Конспект занятия по развитию речи в пстаршей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Образовательные задачи: продолжать учить пересказывать литературный текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей; активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь.
Развивающие задачи: активизировать в речи антонимы и однокоренные слова; закреплять умения отгадывать загадки.
Воспитательные задачи: учить осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать умения работать в коллективе, договариваться; закрепить правила поведения в лесу.
Материал: лексический материал: стихи, загадки; опорные картинки для пересказа.
Педагог загадывает загадки.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячу ладошек. (Лес).
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Летом - то зеленый дом,
А зимой бело кругом. (Лес).
Встал стеною до небес
Перед нами чудо …(лес).
Дети отгадывают загадки.
Педагог говорит, что многие писатели писали свои произведения про лес и лесных обитателей, он просит отгадать загадки, чтобы узнать про каких диких лесных жителей написал свое произведение Л. Н. Толстой.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк).
И по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы,
И в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка).
Дети отгадывают загадки. Педагог говорит, что действительно героями произведения Л. Н. Толстого являются волк и белка и предлагает детям послушать произведение Л. Н. Толстого, подумать, как можно назвать его и ответить на вопрос: что это рассказ или сказка, объяснить свои ответы.
Чтение сказки
Заслушиваются ответы. Педагог просит определить жанр произведения и доказать свой выбор. Дети высказываются и объясняют, почему они так решили.
Далее педагог говорит, что писатель назвал свою сказку «Белка и волк» и предлагает второй раз ее послушать. После чтения проводится беседа по ее содержанию. После ответов детей зачитываются соответствующие фрагменты сказки.
Вопросы:
Про кого эта сказка?
Что произошло с героями сказки?
Почему волк решил, что белки всегда веселы?
В сказке белки веселые, добрые, а волк злой и скучный. Как о волке говорится в сказке?
Игра с мячом «Скажи правильно».
Педагог называет животное и бросает мяч ребенку, который называет слово – действие и возвращает мяч воспитателю. Например: волк - (что делает?) бежит, крадется, злится; белка – (что делает?) прыгает, скачет по веткам, веселится; медведь - (что делает?) спит в берлоге, ломает валежник, ест малину.
Педагог вывешивает на доске опорные картинки и разбирает вместе с детьми содержание картинок. Затем еще раз читает сказку и просит обратить внимание на выразительность авторского текста. После повторного чтения педагог предлагает детям рассказать эту сказку с опорой на картинки. Заслушиваются 2-3 рассказа, затем вызываются 4 ребенка, которые должны договориться, кто из них по какой картинке рассказывает. Заслушивается коллективный рассказ.
В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как они еще веселятся, что делают? (Скачут, резвятся, перепрыгивают с ветки на ветку, качаются на ветках).
Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело. Слова: веселый, веселы, весело, веселиться - слова разные, но они связаны друг с другом по смыслу и звучат похоже. Это родственные слова. (Воспитатель при произнесении однокоренных слов всегда подчеркивает голосом сходство звучания).
Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой? (грустный).
Белки веселятся, а волк …(грустит).
Белкам весело, а волку …(грустно).
Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Это тоже слова родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже.
Грустный волк и веселые белки живут в лесу, где еще водится много разных зверей, птиц и насекомых. Лес для них это - дом, а мы с вами ходим в лес отдыхать.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Итог занятия
Напомнить детям, что они пересказывали сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк»; учились пересказывать литературный текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавали речь персонажей; отгадывали загадки; слушали стихотворения; закрепляли знания о жанровых особенностях сказки; работали в коллективе: договаривались кто будет рассказывать первым, кто потом; вспоминали правила поведения в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...