конспект нод "Умные ребята"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 ст. Анастасиевской муниципального образования Славянский район
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Умные ребята»
Воспитатель: Рогинская С.В.
2023
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей с помощью игр с элементами соревнования.
Программные задачи:
1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.
2. Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к сочинительству.
3. Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.
4. Упражнять в умении составлять предложения из деформированного текста, согласовывая слова (род, число, падеж) в предложении.
5. Закреплять умение определять первый и последний звук в словах, чтении коротких слов.
6. Способствовать составлению связных высказываний - рассуждений, используя сложноподчиненные предложения с союзами.
7. Продолжать закреплять умение образовывать словосочетания из предложенных слов.
8. Поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка.
9. Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.
10. Формировать умение работать в малых группах, договариваться, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей, оценивать себя.
Материалы и оборудование:
Игровое поле, фишки, кубик, карточки с заданиями.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Ребята, я знаю, как вы любите играть. У меня есть очень интересная игра для вас, называется она «Знатоки родной речи». Посмотрите.
А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)
А что такое родная речь? (Ответы детей.)
Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Как вы думаете, что они означают? (Это символы мудрости и знаний.)
Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы – (Ответы детей) мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы (ответы детей) знатоки. Согласны или хотите выбрать себе другие названия команд?
(Дети стоят полукругом перед столом с игровым полем.)
А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Перед вами игровое поле с заданиями. Каждая команда по очереди бросает кубик, количество точек на котором и определяет, на сколько клеток передвинуть фишку и какое задание надо выполнить. В конце каждого задания вы будете оценивать себя красными фишками.
Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество фишек.
1. «Теннис» (быстрые ответы)
Вам необходимо быстро и правильно ответить на вопросы. За правильный ответ команда кладет себе фишку.
- Что видят люди, когда спят? (Сон.)
- У кошки шерсть, а у рыбы? (Чешуя.)
- Как называется утренний прием пищи? (Завтрак.)
- Где растет пшеница? В (поле).
- Масло хранится в масленке, а хлеб? (В хлебнице.)
- Как называется куча снега? (Сугроб.)
- Чем богаты овощи и фрукты? (Витаминами.)
- Что остается после того, как срубили дерево? (Пень.)
- У зверя шкура, а у дерева? (Кора.)
- Из мяса варят суп, а из фруктов? (Компот или варенье.)
- Чем рубят дрова? (Топором.)
- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
- Какой инструмент предназначается для забивания гвоздей? (Молоток.)
- Какова на вкус вода морей и океанов? (Соленая.)
- Что необходимо для утоления жажды? (Вода.)
2. «Бинокль» (будь внимателен) – (составление предложений из деформированного текста).
Это задание на внимание и сообразительность. Из набора слов вам надо составить предложение (команды по очереди отвечают, за правильный ответ берут фишку).
- Таня и Саша пойти в лес гулять. (Таня и Саша пошли в лес погулять.)
- Рядом, в, плакать, трава, кто-то. (Рядом в траве кто-то плакал.)
- У, белочка, лапка, на, быть, ранка. (У белочки на лапке была ранка.)
- Дети, взять, белочка, домой. (Дети взяли белочку домой.)
- Белочка, они, стали, лечить. (Они стали белочку лечить.)
- Дети, в, здоровая белочка, отпустить, лес. (Дети отпустили в лес здоровую Белочку.)
3. «Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
- Платье из шелка – шелковое платье.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
4. «Вопрос»
В этом задании вам предлагаются загадки. И вы, в зависимости от содержания, называете сказку или героя.
- Чуть женой крота не стала
И усатого жука.
Вспомни, как она летала
С ласточкой под облака. (Дюймовочка.)
- Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Она распростилась с зеленою кожей
И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)
- Красна девица грустна,
Ей не нравиться весна.
Ей на солнце тяжко!
- Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)
В сказке небо синее,
В сказке птицы странные.
Печенька, спаси меня,
Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди.)
- Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Тортилла
На дне пруда хранила. (Золотой ключик.)
- Пусть он лодырь и чудак, только вовсе не дурак!
Щуку он в реке поймал, печь, как лошадь оседлал.
В дочку царскую влюбился, а потом на ней женился. (Емеля)
5. «Шанс» - шанс выбрать команде любое задание на игровом поле по своему желанию.
6. «Черный кот» – «Расшифруй слово».
Вам дорогу перешел черный кот, вот его задание. Необходимо расшифровать слово и прочитать его, расположив буквы по порядку.
(За правильный ответ – фишка. Команды выполняют задание за столом.)
- «Айболит»Физминутка.
Если хочешь быть здоровым, хочешь сильным, ловким стать,
Должен день свой в полседьмого с физзарядки начинать.
Окна шире распахни, ветра свежего вдохни, вправо, влево наклонись
И присядь, и подтянись, и попрыгай, а потом под холодный душ бегом!
Не нарушишь распорядка, позабудешь хворь и лень:
Заряжает физзарядка бодрой силой на весь день.
(Т.Голуб)
8. «Театр» - составление рассказов по сюжетным картинкам от лица героев.
Здесь лежат сюжетные картинки, надо разложить их по порядку. А сейчас рассмотрим, что же здесь изображено.
Работа по первой картине.
- Обратите внимание на первую картинку и скажите, что здесь необыкновенного? (Мышка одета как девочка в сарафан, играет с шариком, как человек…)
- Что вы можете сказать о мышке? Опишите ее. (Веселая, добрая, маленькая, нарядная, красивая.)
- А что же она делает? (Играет шариком, подбрасывает его, подпрыгивает, ловит шар.)
- Мышка подбрасывала шар и говорила. Что же говорила? (Ах! Какой ты красивый, как мне нравится с тобой играть.)
- Мышка, играя с шариком, не замечает, что за ней из-за кустов подглядывает кот.
- Опишите кота, какой он? (Хитрый, пушистый, зеленоглазый, злой, голодный.)
- Что думает кот, глядя на мышку?
Работа по второй картине.
- посмотрите на эту картинку и подумайте, что было дальше? (Котёнок не выдержал и выпрыгнул из кустов.)
-А мышка? Как она себя повела? (Испугалась и бросилась бежать, но натолкнулась на упавший на землю шар.)
Работа по третьей картине.
-Что же произошло дальше? (Мышка вспомнила, что у нее шарик с рисунком и повернула его к коту той стороной, на которой был рисунок.)
- От неожиданности кот остановился, посмотрел на шарик и что он подумал? (Как мышка попала в шарик.)
- Что сделал кот? (Со всей силы хлопнул по шару.)
Работа по четвертой картине.
- Чем же закончилась эта сказочная и загадочная история? (Шар лопнул.)
- Опишите состояние кота? (От неожиданности он испугался, закричал, присел на лапы от испуга и закричал.)
- Что он закричал? (Помогите, спасите, боюсь.)
- А где же мышка? (А мышка убежала к себе в норку.)
- Какая здесь мышка? (Веселая, счастливая, перехитрила кота и осталась жива.)
Еще раз внимательно рассмотрите картинки и составьте рассказ от лица героев. Одна команда – мышка. Другая команда – кошка. (По окончании времени, отведенного на задание, команды озвучивают свой рассказ.)
9. «Цепочка слов»
Разложите картинки последовательно, опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.
У одной команды первая картинка: шар – роза – арбуз – забор.
У другой команды: сок – крот – телевизор – ракета.
За правильный ответ, команда берет себе фишку.
В конце игры подсчитываются фишки.
Рефлексия: Ребята, перед вами лежат смайлики. Покажите тот смайлик, который показывает ваше впечатление от сегодняшней игры. Что вы можете сказать о сегодняшней игре? Какие задания вам понравились больше? А трудности были, какие задания было трудно выполнять? Спасибо за игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения "Ребятам о птицах и зверятах" для средней группы
Праздник для детей среднего возраста, который может проводиться осенью или весной. Цель праздника: прививать любовь и бережное отношение к птицам и животным....
Конспект занятия "Ребята давайте жить дружно"
«Ребята, давайте жить дружно!» Конспект занятия (вторая младшая группа)Предварительная работа. • Подбор иллюстрированных книг о дружбе. • Чтение и заучивание стихотворений о дружбе....
Конспект НОД "Ребята, давайте жить дружно!"
Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию "Ребята, давайте жить дружно!"...
Конспект «Как ребята помогли бельчонку отыскать в лесу маму"
Технология проведения занятия: Кейс – фото. Цель: Воспитание любви к природе и животным родного края. Задачи: - Расширить и систематизировать представления детей о лесе. - Об...
Конспект занятия «Ребятам о зверятах» (рисование в технике клеевой полусухой кистью)
Конспект занятия в рамках краткосрочных образовательных практик "Нетрадиционные техники рисования" для детей подготовительной группы...
конспект Дружные ребята
Формировать умение вести себя вежливо в разных ситуациях, употреблять в речи вежливые слова, соблюдать правила поведения в природе.Закреплять умение анализировать, делать выводы....
Конспект «Как ребята помогли щенку Томки найти свой дом»
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе, направленое на закрепление и систематизацию знания....