Конспект занятия по развитию речи в пстаршей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ  сказки  Л. Толстого  «Белка и  волк».

Образовательные  задачи: продолжать учить пересказывать  литературный  текст  последовательно,  без  пропусков  и  повторений,  выразительно  передавать  речь  персонажей;  активизировать  в  речи  сложные  предложения;  обратить  внимание  на   наличие  в  авторском  тексте  краткой  формы  прилагательных,  ввести  их  в  активный  словарь.

Развивающие  задачи: активизировать  в  речи  антонимы  и  однокоренные  слова;   закреплять умения  отгадывать  загадки.

Воспитательные  задачи:  учить  осмысливать  характеры  персонажей;  закрепить  знания  о  жанровых  особенностях  сказки;  формировать  умения  работать  в  коллективе,  договариваться;  закрепить  правила  поведения  в  лесу.

Материал:  лексический  материал: стихи,  загадки;  опорные  картинки  для  пересказа.

     

Педагог   загадывает  загадки.

Есть  у  ребят зеленый  друг,

Веселый  друг,  хороший.

Он  нам  протянет  сотни  рук

И  тысячу  ладошек.    (Лес).

 

Дом  со  всех  сторон  открыт,

Он  резною  крышей  крыт.

Летом  - то  зеленый  дом,

А  зимой  бело  кругом.     (Лес).

 

Встал  стеною  до  небес

Перед  нами чудо  …(лес).

 

    Дети  отгадывают загадки.

 

Педагог  говорит, что  многие  писатели  писали  свои  произведения  про  лес и лесных  обитателей,   он  просит  отгадать  загадки, чтобы  узнать  про  каких  диких  лесных   жителей  написал  свое  произведение   Л. Н. Толстой. 

Кто  зимой  холодной

Ходит  злой,  голодный?  (Волк).

И  по  елкам  ловко  скачет,

И  взлетает  на  дубы,

И  в  дупле  орешки  прячет,

Сушит  на  зиму  грибы.     (Белка).

 

Дети  отгадывают  загадки.  Педагог  говорит,  что  действительно   героями  произведения Л. Н. Толстого  являются  волк  и  белка и  предлагает  детям  послушать  произведение  Л. Н. Толстого, подумать,  как  можно  назвать  его  и  ответить  на  вопрос:  что  это  рассказ  или  сказка,  объяснить  свои  ответы. 

Чтение сказки

Заслушиваются  ответы.  Педагог  просит  определить  жанр  произведения  и  доказать свой  выбор. Дети   высказываются  и   объясняют,   почему  они  так  решили. 

       Далее педагог говорит,  что писатель  назвал  свою  сказку   «Белка   и  волк»  и   предлагает  второй  раз   ее  послушать.   После  чтения  проводится  беседа  по  ее   содержанию.  После  ответов  детей  зачитываются  соответствующие  фрагменты  сказки.

Вопросы:

Про  кого  эта  сказка?

Что  произошло  с  героями  сказки?

Почему  волк  решил,  что  белки   всегда  веселы?

В  сказке  белки  веселые,  добрые,  а  волк  злой  и  скучный.  Как  о  волке  говорится  в  сказке?

Игра  с  мячом  «Скажи  правильно».

Педагог называет животное  и  бросает  мяч  ребенку,  который  называет  слово – действие  и  возвращает  мяч  воспитателю.  Например:  волк  - (что  делает?)  бежит, крадется,  злится;   белка – (что  делает?)  прыгает, скачет  по  веткам,  веселится;   медведь  -  (что  делает?)   спит  в  берлоге, ломает  валежник,  ест  малину.

 

Педагог   вывешивает  на  доске  опорные  картинки  и  разбирает  вместе  с  детьми  содержание  картинок.   Затем    еще  раз  читает  сказку  и  просит  обратить  внимание  на  выразительность  авторского  текста.  После  повторного  чтения  педагог   предлагает  детям  рассказать  эту  сказку  с  опорой  на  картинки.  Заслушиваются  2-3  рассказа,  затем  вызываются  4  ребенка,  которые  должны  договориться, кто  из  них   по   какой  картинке  рассказывает.  Заслушивается  коллективный  рассказ.

 

В  сказке  говорилось,  что  белки  веселые.  Они  прыгают  с  ветки  на  ветку,  играют.  А  как  они  еще  веселятся,  что  делают?    (Скачут,  резвятся,  перепрыгивают  с  ветки  на  ветку,  качаются  на  ветках).

Послушайте,  как  по-разному  можно  сказать  о  беличьем  веселье:  веселые  белки,  белки  веселы,  белки  веселятся,  белкам  весело.  Слова: веселый, веселы,  весело,  веселиться  -  слова  разные,  но  они  связаны  друг  с  другом  по  смыслу  и  звучат  похоже.  Это  родственные  слова.  (Воспитатель  при  произнесении однокоренных  слов  всегда  подчеркивает  голосом  сходство  звучания).

Белки  веселые,  а  волк  совсем   не  веселый,  а  какой?   (грустный).

Белки  веселятся,  а  волк  …(грустит).

Белкам  весело,  а  волку  …(грустно).

 

    Послушайте, сколько  разных  слов  вы  сказали  о  волке:  грустный,  грустит,  грустно.  Это  тоже  слова  родственные,  потому  что  они  связаны  между  собой  по  смыслу  и  звучат  похоже. 

      Грустный  волк  и  веселые  белки  живут  в  лесу,  где  еще  водится  много  разных  зверей,  птиц  и  насекомых.  Лес   для  них   это  -  дом,  а  мы  с  вами  ходим  в  лес  отдыхать. 

 

 Если  в  лес  пришел  гулять,  свежим  воздухом  дышать,

Бегай,  прыгай  и  играй,  только,  чур,  не  забывай,

Что  в  лесу  нельзя  шуметь,  даже  очень  громко  петь.

Испугаются  зверушки  -  убегут  с  лесной  опушки.

Ветки  дуба  не  ломай.  Никогда  не  забывай

Мусор  с  травки  убирать.  Зря  цветы  не  надо  рвать.

Из  рогатки  не  стрелять:  в  лес  приходят  отдыхать.

Бабочки  пускай  летают,  ну  кому  они  мешают?

Здесь  не  нужно  всех  ловить,  топать,  хлопать,  палкой  бить.

 

Итог  занятия

Напомнить  детям, что они  пересказывали сказку Л.Н. Толстого  «Белка  и волк»;  учились пересказывать  литературный  текст  последовательно,  без  пропусков  и  повторений,  выразительно  передавали речь  персонажей; отгадывали  загадки; слушали  стихотворения; закрепляли  знания  о  жанровых  особенностях  сказки; работали  в  коллективе:  договаривались  кто  будет  рассказывать  первым,  кто  потом;  вспоминали  правила  поведения  в  лесу.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...