тренинг с педагогами "Развитие коммуникативно-речевых умений у дошкольников"
консультация по развитию речи

Вотчицева Татьяна Ивановна

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»

ТРЕНИНГ С ПЕДАГОГАМИ:

«Развитие коммуникативно-речевых умений у дошкольников»

дети

Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление я хотела бы начать со слов Антуана Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Думаю, вы все согласны с данным изречением.

Ежегодный мониторинг речевого развития детей нашего детского сада показывает, что показатели речевого развития многих современных дошкольников не соответствуют возрастной норме. Основная причина этого – разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых: взрослые отчуждаются от детей, дети лишаются содержательных (живых, эмоциональных) способов общения.

Как мы успели заметить, современные дети неохотно идут на контакт, не могут понятно для окружающих выразить свою мысль, у таких детей слабо разработан речедвигательный аппарат. А между тем, коммуникативные способности необходимы, так как все мы находимся в социуме и, так или иначе, взаимодействуем с ним.

А как вы думаете, что такое коммуникативный навык?

Совершенно верно, это навык взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение.

Конечно, все дети, как и взрослые абсолютно разные и их очень сложно объединить в один коллектив, но на самом деле всех нас объединяет гораздо больше факторов, чем мы думам. И я вам сейчас это продемонстрирую.

Выйдите в середину зала те:

- кто работает в детском саду больше 5 лет,

-  рядом встаньте те, у кого высшее образование,

- у кого день рождения осенью,

- на ком одета одежда с длинным рукавом,

- встаньте те, кто ехал на работу на машине,

- кто родился в Димитровграде.

- у кого есть старший брат

- у кого есть младшая сестра

- кого зовут Света

- у кого отчество Ивановна и т.д.

Видите, как много факторов может объединять людей. А сейчас пока все вышли в центр зала, предлагаю вам всем немного поиграть и проверить ваши коммуникативно-речевые умения. Для этого встаньте в круг.

Упражнение «Комплимент».

Атрибуты к игре: корона, мяч, музыка.

- А скажите мне, коллеги, вы любите комплименты?   А говорить их умеете? А ваши воспитанники умеют говорить комплименты? Правильно, детям очень трудно их говорить, но научить их можно. Сейчас мы поучимся как это сделать. Но сначала нам нужно с помощью считалки выбрать КОРОЛЕВУ.

Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

 Раз, два, три,

Королевой будешь ты! (надеваю корону и ставлю в центр круга)

А с помощью мяча мы узнаем, кто скажет нашей королеве слова восхищения (мяч передается под музыку). Вы, коллеги, не зевайте, мяч другим передавайте. Ну а музыка покажет, кто нам комплименты скажет (игра проводится 3 раза).

- Приятно слушать комплименты?

- Что вы чувствовали?

- Трудно ли говорить?

Вывод: такие игры обязательно помогут детям быть счастливыми, успешными и реализоваться в жизни.

Упражнение «Угощаю».

- А теперь предлагаю вам вспомнить «вкусные «слова и угостить друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» свою ладонь на ладонь соседа. Затем по цепочке проделывается то же самое, и так до тех пор, пока всё не «съедят» и круг не замкнется. В конце игры можно всем хором проговорить:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Аналогично можно предложить поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.

Вывод: такие игры обязательно обогатят словарь детей и научат их не избегать вербального и невербального контакта со взрослыми и сверстниками.

А теперь прошу остаться 4 смельчакам, остальных прошу вернуться на свои места.

Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Прошу выйти трех добровольцев в спортивный зал, а одному остаться. Инструкция, для тех, кто за дверью: «Сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в музыкальный зал, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому скажу я, он скажет второму, второй третьему и т.д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Можно делать все, что угодно, но записывать нельзя. Понятно?»

Задача слушавшего: «Сейчас я прочту текст, ваша задача передать то, что запомните следующему участнику. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Можно делать все, что угодно, но записывать нельзя. Понятно?»

Инструкция для тех, кто остался в музыкальном зале: «Сейчас сюда по одному будут входить участники игры, первому я сообщу текст, который передаст его второму, второй – третьему и т. д., ваша задача фиксировать кто и как точно будет передавать текст».

Участники заходят по очереди - слушают и передают полученную информацию следующему участнику.

«Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты — только из магазина. А телевизор смотрела только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор ВСЕ не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А телевизор смотрит, когда попало и самым необычным образом».

Анализ игры

Первый вопрос: «Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?»

Конечно, большинство скажут, что они говорили, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит - не слышит, понимает — не понимает. И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда остановиться, и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.

Второй вопрос: «Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью?» Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: «А что значит делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т. д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.

В конце своего выступления я хочу рассказать вам одну старинную притчу:

Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

Не забывайте, общение важная составляющая жизни каждого человека и важно помнить, что слово не воробей, вылетит не поймаешь!

Мне было приятно с вами поиграть, спасибо вам за внимание и вашу активность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальныхсредств общения.

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее ...

Совершенствование коммуникативно –речевых умений педагога

Совершенствование коммуникативно –речевых умений педагога. Представлен материал по развитию голоса, силы голоса, интоннационной выразительности речи педагога...

Презентация: "Совершенствование коммуникативно - речевых умений педагога"

Культура речи - профессиональное общение педагога с детьми на занятиях и вне его, имеющие определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптим...

Коммуникативно-речевые умения дошкольников и условия их формирования в целостном педагогическом процессе

Изучение вопросов коммуникативного развития ребенка как условия его социальной адаптации актуально с позиции современного ценностного образования. Для успешного вхождения в социокультурную среду, выпо...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств  развития  коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....

Консультация для родителей: «Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».

Консультация для родителей:«Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».В настоящее время значительно возр...