Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие по сказке "Маша и Медведь"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Голованова Надежда Александровна

Представляю вашему вниманию увлекательное путешествие по сказке, проведённое совместно учителем-логопедом и воспитателем.

Сказочное времечко - времечко желанное.
Тихо начинается сказка долгожданная.
Королевство сказочное чудесами славится.
Публика, внимание! Сказка начинается!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «МАША И МЕДВЕДЬ»

Цель: Обобщение знаний по прочитанной сказке «Маша и медведь».

Задачи:

  1. Обогащать словарный запас детей.
  2. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение.
  3. Воспитывать умение слушать своих товарищей.
  4. Учить использовать выразительные средства при пересказе.

Оборудование:

  1. Большая сюжетная картина «Лес».
  2. Картинки всех персонажей сказки для прорезей.
  3. Шапочки для инсценировки.
  4. Корзинка.
  5. Картинки ягод.

Подготовка:

  1. Чтение сказки воспитателем в группе.
  2. Заучивание с логопедом речедвигательных упражнений.
  3. Знакомство с лесными ягодами.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение: Беседа.
  3. Основная часть: Прогулка в лес.
  1. краткая беседа о здоровом образе жизни;
  2. речедвигательное упражнение «Прогулка в лес»;
  3. дыхательное упражнение «Кислород»;
  4. пальчиковая игра «Здравствуй!»;
  5. сбор ягод;
  6. речедвигательное упражнение «Дождик лей!»;
  7. рассказ по сюжетной картине;
  8. инсценировка;
  9. речедвигательное упражнение «Возвращение».
  1. Итог.

Конспект занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несёт её домой.

Что отгадали загадку?

Тогда скорей ответьте!

Название этой сказки…

- Маша и Медведь.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об этой сказке.

  1. Повторение: Беседа по сказке.

- Как начиналась эта сказка, кто может рассказать?

- Жили были дед и баба. Была у них внучка Машенька…

(Один ребёнок рассказывает, а в это время воспитатель выставляет на наборное полотно картинки: дед, баба, Машенька, деревенский дом.)

Воспитатель: Какие бабушка и дедушка? - Старенькие, добрые, весёлые.

- Какая Машенька? - Трудолюбивая, хорошая, послушная.

- Какой дом? - Деревянный, одноэтажный, деревенский.

3. Основная часть: Прогулка в лес.

  1. краткая беседа о здоровом образе жизни

Воспитатель: Сегодня мы с Машей отправляемся в лес.

- Чем полезна прогулка в лесу? - В лесу много кислорода, воздух свежий.

- А почему в лесу много кислорода? - Так как там много деревьев, кустарников.

- Ребята, а можно ли самостоятельно отправляться в лес. - Нет, можно заблудиться.

- Желательно отправляться в лес с взрослыми. - Итак, мы с Машенькой идём за ягодами.

2) речедвигательное упражнение

Логопед: А сейчас, мы построимся, друг за другом и начнём маршировать.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Дети маршируют.

Ходят «змейкой» между партами - «кочками».

Бегут на носочках.

Ходят высоким шагом.

Маршируют.

В это время воспитатель готовит наборное полотно в другой части группы. На нём картина «Лес».

Логопед: Ребята, вот мы и в лесу. (Обратить внимание на картину.) А какой запах здесь! Давайте подышим свежим воздухом.

3) дыхательное упражнение.  Глубокий вдох носом и плавный выдох ртом.  (Дети выполняют упражнение 3-4 раза)

- Замечательно. Как хорошо в лесу! Так и хочется со всеми поздороваться!

(Дети вместе с логопедом и воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику.)

4) пальчиковое упражнение

Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.

Переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой.

5) сбор ягод (образование относительных прилагательных)

Логопед: Ребята, а как много ягод в лесу. Смотрите, Машенька и её подружки уже начали собирать ягодки. (Обратить внимание детей на наборное полотно, где воспитатель уже поставил картинки Маши и подруг.)

- Мы тоже будем собирать ягоды. (Картинки ягод заранее разложены по всей группе.)   Мы шли, шли, шли. Землянику нашли. Раз, два, три, четыре, пять! Мы идём опять искать.

Логопед: Ребята, послушайте образец ответа.

- Я шла, шла, шла и малину нашла. Дома я сварю малиновое варенье.

Дети собирают ягодки, кладут в корзинку, которую держит воспитатель, и говорят название варенья из этих ягод.

6) речедвигательное упражнение

Логопед: Ой, ребята, тучка набежала. Приготовили ручки.

Русская народная закличка «Дождик, лей!».

Дождик, лей, лей, лей

На меня

И на людей.

Сядем мы под грушкой

И накроемся подушкой.

Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями.

Прижимают ладони к груди.

Протягивают ладошки вперёд.

Садятся.

Кладут ладони на голову.

В это время воспитатель убирает картинки подружек на сюжетной картине, остаётся одна Машенька.

7) рассказы детей по сюжетной картине

Воспитатель: Ребята, пока вы ягоды собирали, Машенька заблудилась. Посмотрите, она осталась одна. Что же было дальше? (Дети рассказывают.)

- Маша шла, шла и набрела на домик медведя.

Воспитатель на сюжетной картине ставит дом медведя.

- Расскажите, какой дом? - Деревянный, тёплый, одноэтажный.

- Что было дальше? (Рассказы детей.)

- А какой был медведь? - Страшный, хитрый …)

- Что же придумала Маша для того, чтобы вернуться домой.

- Маша решила напечь пирогов, попросить медведя отнести корзину с пирогами к дедушке и бабушке. А сама хочет спрятаться в этой корзине.

- Совершенно верно. Сейчас мы попробуем инсценировать конец сказки.

Логопед раздаёт детям шапочки.

8) инсценировка

Действующие лица: медведь, Машенька, дед и баба.

Воспитатель: Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

Машенька: Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Медведь: Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька: Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Воспитатель: Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Шел-шел, устал и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь: Ишь какая - все видит!

Воспитатель: Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Машенька:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь: Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Воспитатель: Встал и пошел скорее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.

-Что было дальше?

- А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

Бабушка: Что это в коробе?

Воспитатель: Посмотрели, увидели Машеньку, обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

9) речедвигательное упражнение

Логопед: Машенька вернулась к дедушке и бабушке и нам с вами пора возвращаться. Построились друг за другом.

Будем весело шагать

По дорожке мы опять.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И в группу побежали.

Дети маршируют.

Ходят «змейкой» между партами - «кочками».

Бегут на носочках.

Дети садятся за парты.

4. Итог.

Воспитатель: Ребята вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам оно?- Да.

- Что вам понравилось больше всего? Ответы детей.

- А что мы ещё делали? Ответы детей.

Воспитатель и логопед: Молодцы ребята, нам тоже понравилось наше путешествие.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Белоснежка». "3 медведя"

развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Три медведя"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера с помощью  ненецкой народной сказки....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки Н.И.Сладкова «Медведь и солнце»

Цель:Обучение связному и последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем.Образовательные:1. Формировать представления детей о характерных признаках весны.2. Познакомить д...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, работа по картине "Медведи в осеннем лесу"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, работа по картине "Медведи в осеннем лесу"...