Консультация для педагогов "Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Конончук Оксана Юрьевна

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_protsessov_doshkolnika.pptx292.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательных процессов дошкольника

Слайд 2

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ – процессы психической деятельности, обеспечивающие информационный фонд психики, ее ориентировочную основу.

Слайд 3

Ощущения П равильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение

Слайд 4

Восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Этапы развития восприятия в дошкольном возрасте

Слайд 5

Ведущие показатели развития восприятия у дошкольников Возраст Восприятие цвета Восприятие формы Восприятие величины Восприятие пространства 3 года Знает шесть основных цветов (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, фиолетовый). По просьбе взрослого выбирает из шести карточек разных цветов 3-4 цвета по названию и называет из них 2-3. Учитывает цвет при выполнении простейшего конструктивного задания (строит башенку из 2-3 кубиков разного цвета по образцу. Подбирает цвета по образцу, выбирая из двух вариантов Правильно выбирает по образцу и знает название круга, квадрата и прямоугольника. Допустимо опредмечивание формы («домик», «крыша», «шарик»). Учитывает форму в простейших конструкциях (строит башню по образцу из двух форм) Обозначает величину одного предмета через ее отношение к величине другого. Выбирает и называет один из трех кружков одинакового цвета, но разной величины («самый маленький», «маленький», «большой») Освоил пространство групповой комнаты и иных групповых помещений. Понимает значение предлогов НА, РЯДОМ, ПОД и выполняет соответствующие поручения. Начинает использовать в речи предлоги, обозначающие пространственные отношения 4 года Закрепляются представления об основных цветах. Выбирает по названию и по образцу из шести вариантов. Использует в активной речи названия 4-6 цветов Различает пять основных форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник), знает их названия, выбирает по образцу. Подбирает предметы к определенной геометрической форме. Учитывает форму при воспроизведении сложных конструк-тивных заданий из 3-4 форм по образцу или показу взрослого) Сравнивает по величине 5-7 предметов (одинаковой формы), безошибочно собирает пирамидку из 5-7 колец. Употребляет слова: «самый большой», «самый маленький», «большой», «маленький», «побольше», «поменьше». Знает параметры величины (широкий — узкий, длинный — короткий), выбирает из двух ленточек узкую Правильно использует в речи предлоги (ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, ОКОЛО, НА). Рассказывает о место-положении предметов в знакомом помещении. Понимает изображения направления движения в виде стрелок (например, играя в шофера)

Слайд 6

Возраст Восприятие цвета Восприятие формы Восприятие величины Восприятие пространства 5 лет Хорошо знает основные цвета спектра, имеет представление об оттенках (2-3) одного цвета. Называет два оттенка одного цвета и показывает их на карточках Объясняет отличия форм друг от друга. Разделяет сложные формы на более простые (изображение елочки на треугольники) Сравнивает 7-10 предметов, составляет сериационный ряд, например, из тарелочек Ориентируется на схеме и плане 6 лет Знает основные цвета, их оттенки по насыщенности, цветовому тону (лимонный, сиреневый): называет, показывает, анализирует изображение, раскрашивает по образцу Различает разновидности эталонов формы, например, прямоугольники с различным соотношением осей. Группирует предметы по форме, ориентируясь на два признака одновременно: цвет и форму (найти круглое и синее) Строит сериационный ряд из десяти предметов, выделяет длину, ширину, высоту Ориентируется на листе бумаги, схеме, плане и чертеже

Слайд 7

Типы памяти: наглядно-образная память, которая помогает хо­рошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д ; словесно-логическая, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины; эмоциональная, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства. В зависимости от длительности хранения информации: к ратковременная память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго; долговременная память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы

Слайд 8

Основные свойства памяти: объем (сколько информации человек может сохранить); прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).

Слайд 9

Ведущие показатели развития памяти у дошкольников Возраст Показатели 3 года Запоминание и воспроизведение 2—3 слов или 3-4 названий предметов, изображенных на картинках, которые предъявлялись ребенку для запоминания. Заучивание понравившихся небольших песенок, потешек , стихотворений 4 года Удержание в памяти до 5-6 названий предметов (из 10-15), изображенных на картинках. Принятие задачи на запоминание и приложение определенного усилия, чтобы запомнить. Четырехлетка, получив поручение от взрослого (из 2-3 последовательных действий), повторит его несколько раз и довольно точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в магазин, четырехлетний ребенок может запомнить название 5-6 предметов, которые необходимо ему купить 5 лет Запоминание 7-8 предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых картинках 6-7 лет Выполнение прямого задания — запомнить как можно больше слов. После 3-4 предъявлений ребенок 6-7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению. Использование средств запоминания (повторение, классификация, ассоциация и пр.). Воспроизведение рассказов и сказок, передача их последовательного сюжета

Слайд 10

Т ри основных вида внимания: н епроизвольное внимание; произвольное внимание ; п ослепроизвольное внимание

Слайд 11

Основные свойства внимания: Устойчивость внимания — это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания. Распределение внимания — это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение внимания — это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Слайд 12

Ведущие показатели развития внимания у дошкольников Возраст Показатели 3 года Внимание непроизвольно и к тому же крайне неустойчиво: ребенок трех лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую для него сюжетную картинку он рассматривает в среднем в течение 8 секунд. Даже самой увлекательной деятель­ностью малыш не занимается больше 10-15 минут (важно помнить об этом при проведении занятий в младшей группе) 4 года Возрастает устойчивость внимания — большинство детей могут сосредоточенно заниматься какой-либо деятель­ностью (лепкой, аппликацией, рисованием) уже в тече­ние 15-20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. Ребенок четырех лет в игровой ситуации может действовать сразу двумя-тремя предметами (например, у «продавца» есть несколько видов товара), однако вне игры это вызывает затруднения 5 лет Рост устойчивости внимания. Появляется умение дей­ствовать по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания (активные игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, колдунчики )). Могут выполнять неинтересную деятельность 5-10 минут . 6-7 лет Устойчивость внимания возрастает (игры — более 1 часа, занятия до 30 минут). Произвольное рассматривание картинки 10 минут. Успешное переключение внимания. Переход от непроизвольного внимания к произвольному. Речь становится средством организации внимания. Выполняются в играх запрещающие правила («да» и «нет» не говорить).

Слайд 13

Две основные функции воображения: П ознавательное воображение – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления. Познавательное воображение в дошкольном возрасте тесно связано с рисованием, ролевой игрой и конструированием. А ффективное воображение направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

Слайд 14

Ведущие показатели развития воображения у дошкольников Возраст Показатели 3 года Обыгрывание предметов, использование предметов- заместителей 4 года Опредмечивание схематических изображений-фигурок. Дополнение незаконченной сказки 2-3 предложениями 5 лет Дорисовывание начатого взрослым изображения с дополнением его деталями. Сочинение сказки, истории на заданную тему 6-7 лет Сочинение оригинальных сказок и историй с последовательным сюжетом. Использование незаконченной фигуры как детали сюжетной композиции

Слайд 15

Т ипы мышления: Наглядно-действенное мышление – особый вид мышления, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Наглядно-образное мышление совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов. Словесное – логическое (вербально-логическое) мышление – это вид логического мышления, который главным образом характеризуется использованием речевых конструкций.

Слайд 16

Ведущие показатели развития мышления у дошкольников Возраст Показатели 3 года Решение задач путем непосредственного действия с предметом. Выполнение простых заданий по конструированию — так называемое конструирование по образцу 4 года Решение некоторых задач не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, средством решения задачи становится образ, а не действие — мышление приобретает наглядно-образный характер. Доступно конструирование по схеме, а не по готовому образцу 5 лет Основным средством решения задач является образ (дети этого возраста могут понять, что такое план комнаты, объяснить обозначение окон и дверей на плане, с помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане) или показать на плане стол, за которым сидит какой-нибудь ребенок, узнают предметы на схематических изображениях и выполняют задания по схеме (строить постройку из кубиков по схеме или выложить узор) 6-7 лет Дальнейшее развитие наглядно-образного мышления при усложнении задач (например, ребенок находит выход из нарисованных лабиринтов из 4-5 дорожек). Появление предпосылок словесно-логического мышления (выполнение сериации и классификации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это  актуальная задача...

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста является актуальным в системе образования, так как приоритетом на сегодняшний день является осмысленная деятельность детей, в которой они с...

Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста

Особенности познавательных процессов детей дошкольного возрастаПсихические познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические п...

Диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста.

В данном материале размещены диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста....

"Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Развитию мышления у дощкольников могут способствовать все доступные ему виды деятельности...

Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста

Психические познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображ...