробуйте отгадать пару загадок.

Педагог: Ребята, подумайте, о каком животном я говорю?             Все зубами щелк да щелк,

Бегает по лесу,

Не умеет он дружить,

Оттого так скучно жить.

Дети: Волк. Педагог:  Молодцы,   а   какие   слова   помогли   вам   догадаться,   что   это волк? (Ответы детей)

На   доску   вывешивается   картинка   с   изображением   волка.

Педагог: А сейчас о каком животном я говорю?

По веткам скачет и играет,

Никого не обижает.

Известна добротой своей,

Шубка рыжая на ней.

Дети: Белка.

Педагог: Какие слова помогли вам догадаться. Что это белка? (Ответы детей) На  доску   вывешивается   картинка   с   изображением   белки.  Педагог:  Как вы думаете, почему я загадала загадки про белку и про волка? (Ответы детей)

Педагог:  Молодцы

О какой же сказке мы будем сегодня говорить?

Педагог:  Как вы думаете, почему я загадала загадки про белку и про волка? (Ответы детей) Педагог:  Молодцы!   Мы   сегодня   прочитаем   сказку,   которая   так   и называется «Волк и белка». 

Педагог: Написал сказку великий русский писатель Л.Н.Толстой. Педагог читает сказку:

О чём эта сказка, мы сейчас узнаем.

Как вы думаете, чей это портрет (Показывает портрет писателя).

Воспитатель читает сказку.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить :

- Отпусти меня.

Волк сказал :

- Хорошо, я пущу тебя. Но ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала :

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу, а то я боюсь тебя.

Волк отпустил. Белка убежала повыше на дерево и оттуда сказала :

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Педагог: Про кого эта сказка?

Дети: Эта сказка про белку и волка.

Педагог: Что произошло с героями сказки?

Дети: Белка прыгала и упала на спящего волка.

Педагог: Почему волк отпустил белку?

Дети: Белка сказала если отпустишь я скажу от чего нам весело, а вам грустно.

Педагог: Почему волк решил, что белки всегда веселы?

Дети: Так как белки всегда прыгают и играют.

Педагог: Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?

Дети: Белки веселы оттого, что они добрые, а волку скучно, оттого что он злой.

Физкультминутка: игра «Скажи наоборот» 

 Педагог: Устали?   Я     предлагаю   вам   поиграть.   Эта   игра   называется «Скажи   наоборот».   Давайте   встанем   в   круг.   Я   буду   бросать   вам   мяч   и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его.

Дети выполняют задание. ­

 Волк злой, а белка ... 

 Ответы детей: добрая... 

 ­Ему всегда грустно, а ей... 

 Ответы детей: весело...  ­ 

 Волк белку схватил, а потом... 

 Ответы детей: отпустил... ­ 

 Волк сидит внизу, а белка... 

 Ответы детей: наверху... ­ 

 Волк сидит под деревом, а белка... 

 Ответы детей: на дереве...  ­ 

 Волк спрашивает, а белка... 

 Ответы детей: отвечает...  ­ 

 Белка говорит, а волк ее... 

 Ответы детей: слушает...

Педагог: Молодцы, присаживайтесь на места. Понравилась вам сказка? 

Дети: Да.

Ребята, чтобы сказка лучше запомнилась и вы смогли отвечать на вопросы, послушаем ещё раз.

Педагог: Расскажите, ребята, как волк поймал белку? 

Дети: Белка прыгала по веткам и сама упала на волка. Педагог: Что волк хотел сделать с белкой? 

Дети: Волк хотел ее съесть. Педагог: О чем белка попросила волка? 

Дети: Она попросила отпустить ее. 

Педагог: Что ей ответил волк? 

Дети: Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы. Педагог: Что спросил волк у белки? 

Дети:  Почему белки всегда веселые? Почему волку всегда скучно? Педагог: Что ответила волку белка: почему волку всегда скучно? Дети:  Потому что он злой, злость ему сердце жжет. Педагог: Белка сказала: «Злость тебе сердце жжет».  Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей) Педагог: А чем можно обжечься?

Дети: Огнем, кипятком, паром, горячим чаем.

Педагог: Кто из вас обжигался, поднимите руку? Педагог: Это больно?  Дети: Да. 

Педагог: А когда больно, хочется веселиться или плакать? (Плакать). Педагог: Вот и волку всегда скучно и грустно, потому что он злой. Злость его сердце жжет, ему больно и веселиться не хочется. Педагог: Почему белки такие веселые?  

Дети: Потому что они добрые и никому зла не делают.

 

Ребята, сколько разных слов вы сказали о волке : грустный, грустит, грустно. О белочке: весёлые, веселятся, весело. Слова разные, но чем связаны друг с другом?

Дети: Это слова-родственники.

Педагог: И слова веселый, весело, веселиться- тоже родственные, как вы думаете почему?

Дети: потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже

Педагог: Подберите слова, родственные слову радостный. Если дети подбирают таких слов мало, воспитатель подводит их к этому, дает образец: «Можно сказать : белки веселятся, а можно сказать, что они  радуются. Можно сказать : им весело или им радостно;   у белок веселье или у белок радость».

Педагог: Устали? Предлагаю отдохнуть и немного размяться. Проводится физкультминутка

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим-

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминки

Педагог:Ребята, наши гости хотят, чтобы вы рассказали эту сказку. Но не просто рассказали, а показали её. Послушайте сказку еще  раз постарайтесь все запомнить. Потом мы будем показывать сказку нашим гостям. Повторное чтение сказки. Педагог   выбирает   автора,   белку   и   волка.   На   головы   героев надеваются   соответствующие   маски.   Ребята   инсценируют   сказку. Остальные дети помогают действующим лицам в случае затруднения.

Педагог: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам эту сказку? Чему она учит? (Ответы детей) Педагог: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?

Ребята, вы сегодня все молодцы, были внимательны, хорошо меня слушали, правильно отвечали на поставленные вопросы, были активны.

С какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто её автор?

Чему вы сегодня на занятии научились? ­ Что больше всего запомнилось? ­ Понравилось ли вам занятие? ­ Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ сказки Л.Н. Толстого "Белка и волк"

Учить связно, последовательно, выразительно и граммотически правильно передавать содержание сказки, используя наглядную основу в виде графических схем....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения). Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Прыгала белка с ветки на ветку…».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто...

Конспект занятия по развитию речи в пстаршей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ  сказки  Л. Толстого  «Белка и  волк».Образовательные  задачи: продолжать учить пересказывать  ли...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:  «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» Цель: Учить детей пересказывать литер...

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»

Конспект НОД по развитию речи  способствует  формированию умения детей  пересказывать литературный текст....

Технологическая карта образовательного события по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы Тема Пересказ сказки Л. Толстого "Белка и волк" (по О.С. Ушаковой)

Учить пересказывать литературный текст точно, последовательно, в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает). Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умени...