Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Галимуллина Савия Хамзиевна

Программное содержание:

1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;

2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

3. Замечать и выделять изобразительно выразительные средства, понимать их значение;

4. Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок;

5.Прививать вкус к творческой работе;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа.

Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».

Программное содержание:

1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;

2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

3. Замечать и выделять изобразительно выразительные средства, понимать их значение;

4. Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок;

5.Прививать вкус к творческой работе;

Нравственные уроки:

«Только ума на деньги не купить».

«Дай с ноготок запросит с локоток».

«Трудно найти, легко потерять».

Материал: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к произведениям, выставка книг, прочитанных за год, различные предметы (сети - невод, цепи, орех, корыто, веретено, зеркальце) .

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций А.С.Пушкина, чтение сказок (« Сказка о рыбаке  и рыбке» , «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди),  прослушивание  аудиозаписей в исполнении артистов, просмотр мультфильмов.

Словарная работа: ветхая, невод, старче, затейница, темя, сварливая, на посылках, спица, звездочет, мудрец , скопец , жезл, пряла.

Методические приемы:

1.Вопросы.

2. Наглядность.

3.Театрализация.

4. Прослушивание магнитофонной записи.

Ход занятия:

Сказочница: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами отправимся в мир Пушкинских сказок.

-Вы спросите, а как мы это сделаем?

-У меня есть волшебная палочка (показываю). Вы их закроите.  Как только я попрошу вас закрыть глаза, вы услышите шум, грохот, не пугайтесь, а открывайте глаза (удар палочки по барабану).

- Вот мы и очутились в сказке, послушайте (звучит запись шума моря).

« Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу

Старуха пряла свою пряжу….»

- Дети, как называется эта сказка?

Дети: Эта сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сказочница: Правильно, эта сказка называется « Сказка о рыбаке и рыбке».

- Покажите, чем старик ловил рыбу?

Дети: (показывают и объясняют) Невод – это сети для ловли рыб.

Сказочница: Посмотрите, а вот и герои сказки (дети инсценируют отрывок из сказки). Сцена - как старуха бранит старика.

- Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо:

Старик:         Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По- нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так отпустил её в синее море.

Сказочница: Старика старуха забранила:

Старуха:         Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше – то совсем раскололось.

Сказочница: Сколько раз посылала старуха старика к золотой рыбке, вспомните, как об этом говорится в сказке.

Дети: -1 просила корыто

-2 избу

-3 столбовою дворянкой

-4 вольною царицей

-5 владычицей морскою.

Сказочница: Почему в последний раз ничего не сказала рыбка?

Дети: Потому, что рыбка не хотела служить старухе.

Сказочница: Вспомните, как море передает настроение рыбки?

Дети: -Море слегка разыгралось;

- Помутилось синее море;

- Не  спокойно синее море;

- Почернело синее море;

-На море черная буря.

Сказочница: Кого вам больше всего жалко в этой сказке ( или какие старик, старуха, рыбка)?

Дети: Старик и рыбка добрые, ничего для себя не просили, а только выполняли приказания старухи.

Сказочница: А как бы вы поступили на месте старика?

Дети: Я бы попросил у рыбки, чтобы она сделала старуху доброй.

Сказочница: Кто в этой сказке отрицательный герой?

Дети: Старуха.

Сказочница: Скажите, какие пословицы подходят к этой сказке?

Дети:- Дай с ноготок, запросит с локоток.

- Только ума на деньги не купить.

Сказочница: Правильно назвали.

- Вот другая сказка («Сказка о царе Салтане »). Дети инсценируют отрывок из сказки, сидят на стульях , в руках прялки.

- Три девицы под окном

Пряли дружно вечерком.

Дети:         Кабы я была царица,-

Сказочница: Говорит одна девица,-

Дети:         То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир.

                Кабы я была царица,-

Сказочница: Говорит ее сестрица,-

Дети:         То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Кабы я была царица,-  

Сказочница: Третья молвила сестрица

Дети:         Я б для батюшки – царя

Родила богатыря.

Сказочница: В какую сказку мы сейчас попали?

Дети: Сказка называется «Сказка о царе Салтане».

Сказочница: На какой из сестер женился царь Салтан? Почему?

Дети: На младшей, которая хотела родить ему богатыря.

Сказочница: А как его назвали?

Дети:- Князь Гвидон.

Сказочница: Вот еще отрывок.

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

- А какую песенку пела белка?

Дети:         Во саду ли, в огороде

Девица гуляла….

Сказочница: В каких насекомых превращался князь Гвидон? Покажите мне (на стол различные насекомые).

Дети:- Первый раз превратился в комара.

- Второй раз превратился в муху.

- В третий раз превратился в шмеля.

Сказочница:- Кто в этой сказке положительный герой?

Дети:- Положительные герои: Лебедь, князь Гвидон, царица, царь Салтан.

Сказочница: Кто отрицательные герои?

Дети:- Отрицательные герои: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун.

Сказочница: Кто мне назовет пословицу, которая могла бы подойти к этой сказке?

Дети:- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказочница: А сейчас мы с вами проведем игру « Забрось орех» (физ. минутка). Белочка протягивает лапки с корзиной, а у вас в руках орешки. Вы по очереди должны бросить орешек белочке в корзину.

- Вот мы и поиграли в игру. Садитесь.

Сказочница: Послушайте другой отрывок:

- Жил- был славный царь Дадон

С молоду был грозен он.

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

 Сказочница::  А это в какую сказку мы попали?

Дети:- Это  «Сказка о золотом петушке ».

Сказочница: Скажите кому за помощью обратился царь Дадон?

Дети:- К звездочету, мудрецу.

Сказочница:         Вот мудрец перед Дадоном

Стал вынул из мешка…

- Что же он вынул из мешка?

Дети:- Золотого петушка.

Сказочница: Кто-же такой мудрец - звездочет? Есть ли сейчас такие люди?

Дети:- Такие люди сейчас есть, только по другому их зовут-астролог- ученый.

Сказочница: Как же петушок предупреждал опасность и какими словами?

Дети:-         И кричит: « Кири-ку-ку

Царствуй лежа на боку!»

Сказочница:-Что за войско было , которое угрожало царю?

Дети:-Это было войско Шамаханской царицы.

Сказочница: Скажите, что попросил в награду мудрец-звездочет? Выполнил ли свое обещание царь перед мудрецом?

И как был за это наказан?

Дети:- Мудрец попросил в награду Шамаханскую царицу.

Петушок спорхнул со спицы

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Охнул раз, - и умер он.

Сказочница: Как вы думаете, почему петушок так поступил?

Дети:- Потому, что царь Дадон ударил мудреца в темя жезлом.

Сказочница: Какая пословица подходит к этой сказке?

Дети:- Трудно найти, легко потерять.

Сказочница: Чему учит эта сказка?

Дети:- Дал слово, держи его.

Сказочница: А вот перед нами другая сказка. Посмотрите, что за вещица появилась у меня?

Дети:- Это зеркальце.

Сказочница: А оно-то не простое, а волшебное. Это зеркальце умеет говорить. Из какой оно сказки?

Дети:- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Сказочница:- Кому оно принадлежало

Дети:- Оно принадлежало царице. Она всегда с ним разговаривала и спрашивала:

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Сказочница: Правильно. А почему царица хотела погубить молодую царевну?

Дети:- Потому, что зеркальце сказало, что молодая царевна краше и милее её.

Сказочница: Кто приютил молодую царевну?

Дети: - Семь  братьев - богатырей.

Сказочница: А что это? (показывает хрустальный гроб).

Дети:- Это хрустальный гроб, где лежит  мёртвая царевна.

Сказочница: Когда пропала молодая царевна, к кому обращался за помощью королевич Елисей?

Дети: (показывают на солнце, месяц, ветер) Королевич Елисей обратился к солнцу:         Свет наш, солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной.

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

- Во второй раз  обратился к месяцу:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий.

И облет твой любя

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли, где на свете

Ты царевны молодой?

- В третий раз обратился к ветру?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на простоте.

Не боишься никого,

Кроме ветра одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Сказочница: Как освободил королевич Елисей невесту?

Дети:- Королевич Елисей разбил гроб, и молодая царевна ожила.

Сказочница: Что победило в этой сказке: зло или добро?

Дети:- Победило добро, любовь.

Сказочница: А сейчас нам Даша прочитает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила».

Сейчас вы послушаете отрывок из сказки в исполнении профессиональных артистов, записанной на аудиозаписи, и должны догадаться из какой это сказки (звучит отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане» с шумом моря).

Дети: Это отрывок из сказки « Сказка о царе Салтане».

Итог занятия:

Сказочница: Вот так незаметно и завершилось наше сегодняшнее путешествие.

Я совсем забыла вас предупредить, что волшебная полочка, с помощью которой мы оказались в сказках А.С. Пушкина, имеет силу только один раз в сутки. Завтра мы с вами с её помощью сможем вернуться обратно в мир сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну сказок».

Закрепление знаний, полученные в течение года; развитие логического  мышления детей (задачи на сообразительность); закрепление умения решать примеры и записывать их. Называть сказки, в назв...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”....

Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группа Тема. «Путешествие в лес»

Конспект итогового занятия по развитию речи средняя группаТема. «Путешествие в лес» Цель.  Уточнить умения детей в формировании грамматического строя речи. Задачи.1. Выявить...

Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»

Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...

Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Игра – путешествие в страну Математику».

Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе«Игра – путешествие в страну Математику»....

Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».

Программное содержание: 1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина; 2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок; 3. Замечать и выделять изобразит...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну Красивой Речи»

Конспект НОДпо речевому развитию в подготовительной группе Тема:«Путешествие в страну Красивой Речи»  Цель: Обогащение словарного  запаса, развитие  зрительно...