Занятие по развитию речи в подготовительной группе Квест - игра: «По страницам русских сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи  в подготовительной группе  Квест - игра: «По страницам русских сказок»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                                      УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»https://gympushkova.mskobr.ru/attach_files/logo/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.jpg

Занятие по развитию речи

в подготовительной группе

Квест - игра: «По страницам русских сказок»

Провела Сташкова В.В.

2022 год

Цель: Обобщение (углубление, расширение) знаний детей о сказках, создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и доброжелательной атмосфере.

Задачи:

Образовательные: 

- Закрепить в памяти детей знакомые сказки,

- узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.

- Способствовать развитию связной речи.
Развивающие: 

- Развивать познавательную активность, любознательность, логическое мышление, воображение и внимание, мелкую моторику;

- Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте-схеме, определять направление маршрута.
Воспитательные: 

- Воспитывать интерес и любовь к сказкам.  

-Воспитывать такие качества, как взаимовыручка, товарищество и дружелюбие.          

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция областей: Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, беседа, вопросы, пояснение, объяснение, сравнение, поощрение, педагогическая оценка.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, книги «Сказки».

Практические: решение проблемных ситуаций, поисковые действия.

Материалы и оборудование:

Книга русских народных сказок с портретом Бабы Яги, записки от Бабы Яги.

Конверт – 6 шт., карточка с вопросами «Быстрый ответ», карточки с загадками и портретами сказочных героев, иллюстрации сказок «Мужик и медведь»,  «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка», «сказочное дерево»,  листочки, яблочки, три конверта с разрезными картинками по сказкам, мяч, сундук, карта путешествия. Листы цветной бумаги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цвета.

Сюрпризные моменты:  герой - Баба Яга, медали для детей, сладкие призы. 

Форма проведения: игра - квест.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, литературные игры «Угадай героя», «Назови сказку».

Ход занятия.

Дети, посмотрите, сколько у вас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

А сейчас мы встанем в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Дети усаживаются на стульчики)

Сегодня день у нас особый!

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя!

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать ее.

Говорит она беззвучно,

Не понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней!

Дети: Книга

Воспитатель: - Правильно – это книга. А для чего нам нужны книги?

Дети: Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.

Воспитатель: - А где хранятся книги?

Дети: Дома, на полках, в книжных шкафах. И в библиотеках.

Воспитатель: - А что такое библиотека? Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.

- Библиотеки на Руси появились очень давно, еще при царе Иване Грозном. Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему в наследство большую библиотеку книг.

- Сейчас библиотек много. Есть библиотеки школьные, районные. Есть библиотеки для взрослых и для детей. Даже в нашей группе есть своя библиотека.

Воспитатель: - Ребята, как называют человека, который работает в библиотеке?

Дети: Человек, который работает в библиотеке называют - Библиотекарь

Воспитатель:- А как называют людей, которые приходят в библиотеку за книгами?

Дети: Люди, которые приходят в библиотеку за книгами называют - читателями

Воспитатель:- Скоро вы пойдете в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку.

- А вы знаете, как нужно обращаться с книгами?

Дети: Их надо беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы.

Воспитатель:- Правильно. Ведь ею после вас будут пользоваться другие ребята. Книгу надо возвращать в срок.

- Ребята, а какие книги вы любите читать?

Дети: Мы любим, читать сказки.

Воспитатель:- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

Дети: Сказки называют народными, потому что, их сочинил народ.

Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Почему сказки называют авторскими?

Дети: Сказки называют авторскими, потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

Воспитатель: Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

- У нас на полках много книг. А книга сказок самая любимая. Посмотрите, какая она красивая!

Воспитатель открывает книгу, дети видят, что страниц в книге нет.

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?

Дети:  высказывают свои предположения.

Воспитатель:- Посмотрите, вместо одной из страниц – портрет Бабы Яги и записка.

«Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по вашей группе! Ищите, может, найдете! Но от меня помощи не ждите! Пока, пока! Баба Яга».

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы не навредить. У нас с вами сложное задание: найти страницы книги, чтобы мы могли ее читать. Ребята посмотрите, что это за сверток? Карта. Кто – то нам хочет помочь. Давайте посмотрим наш путь.

Задание 1: «Узнай сказку по картинке»

Воспитатель: Ребята, попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Мужик и медведь»,  «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка».)

«Мужик и медведь»

- Чему учит нас эта сказка?

Сказка учит трудолюбию, умению хорошо работать.

Хочешь хорошо жить и сладкое есть - работай, а даром тебе никто ничего вкусного не отдаст.

«Волк и семеро козлят»

- Чему учит нас эта сказка?

(Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

«Теремок»

- Чему учит нас эта сказка?

Сказка Теремок учит дружбе, гостеприимству, взаимовыручке, сплоченности.

«Заюшкина избушка»

- Чему учит нас эта сказка?

Учит смелости и отваге, учит решительности и бесстрашию. Учит не поддаваться противнику, даже если он кажется сильным. Учит справедливости. Учит быть практичным и думать о будущем.

Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Вот наша первая страница – Красная.

Воспитатель: Смотрим карту, где нам следующую страницу искать.

Задание 2: «Из какой сказки предмет?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто - то оставил короб, а в коробе записка и предметы какие то. Что же здесь написано?

Читаю: «В коробе вы найдете не грибы и не ягоды, а сказочные предметы. Угадайте, из какой они сказки? Их нужно немедленно вернуть в сказку.

В коробе: скалочка, рукавичка, щука, топор, туфелька.

Воспитатель: Молодцы ребята правильно все угадали. Вот наша вторая страница – Оранжевая.

Воспитатель: Смотрим по карте, куда нам дальше двигаться.

Задание 3: «Быстрый ответ»

Воспитатель: Я буду задавать вопрос, а вы быстро хором отвечаете.

1. Как звали девочку, которая боялась солнца? – Снегурочка.

2. На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»? - Емеля катался на печи.

3. Обувь, помогающая быстро передвигаться. - Сапоги-скороходы.

4. На конце, какого предмета находится смерть Кощея Бессмертного. – На конце иглы.

5. Как зовут огромного динозавра с тремя головами? – Змей Горыныч.

6. Сказочный воздушный вид транспорта. – Ковер-самолет.

7. Что за овощ - гигант вырос в огороде. – Репка.

8. Кто проучил колобка за хвастовство. – Лиса.

9. Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? – Маша.

10. Кто помог вытащить репку? – Мышка.

11. Какая жительница болота стала женой Ивана – царевича? – Лягушка.

12. Сколько козлят было у мамы Козы? – Семеро козлят.

13. Кто сломал теремок? – Медведь.

14. В какое домашнее животное превратился братец Иванушка? – В козленочка.

Воспитатель: Молодцы! Ответили на все вопросы. Воспитатель достает из конверта третью страничку книги – Жёлтую.

Воспитатель: Смотрим по карте, куда нам дальше двигаться.

Задание 4: «Заколдованное дерево»

Воспитатель: Перед вами заколдованное дерево. На нём нет ни листочка, ни цветочка…. Мы с вами попробуем расколдовать это дерево. (Воспитатель достает из конверта карточку, читает загадку, дети отгадывают. )

Сказку угадали - на дерево яблочко или листочик повесили.

  1. Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

- Колобок

2. Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец,

Кто же этот молодец?

- Емеля

3. Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы ней пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козленка.

- Сестрица Аленушка и братец Иванушка

4. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льёт бедняжка.

- Снегурочка

5. У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

- Гуси-лебеди

6. На кочке болотной

Невестушка ждет,

Когда же за нею

Царевич придет.

- Царевна-лягушка

7. Круглый, тонкий, плетённый

Вместе в лес пошли зелёный.

Вместе в домике живут,

Вместе пироги пекут.

- Пузырь, соломинка и лапоть

8. Жила в лесу зверей семья.

Однажды девочка пришла.

Очень возмутились звери,

Что в их доме спали, ели.

Назовите поскорей

Этих сказочных зверей.

- Три медведя

Воспитатель: Молодцы! Расколдовали это дерево. Воспитатель,  достает из конверта четвёртую страничку книги – Зелёную

Ребята, давайте с вами немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка – дети изображают крышу

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – грозят пальцем

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие – показывают       

Словно угольки горят - покачивают головой

Ух, сердитая какая! – руки на поясе

Дыбом волосы стоят – руки вверх

( Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Смотрим карту, которая приводит детей к следующему заданию. Находим конверты с разрезными картинками «Собери сказку» и записку от Бабы Яги. Читаем записку от Бабы яги:

«Ну, молодцы, детишки! Четыре странички сумели добыть. Только не радуйтесь очень, посмотрите, во что я ваши любимые сказки превратила.

Баба Яга».

Задание 5: «Собери сказку»

Дети находят в конвертах разрезные картинки. Детям нужно собрать разрезные картинки и назвать сказку. Работа проходит в парах.

Воспитатель: Ребята, нам нужно картинки собрать и назвать сказки. Предлагаю, разделиться на пары и взять по одному конверту.

После выполнения задания из большого конверта воспитатель достает пятую страничку  книги – Голубую.

Воспитатель: Смотрим по карте, куда нам дальше двигаться.

Задание 6: «Ты мне – я тебе»

Дети становятся в полукруг, воспитатель – перед детьми. Воспитатель бросает мяч и называет животное. Дети по очереди называют, в какой сказке встречается этот герой. Например, корова - «Хаврошечка».

Коза – «Волк и семеро козлят».

Медведь – «Маша и медведь», «Колобок».

Волк – «Волк и семеро козлят», «Иван – царевич и Серый волк», «Колобок».

Гуси – «Гуси - лебеди».

Лиса – «Лиса и волк», «Лиса и дрозд», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Колобок».

Курица – «Курочка Ряба».

Заяц – «Заяц - хваста», «Лиса и заяц».

Лошадь – «Сивка - бурка».

Щука – «По - щучьему велению».

Воспитатель: Вот и еще одну страничку мы нашли. Детям вручается - 6 страничка книги – синяя.

Воспитатель: Смотрите, а карта нас привела к волшебному сундуку.

Дети с воспитателем подходят к волшебному сундуку. Появляется Баба Яга (взрослый в костюме Бабы Яги).

Баба Яга: Ах, какие умные и разумные! Все о сказках знаете. А теперь на мои вопросы ответьте!

Вопрос 1: Чем сказка отличается от рассказа?

Вопрос 2: Какими словами сказки начинаются?

Вопрос 3: Какими словами сказки заканчиваются?

Баба Яга: Вот, молодцы-удальцы! Все знают! Получайте свою последнюю страничку – фиолетовую.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие необычные странички мы собрали. На что похожи наши странички?

Дети: На радугу.

Воспитатель: Радуга – это чудо, это волшебство.

Баба Яга: Кладите свою книгу в мой волшебный сундучок. Говорите вместе со мной слова волшебные: «Снуп! Снап! Снуре!»

Дети вместе с Бабой Ягой произносят слова. Затем Баба Яга открывает сундук и достает Сборник русских народных сказок.

Баба Яга: Вот ваша книга. Читайте на здоровье! А на меня старушку не сердитесь. Скучно мне стало одной в сказке. Вот я решила с вами поиграть. А теперь мне в сказку возвращаться пора.

Дети вместе с воспитателем возвращаются в игровую комнату.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы самые лучшие знатоки русских народных сказок. Понравилось вам наше путешествие? Трудно было? – ответы детей.

Воспитатель: А, вы знаете, что нам помогло справиться со всеми заданиями? – ответы детей.

Воспитатель: Ваши знания и наша дружба!

А хочу я закончить наше занятие такими словами:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи" в подготовительной группе.

Рассказать детям о Великой Отечественной войне, что она была освободительная, велась во имя мира, процветания благополучия нашей Родины; о том, как героев войны воспевали в своих произведениях художни...

Интегрированное занятие по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему "Путешествие в лес"

Цель :  Составление   описательных   рассказов.Образовательные    задачи :Закрепить   знания  детей   о   диких  животны...

Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».

Программное содержание:1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;3. Замечать и выделять изобразительно ...

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...

Технологическая карта к занятию по развитию речи в подготовленной группе "Жалобная страница "

Занятие на тему природы леса.Бережного отношения , заботы и сохранения лесных насожденний....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки "Колобок". Дидактическое упражнение "Играем в слова".

Цель:  Создать условия для знакомства детей с русской народной сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского).  Задачи:Образовательные:·...

Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».

Программное содержание: 1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина; 2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок; 3. Замечать и выделять изобразит...