Консультация для педагогов "Приемы развития фонематических процессов детей дошкольного возраста в условиях групп общеразвивающей направленности"
консультация по развитию речи
Практикоориентированная консультация для педагогов, работающих в области речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskie_protsessy.doc | 59 КБ |
fonematicheskie_protsessy.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Приемы развития фонематических процессов детей дошкольного возраста в условиях групп общеразвивающей направленности
Фонематические процессы. Понятие, роль в развитии речи ребенка.
Слайд 1:
Фонематический слух – тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу.
Фонема – совокупность определенных фонематических признаков звуков речи, которые позволяют различать слова в общем потоке речи.
Моя речь:
Следует помнить, что сензитивный (наиболее чувствительный) период развития речи от одного года до шести лет. Именно в этот период дети могут особенно продуктивно и полноценно освоить устную речь. Если эти сроки упущены, то мы сталкиваемся с проблемами речевого развития, требующими коррекционного логопедического воздействия и приводящие к школьной неуспеваемости в будущем.. Чтобы этого избежать необходимо помнить, что фонематические процессы являются своеобразным фундаментом успешного речевого развития детей, т.к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Поэтому неотъемлемой частью педагогической работы, направленной на формирование звуковой культуры речи, в сочетании с вызыванием и закреплением звуков речи, является развитие фонематических процессов.
Что мы подразумеваем под фонематичексими процессами? Трактовка этих понятий представлена на слайде. Отойдя от специальной терминологии мы можем сказать, что фонематический слух – это способность человека различать звуки речи (есть звук или нет), а фонематическое восприятие – умственное действие по анализу (умение выделить конкретный звук в слове). Например, жук, есть ли в слове жук звук ж (слух); какой первый звук в слове жук (восприятие). С практической точки зрения, четкое разграничение этих понятий в системе работы воспитателя не требуется, поэтому в дальнейшем мы будем говорить о фонематических процессах, не разделяя их на слух и восприятие, так как их развитие происходит неразрывно друг от друга.
Система работы по развитию фонематических процессов.
Слайд 2:
Этапы формирования фонематических процессов:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап – различение слогов.
5 этап - различение фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Моя речь:
Развитие фонематических процессов в педагогической работе воспитателя начинается с раннего возраста, и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Планомерное осуществление этой работы должно привести к тому, что дети приобретают умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Начинать эту работу следует на материале неречевых звуков и постепенно охватывать все звуки речи, входящие в звуковую систему родного языка.
Приведем примеры возможных игр и упражнений, которые вы можете использовать в своей работе для каждого из представленных на слайде этапов формирования фонематических процессов.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
На первоначальном этапе педагог проводит упражнения, направленные на развитие слухового внимания, для этого он привлекает внимание детей к звукам окружающей среды (за окном, из коридора, из соседней группы и т.д..):
Что шумит? (Деревья)
Что гудит? (Автомашина).
Кто кричит? (Мальчик)
Кто разговаривает? (Люди)
Кто смеется? (Девочка). И т. д.
После того как дети научатся сосредотачивать свое внимание на различных звуках, педагог может организовать игры. Приведем некоторые варианты таких игр:
Игра «близко – далеко»
Педагог назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку в помещении группы или на территории участка и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.
Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.
Игра «Угадай, кто барабанит?»
Педагог, говорит, что сегодня к ребятам пришли гости и выставляет на стол две игрушки разной величины (большую и маленькую), например 2 зайца. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Игра «Что звучит?»
Педагог знакомит ребенка с музыкальными инструментами (музыкальными игрушками), играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем играет на этих же инструментах за ширмой и предлагает малышу определить, на каком музыкальном инструменте он играл.
С этой же целью педагог знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за ширмой. Дети должны как можно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.
Игра «Найди пару»
Ребенку и педагогу предлагается четное количество коробочек (киндер яйца, коробочки из-под пленки и т.д.) с разными наполнителями. Педагог и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем педагог перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игра «Кто тебя зовет?»
Выбирается водящий, который становиться к детям спиной. Дети по очереди называют имя водящего, а он на слух определяет и показывает, кто его позвал.
Затем игра усложняется: все дети зовут водящего ("Ау!"), а тот отгадывает, кто его звал.
Игра «Котята»
Педагог демонстрирует детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.
Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».
Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто мяукал.
Игра « Три медведя»
Педагог выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем предлагает детям вспомнить сказку «Три медведя» и произносит реплики героев то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают, кто из медведей говорит.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
«Внимательные ушки»
Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит:
«Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом»
Затем логопед показывает просто чистый листок бумаги и называет:
«Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака».
Услышав неверно сказанное педагогом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.
«Запомни и покажи»
Педагог выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например:
рак, лак, мак, бак,
сук, жук, лук, бук
дом, ком, лом, сом,
Като, платок, листок, моток
Гайка, лайка, майка, зайка
Затем он называет 3—4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции педагога).
«Похожие слова»
Педагог выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки:
ком, бак, сук, каток, горка.
Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картину под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
Ком | бак | сук | каток | горка |
дом | рак | лук | платок | корка |
сом | мак | жук | листок | норка |
лом | лак | бук | моток | марка |
4 этап – различение слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.
«Лишний слог»
Педагог произносит несколько слогов, например, дети определяют, какой слог здесь лишний. Постепенно слоговые ряды усложняются
на-но-на, па-па-по, ки-ки-кы, бу-бо-бу
ка-ка-га-ка; ши-ши-жи-ши, па-ба-па-па, фо-фо-во-фо, та – да- да –да, су-зу-су-су, му-ну-ну-ну, ло-ло-ло-ро
2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:
Ребенок. Па. педагог. Па.
Ребенок. Па. педагог. Ба.
Ребенок. Ка. педагог. Га.
Ребенок. Фа. педагог. Ва. и т. д.
Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные — сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые — зеленый.
Понятно, что и эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.
Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.
5 этап - различение фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.
3. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, уууу, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры:
- логопед произносит звуки кратко;
- детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый - звуку о, зеленый - звуку у;
- в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например, о, ы, з, на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова.
Далее проводится анализ гласных звуков.
Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.
У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ау, уи,уа,аи, затем по три: ayи, аиy, уиa, yаи, иуа, ивy. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.
Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.
Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.
На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т. д.
Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:
дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;
логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени." и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух – тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу. Фонема – совокупность определенных фонематических признаков звуков речи, которые позволяют различать слова в общем потоке речи.
1 этап - узнавание неречевых звуков На первоначальном этапе педагог проводит упражнения, направленные на развитие слухового внимания, для этого он привлекает внимание детей к звукам окружающей среды (за окном, из коридора, из соседней группы и т.д..), затем наступает время игр, направленных на их узнавание и различение. Игры: «Близко – далеко», «Кто играет?», «Что звучит?», «Найди пару»
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова . Игры: «Кто тебя зовет?» «Три медведя» «Котята»
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Игры: «Вагон», «Запомни и покажи», «Похожие слова»
4 этап – различение слогов. На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры. Игры: «Лишний слог», «Запомни и повтори» Педагог произносит несколько слогов, дети повторяют или определяют , какой слог лишний. Постепенно слоговые ряды усложняются. Общий согласный и разные гласные: на-но-на, па-па-по, ки-ки-кы , бу-бо-бу Общий гласный, согласные различаются по глухости и звонкости: ка-ка-га-ка; ши-ши- жи -ши, па-ба-па-па, фо - фо -во- фо , та – да- да –да, су- зу -су-су, му -ну-ну-ну , ло-ло-ло-ро Общий гласный, согласные различаются по твердости и мягкости: та-та- т’а , па-па- п’а , кэ-кэ-к’э , су-су- с’у Слоговые пары с наращиванием одного согласного: па-па- тпа , та-та- пта , фа-фа- тфа , та-та- фта , но-но- пно , ко-ко- фко Общее стечение согласных, разные гласные: Пта- пто - пту-пты , кта -кто- кту - кты , кна-кно-кну-кны , фта-фто-фту-фты Слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в стечении: пта-тпа , пка -кпа, фпа-пфа , кта-тка , хта-тха , гда-дга , вба-бва
5 этап - различение фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Игры: «Поймай звук», «Повтори»
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа . Задача - формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Далее проводится анализ гласных звуков: Упражнения на определение количества звуков. Упражнения на выделение и установление последовательности звуков Выделение первого гласного звука в слове Выделение последнего гласного в слове Анализ согласных звуков: Выделение последнего согласного звука в слове Выделение первого согласного звука в слове Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец) Придумывание слов с данным звуком Составление слова из отдельно названных звуков Игры: «Сколько звуков ?», « Где звук живет?», «Составь слово», «Кто больше»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...
Развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте
Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим о...
Методические рекомендации «Содержания РППС в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера».
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию...
Консультация для педагогов "Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...
Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера.
Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера....
«Возможности использования магнитной доски в домашних условиях для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста»
Магнитная доска – оборудование, имеющее широкий спектр использования и помощник для организации образовательной деятельности. Для современных детей, часто зависимых от гаджетов сложно играть в н...