Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами театрализации "В гостях у сказки" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Батазова Лариса Анатольевна

Формирование у детей интереса к элементам Русской культуры посредством Русских народных сказок.

Подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №15 "Парус" г. Новоалтайска Батазова Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_2023_po_razvityu_rechi.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

Центр развития ребенка - детский сад № 15 «Парус»

г. Новоалтайска Алтайского края

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

с элементами театрализации

«В гостях у сказки»

для старшего дошкольного возраста

 

    

                     Подготовила:

                                                  Батазова Лариса Анатольевна                    

                     воспитатель.        

                                                                           

г. Новоалтайск

2023 год

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

с элементами театрализации

«В гостях у сказки»

для старшего дошкольного возраста

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: формирование у детей интереса к элементам Русской культуры посредством Русских народных сказок

Задачи в соответствии с ФГОС и Федеральной Образовательной Программой дошкольного образования.

Образовательные:

  • пробуждать в детях познавательный интерес
  • формировать у детей умение импровизировать и самостоятельно строить игровые диалоги
  • активизировать и обогащать словарь при помощи введения новых слов и закреплять умение правильно, точно по смыслу, употреблять их в речи
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

Развивающие:

  • углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа)
  • совершенствовать исполнительские умения (выразительное чтение по ролям в инсценировках)
  • формировать представления о некоторых жанровых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка

Воспитательные: 

  • поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности
  • воспитывать социальные чувства и навыки: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбию, сотрудничеству, умению соблюдать правила

Методы:

  • словесные (беседы, вопросы, уточнения, обобщения)
  • наглядные (игры, иллюстрации, пособия, раздаточный материал)
  • игровые (дидактические упражнения, театрализованная деятельность)

Оборудование и инвентарь:

Книга -ширма «В гостях у сказки»; маски героев сказки «Теремок»; иллюстрации к сказкам; ДИ «Исправь название сказки», сундук, свиток

Предварительная работа: 

  • Словарная работа. Закрепление значения слов: сказитель, персонаж, терем, короб, амбар, сусеки, свиток, уста, зачин, концовка, присказка, старинная
  • чтение русских народных сказок и беседы по ним
  • рассматривание иллюстраций к сказкам 
  • разучивание хороводов, песенок – потешек, русских народных игр
  • дидактические игры с использованием мнемотаблиц
  • показ детям различных видов театра
  • занятия по театрализованной деятельности 
  • упражнения на развитие интонационной выразительности
  • просмотр и прослушивание видео и аудио записей по РН сказкам

Ход занятия.

-Дети, сегодня к нам пришли гости- давайте с ними поздороваемся.

Художественное слово.

Сюрпризный момент: появление старинной волшебной книги.

С ее помощью мы отправимся по знакомым детям сказкам.

-Дети, посмотрите, что я вам принесла! (воспитатель показывает книгу -ширму со сказками). Как вы думаете, что это такое?

-Перед вами старинная волшебная книга, с помощью которой можно попасть в сказочную страну! Вы хотите отправиться в путешествие по сказкам? (воспитатель открывает книгу-ширму со словами)

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайны открывают,

Деток в гости приглашают!

Друга за руку бери,

В гости к сказкам заходи.

Книга открывается –

Сказка начинается…

Исследовательская деятельность по фрагментам Русских народных сказок (РНС).

Беседа по вопросам.

-Вспомните и скажите, что такое сказка?  (волшебная история с чудесами и героями)

-Как вы думаете, почему сказки называют Русские народные? (Сказки придумали люди -народ.

-Рассказывали эти сказки люди, которых называли сказителями и передавались они из уст в уста.

-Подумайте и ответьте, кто еще придумывает сказки? (Авторы -это авторские сказки)

-Чему учат сказки?

  • отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости;
  • не огорчаться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности.
  • всегда помогать другим в трудную минуту…

-Чем можно украсить сказку, чтобы она стала интереснее и привлекательнее? (песенки, пословицы, поговорки, присказки)

- Кто может вспомнить присказки? Как называется присказка в начале сказки? (Присказка в начале сказки называется зачин.)

«Занавес открывается -сказка начинается…»

«Было оно или не было, правда ли - то или нет, послушаем лучше, что сказка сказывает…»

 «В некотором царстве, в некотором государстве…»

«На море -океане, на острове Буяне стоит дуб зеленый, под тем дубом стол золоченый, на столе бык печеный, садись, кушай, мою сказочку слушай…»

-Присказки, которыми заканчиваются сказки называются концовка:

 «Вот и сказочке конец, а кто слушал -молодец!»

«И жили они долго и счастливо…»

«Вот вам сказка, а мне бубликов связка»

-Дети, посмотрите, как много героев живет в нашей волшебной Книге. Как вы думаете, в каких сказках живут эти персонажи?

(дети по очереди показывают понравившегося героя и называют сказки, в которых этот персонаж присутствует).

-Молодцы, ребята! Сказок существует огромное количество. И мы с вами продолжаем наше сказочное путешествие. Но чтобы пройти дальше нам нужно исправить ошибки в нашей Волшебной Книге. Дело в том, что это старинная книга и названия некоторых сказок стерлись. Их трудно разобрать. Я попробую прочитать названия сказок, а вы исправьте меня, если я ошибусь.

(воспитатель достает из книги -ширмы листок с ДИ)

 Дидактическая игра «Исправь название сказки»

  • «Царевна -индюшка»                                                        лягушка
  • «По птичьему велению»                                                   щучьему
  • «Сивка -будка»                                                                  Бурка
  • «Иван царевич и белый волк»                                          серый
  • «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»                  Иванушка
  • «Мальчик с кулачок»                                                        с пальчик
  • «У страха рога велики»                                                     глаза
  • «Петушок -золотой пастушок»                                        гребешок
  • «Лапша из топора»                                                            каша
  • Лисичка с тарелочкой»                                                     скалочкой
  • «Бычок деревянный бочок»                                             смоляной
  • «Петушок и бобовая ягодка»                                           зернышко

-Ну вот, ошибки исправлены, и мы можем продолжать наше путешествие. Давайте прогуляемся с вами по Волшебной лесу в Стране сказок.

                    Что б было веселее нам идти,

                    С вами вместе поиграем по пути.

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок:

Ва, ва, ва -высокая трава.                                        (идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па- узкая тропа.                                           (ставят ступни узко друг за другом)

Ке, ке, ке -мы пришли к реке.                                 (шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой -любуемся рекой.                             (рука к козырьку -смотрим вдаль)

Ась, ась, ась — вот плывет карась.                            (имитация движений рыбки)

Ушка, ушка, ушка -прыгает лягушка.                    (прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо -говорим мы хорошо.                          (пальцы к губам)

Це, це, це -улыбка на лице.                                      (все улыбаются)

(останавливаемся и прислушиваемся)

Игровое упражнение «Угадай сказку»

-Вы слышите, какой-то шум…Давайте подойдем поближе и посмотрим, может кто -то зовет на помощь?

(дети подходят к столу, на котором стоят различные фигурки героев сказок).

-Что же здесь случилось? На столе лежит какая -то странная бумага, скрученная в трубочку. Вы знаете, что это такое?    Это свиток- длинный лист писчего материала, сматываемый для хранения в рулон, на таком листе писали поперёк его длины. 

-Предлагаю прочитать, что в нем написано…

Помогите! Помогите!
Героев сказочных спасите!

Злой волшебник осерчал,

Нам беду наколдовал.

Из -за моря, из -за гор

Он прислал нам страшный шторм.

Вихрь быстро закружился
И столбом до неба взвился.

А потом, набравшись сил,

Всю страну волной накрыл.

Герои выбраться пытались,

Спасаясь, все перемешались.

-Ребята, поможем навести порядок в сказочной стране? Вот вам подсказки из сундучка -что это? Правильно, это иллюстрации к сказкам. Нужно разделиться на небольшие группы. Обсудите в группе:

  • Как называется сказка?
  • Какие персонажи живут в сказке?
  • О чем эта сказка?

Сказки:

  1. «Гуси -лебеди»
  2. «Маша и медведь»
  3. «Колобок»
  4. «Лисичка со скалочкой»
  5. «Курочка ряба»

-Молодцы, ребята! Вы совершили очень доброе дело. Теперь все жители Волшебной страны сказок снова обрели свой дом.

-Предлагаю продолжить нашу прогулку по Стране Сказок.

 «Игра -театрализация»

-Дети, куда мы с вами попали? Как вы думаете, какая эта сказка?

(сказка «Теремок»)

-В награду за вашу помощь жители сказочной страны разрешили поиграть и стать участниками сказки «Теремок». Вы согласны?

Дети распределяют роли и проигрывают сказку:

  1. рассказчик
  2. теремок
  3. солнце
  4. цветок
  5. лягушка
  6. мышка
  7. зайчик
  8. лиса
  9. волк
  10. медведь

-Замечательная сказка получилась, ребята! Вы все молодцы!

В Стране сказок снова победило добро!

А нам с вами пора возвращаться.

-Книга закрывается -путешествие завершается. (воспитатель закрывает книгу -ширму)  

Рефлексия

-Ребята, вам понравилось в Стране сказок?

-Что понравилось больше всего?

-С какими трудностями вы столкнулись в нашем путешествии?

-На кого из героев сказок вы хотели бы быть похожи? Почему?

-Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

Наше занятие окончено. Давайте скажем «до свидания» нашим гостям. А вам, дети, я предлагаю после сна нарисовать свою любимую сказку.

(дети, в сопровождении воспитателя, выходят из зала)

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами театрализации

Дети отправляются в путешествие в удивительный мир сказок. Волшебный клубочек приводит их к волшебному сундучку. Открыть его может помочь белочка, нужно только отгадать ее загадки. Ребята успешно спра...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использование кейс - технологии с детьми старшего дошкольного возраста. драматизация сказки «Теремок»

Задачи:Воспитательные задачи: воспитывать стремления к самосовершенствованиючерез театрализованную деятельность и воспитывать у детей доброжелательноеотношение к сверстникам.Развивающие задачи: ...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Как земляне помогли марсианину" с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия по развитию речи  "Как земляне помогли марсианину"с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами театрализации для детей первой группы раннего возраста. Тема: «Колобок»

Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами театрализациидля детей первой группы раннего возраста. Тема: «Колобок»...

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Волшебница - вода"

Программное содержание:Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Показать детям, в каком виде существует вода – эксперименты с водой, паром, льдом.Упражн...