Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами театрализации "В гостях у сказки" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формирование у детей интереса к элементам Русской культуры посредством Русских народных сказок.
Подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №15 "Парус" г. Новоалтайска Батазова Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_2023_po_razvityu_rechi.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 15 «Парус»
г. Новоалтайска Алтайского края
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
с элементами театрализации
«В гостях у сказки»
для старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Батазова Лариса Анатольевна
воспитатель.
г. Новоалтайск
2023 год
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
с элементами театрализации
«В гостях у сказки»
для старшего дошкольного возраста
Тема: «В гостях у сказки»
Цель: формирование у детей интереса к элементам Русской культуры посредством Русских народных сказок
Задачи в соответствии с ФГОС и Федеральной Образовательной Программой дошкольного образования.
Образовательные:
- пробуждать в детях познавательный интерес
- формировать у детей умение импровизировать и самостоятельно строить игровые диалоги
- активизировать и обогащать словарь при помощи введения новых слов и закреплять умение правильно, точно по смыслу, употреблять их в речи
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
Развивающие:
- углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа)
- совершенствовать исполнительские умения (выразительное чтение по ролям в инсценировках)
- формировать представления о некоторых жанровых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалка, скороговорка, народная сказка
Воспитательные:
- поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности
- воспитывать социальные чувства и навыки: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбию, сотрудничеству, умению соблюдать правила
Методы:
- словесные (беседы, вопросы, уточнения, обобщения)
- наглядные (игры, иллюстрации, пособия, раздаточный материал)
- игровые (дидактические упражнения, театрализованная деятельность)
Оборудование и инвентарь:
Книга -ширма «В гостях у сказки»; маски героев сказки «Теремок»; иллюстрации к сказкам; ДИ «Исправь название сказки», сундук, свиток
Предварительная работа:
- Словарная работа. Закрепление значения слов: сказитель, персонаж, терем, короб, амбар, сусеки, свиток, уста, зачин, концовка, присказка, старинная
- чтение русских народных сказок и беседы по ним
- рассматривание иллюстраций к сказкам
- разучивание хороводов, песенок – потешек, русских народных игр
- дидактические игры с использованием мнемотаблиц
- показ детям различных видов театра
- занятия по театрализованной деятельности
- упражнения на развитие интонационной выразительности
- просмотр и прослушивание видео и аудио записей по РН сказкам
Ход занятия.
-Дети, сегодня к нам пришли гости- давайте с ними поздороваемся.
Художественное слово.
Сюрпризный момент: появление старинной волшебной книги.
С ее помощью мы отправимся по знакомым детям сказкам.
-Дети, посмотрите, что я вам принесла! (воспитатель показывает книгу -ширму со сказками). Как вы думаете, что это такое?
-Перед вами старинная волшебная книга, с помощью которой можно попасть в сказочную страну! Вы хотите отправиться в путешествие по сказкам? (воспитатель открывает книгу-ширму со словами)
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайны открывают,
Деток в гости приглашают!
Друга за руку бери,
В гости к сказкам заходи.
Книга открывается –
Сказка начинается…
Исследовательская деятельность по фрагментам Русских народных сказок (РНС).
Беседа по вопросам.
-Вспомните и скажите, что такое сказка? (волшебная история с чудесами и героями)
-Как вы думаете, почему сказки называют Русские народные? (Сказки придумали люди -народ.
-Рассказывали эти сказки люди, которых называли сказителями и передавались они из уст в уста.
-Подумайте и ответьте, кто еще придумывает сказки? (Авторы -это авторские сказки)
-Чему учат сказки?
- отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости;
- не огорчаться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности.
- всегда помогать другим в трудную минуту…
-Чем можно украсить сказку, чтобы она стала интереснее и привлекательнее? (песенки, пословицы, поговорки, присказки)
- Кто может вспомнить присказки? Как называется присказка в начале сказки? (Присказка в начале сказки называется зачин.)
«Занавес открывается -сказка начинается…»
«Было оно или не было, правда ли - то или нет, послушаем лучше, что сказка сказывает…»
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
«На море -океане, на острове Буяне стоит дуб зеленый, под тем дубом стол золоченый, на столе бык печеный, садись, кушай, мою сказочку слушай…»
-Присказки, которыми заканчиваются сказки называются концовка:
«Вот и сказочке конец, а кто слушал -молодец!»
«И жили они долго и счастливо…»
«Вот вам сказка, а мне бубликов связка»
-Дети, посмотрите, как много героев живет в нашей волшебной Книге. Как вы думаете, в каких сказках живут эти персонажи?
(дети по очереди показывают понравившегося героя и называют сказки, в которых этот персонаж присутствует).
-Молодцы, ребята! Сказок существует огромное количество. И мы с вами продолжаем наше сказочное путешествие. Но чтобы пройти дальше нам нужно исправить ошибки в нашей Волшебной Книге. Дело в том, что это старинная книга и названия некоторых сказок стерлись. Их трудно разобрать. Я попробую прочитать названия сказок, а вы исправьте меня, если я ошибусь.
(воспитатель достает из книги -ширмы листок с ДИ)
Дидактическая игра «Исправь название сказки»
- «Царевна -индюшка» лягушка
- «По птичьему велению» щучьему
- «Сивка -будка» Бурка
- «Иван царевич и белый волк» серый
- «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» Иванушка
- «Мальчик с кулачок» с пальчик
- «У страха рога велики» глаза
- «Петушок -золотой пастушок» гребешок
- «Лапша из топора» каша
- Лисичка с тарелочкой» скалочкой
- «Бычок деревянный бочок» смоляной
- «Петушок и бобовая ягодка» зернышко
-Ну вот, ошибки исправлены, и мы можем продолжать наше путешествие. Давайте прогуляемся с вами по Волшебной лесу в Стране сказок.
Что б было веселее нам идти,
С вами вместе поиграем по пути.
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок:
Ва, ва, ва -высокая трава. (идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па- узкая тропа. (ставят ступни узко друг за другом)
Ке, ке, ке -мы пришли к реке. (шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой -любуемся рекой. (рука к козырьку -смотрим вдаль)
Ась, ась, ась — вот плывет карась. (имитация движений рыбки)
Ушка, ушка, ушка -прыгает лягушка. (прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо -говорим мы хорошо. (пальцы к губам)
Це, це, це -улыбка на лице. (все улыбаются)
(останавливаемся и прислушиваемся)
Игровое упражнение «Угадай сказку»
-Вы слышите, какой-то шум…Давайте подойдем поближе и посмотрим, может кто -то зовет на помощь?
(дети подходят к столу, на котором стоят различные фигурки героев сказок).
-Что же здесь случилось? На столе лежит какая -то странная бумага, скрученная в трубочку. Вы знаете, что это такое? Это свиток- длинный лист писчего материала, сматываемый для хранения в рулон, на таком листе писали поперёк его длины.
-Предлагаю прочитать, что в нем написано…
Помогите! Помогите!
Героев сказочных спасите!
Злой волшебник осерчал,
Нам беду наколдовал.
Из -за моря, из -за гор
Он прислал нам страшный шторм.
Вихрь быстро закружился
И столбом до неба взвился.
А потом, набравшись сил,
Всю страну волной накрыл.
Герои выбраться пытались,
Спасаясь, все перемешались.
-Ребята, поможем навести порядок в сказочной стране? Вот вам подсказки из сундучка -что это? Правильно, это иллюстрации к сказкам. Нужно разделиться на небольшие группы. Обсудите в группе:
- Как называется сказка?
- Какие персонажи живут в сказке?
- О чем эта сказка?
Сказки:
- «Гуси -лебеди»
- «Маша и медведь»
- «Колобок»
- «Лисичка со скалочкой»
- «Курочка ряба»
-Молодцы, ребята! Вы совершили очень доброе дело. Теперь все жители Волшебной страны сказок снова обрели свой дом.
-Предлагаю продолжить нашу прогулку по Стране Сказок.
«Игра -театрализация»
-Дети, куда мы с вами попали? Как вы думаете, какая эта сказка?
(сказка «Теремок»)
-В награду за вашу помощь жители сказочной страны разрешили поиграть и стать участниками сказки «Теремок». Вы согласны?
Дети распределяют роли и проигрывают сказку:
- рассказчик
- теремок
- солнце
- цветок
- лягушка
- мышка
- зайчик
- лиса
- волк
- медведь
-Замечательная сказка получилась, ребята! Вы все молодцы!
В Стране сказок снова победило добро!
А нам с вами пора возвращаться.
-Книга закрывается -путешествие завершается. (воспитатель закрывает книгу -ширму)
Рефлексия
-Ребята, вам понравилось в Стране сказок?
-Что понравилось больше всего?
-С какими трудностями вы столкнулись в нашем путешествии?
-На кого из героев сказок вы хотели бы быть похожи? Почему?
-Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.
Наше занятие окончено. Давайте скажем «до свидания» нашим гостям. А вам, дети, я предлагаю после сна нарисовать свою любимую сказку.
(дети, в сопровождении воспитателя, выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....
Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами театрализации
Дети отправляются в путешествие в удивительный мир сказок. Волшебный клубочек приводит их к волшебному сундучку. Открыть его может помочь белочка, нужно только отгадать ее загадки. Ребята успешно спра...
Конспект открытого занятия по развитию речи с использование кейс - технологии с детьми старшего дошкольного возраста. драматизация сказки «Теремок»
Задачи:Воспитательные задачи: воспитывать стремления к самосовершенствованиючерез театрализованную деятельность и воспитывать у детей доброжелательноеотношение к сверстникам.Развивающие задачи: ...
Конспект комплексного занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема: «Весна. Перелетные птицы»
конспект занятия...
Конспект открытого занятия по развитию речи "Как земляне помогли марсианину" с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект открытого занятия по развитию речи "Как земляне помогли марсианину"с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами театрализации для детей первой группы раннего возраста. Тема: «Колобок»
Конспект итогового занятия по развитию речи с элементами театрализациидля детей первой группы раннего возраста. Тема: «Колобок»...
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Волшебница - вода"
Программное содержание:Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Показать детям, в каком виде существует вода – эксперименты с водой, паром, льдом.Упражн...