Коммуникативно-речевые умения дошкольников и условия их формирования в целостном педагогическом процессе
статья по развитию речи на тему
Изучение вопросов коммуникативного развития ребенка как условия его социальной адаптации актуально с позиции современного ценностного образования. Для успешного вхождения в социокультурную среду, выполнения различных видов деятельности ребенку необходим достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков.
Анализ изучения педагогического процесса в ДОУ позволил выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в развитии личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и не разработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования. Это противоречие позволило сформулировать следующую проблему: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим требованиям практики?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maltseva_a.yu_._statya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативно-речевые умения дошкольников и условия их формирования в целостном педагогическом процессе
Мальцева А. Ю.
МБДОУ «ДСКВ №61»
Изучение вопросов коммуникативного развития ребенка как условия его социальной адаптации актуально с позиции современного ценностного образования. Для успешного вхождения в социокультурную среду, выполнения различных видов деятельности ребенку необходим достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков.
Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом.
К тому же в содержании языкового образования на современном этапе акцентируется внимание на формировании коммуникативной компетентности, что подчеркивает значение умений общения в развитии способности личности к полноценному и успешному взаимодействию с окружающими. Учеными, психологами, педагогами-практиками признается самоценность дошкольного детства, а старший дошкольный возраст определяется как сензитивный период для формирования и развития основных умений и навыков (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн). Поэтому вопросы целенаправленного поиска эффективных способов формирования коммуникативно-речевых умений в педагогике дошкольного образования приобретают принципиальную значимость и актуальность.
Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Поэтому практическая работа в данном направлении складывается по большей части стихийно, основывается более на педагогической интуиции. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается пополнения словарного запаса, формирования словообразовательных навыков и т.д.), что достаточно слабо влияет на процесс развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны.
Наше дошкольное учреждение – это детский сад комбинированного вида. В нем функционирует 5 групп, одна из которых группа компенсирующей направленности. В связи с этим проблемой нашего детского сада является следующий момент: слияние детей старшего и подготовительного к школе возраста и ежегодное формирование нового состава детей группы компенсирующей направленности, в которую поступают дети из разных дошкольных учреждений города.
Анализ наблюдений за педагогической деятельностью воспитателей показал, что в большинстве случаев, они организуют занятия, совместную деятельность таким образом, что дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей даже в старшем дошкольном возрасте, что противоречит психологической природе ребенка, в поле интересов которого к этому времени приоритетное положение, прочно занимает сверстник.
Анализ изучения педагогического процесса в ДОУ позволил выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в развитии личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и не разработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования. Это противоречие позволило сформулировать следующую проблему: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим требованиям практики?
С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема проекта: «Коммуникативно-речевые умения дошкольников и условия их формирования в целостном педагогическом процессе»
Цель проекта - разработать содержание, средства и приемы формирования коммуникативно-речевых умений у дошкольников, представленных в практико-методических руководствах, построенных на интегрирующих идеях и проверить их эффективность в воспитательно-образовательной работе в дошкольном учреждении.
Рабочая гипотеза основывается на следующих предположениях: если организовано содержательное общение педагога с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого создаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения; если на обучающих занятиях дети знакомятся со структурой разных по типу высказываний в зависимости от поставленной цели сообщения, это приводит к значительным сдвигам (положительной динамике) в речевом и умственном развитии дошкольников, у них формируется достаточно высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию. Дети начинают уместно употреблять средства художественного и словесного творчества, договариваться между собой, что развивает умение успешно строить коммуникацию с взрослыми и сверстниками.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогические, лингвистические основы формирования речевых навыков и коммуникативно-речевых умений дошкольников;
2) определить наиболее оптимальные формы и методы формирования коммуникативно-речевых умений дошкольников;
3) определить критерии коммуникативно-речевых умении детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать модель реализации содержания, которая бы охватывала целостный педагогический процесс, направленный на формирование коммуникативно-речевых умений дошкольников;
5) разработать практико-методические руководства по формированию коммуникативно-речевых умений у детей.
Методологическими основами изучения проблемы явились положения:
- теории деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В., Запорожец и др.). Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. Овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности.
- общественно-исторического развития личности (Л.С. Выготский и др.).
В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта, его традиции, систему социальных отношений, культуру в широком смысле.
- системного подхода формирования личности (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, О.С. Гребенюк, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Э.Г. Юдин).
- гуманизации педагогического процесса и личности педагога и ребенка (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский и др.)
- закономерности развития языка, речи и мышления (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков и др.)
Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.
- психолого-педагогические идеи развивающего и поэтапного обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.)
В рамках реализации проекта были разработаны пособия по формированию коммуникативно-речевых умений дошкольников: «Азбука общения», «Мир мудрости», «Азбука театрального искусства», которые имеют практическую значимость в работе с детьми.
Пособие «Азбука общения» разработано с целью формирования у старших дошкольников коммуникативных и духовных качеств через осознание себя и других и обогащение социального опыта ребенка, его межличностного взаимодействия с другими людьми. Пособие включает три блока: «Удивительный мир слов» - лингвистические игры; «Познай себя» - игровые задания, позволяющие детям познать свою индивидуальность, игры, требующие от детей рефлексивных умений; «Почемучка» - задания, позволяющие детям правильно формулировать вопросы, самостоятельно их задавать и отвечать на них.
Пособие «Мир мудрости» способствует формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. Данное пособие включает блоки: «Устное народное творчество», «Шедевры русской мировой классики», «Ангарские бусы». Структура и содержание предложенных в пособии занятий, способствует активизации у детей общения. Когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения к художественному произведению, он учится пониманию того, о чем говорится, умению точно выражать свои мысли, чувства и настроения с помощью мимики, жестов, использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью различных средств выразительности, в том числе интонационной.
Ценность пособия «Мир мудрости» состоит в том, что важным условием организации занятий стала технология социо – игровой педагогики, ведь именно организация детей малыми группами позволяет формировать у них коммуникативное поведение.
Новизна практико-методического руководства «Азбука театрального искусства» состоит в следующем: в основу данной разработки положена идея логического построения речевого материала из различных источников в алфавитном порядке для использования в театральной деятельности с детьми.
Практико-методическое пособие «Азбука театрального искусства» - это «Театральные встречи». В структуре каждой «Встречи» три части: познавательная; игры и упражнения; творческая.
В познавательную часть включаются беседы, рассказы о разных видах театра, дидактические игры, кроссворды, ребусы, фотографии, афиши и др. Также подобраны артикуляционные упражнения, дыхательные игры, скороговорки, чистоговорки, различные этюды и психогимнастика, общей задачей которых является коммуникативное и познавательное развитие дошкольников, овладение нормами и правилами родного языка, умение налаживать отношения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Таким образом, как показали наши наблюдения, в результате целенаправленной, планомерной практической работы с детьми у них сформировался достаточно высокий коммуникативно-речевой уровень. Дети способны легко устанавливать контакты, как со взрослыми, так и со сверстниками. Умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр. Свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, свободно пользуясь лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.
Используемая литература:
- Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.И. Истоки диалога. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Богоявленский Д.Н.., Менчинская И.А. Психология усвоения языка. – М., 2003.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.- Л., 2002.
- Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребенка // Дет. сад от А до Я. № 2, 2005.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под. ред. О.С. Ушаковой. – М.: изд. РАО, 1997.
- Короткова Э.П. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 1999.
- Леонтьев А.А. Речевая деятельность/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 1999.
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 1999.
- Рубинштейн С.Л. Развитие речи у детей / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 1999.
- Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 1999.
- Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста // Дет. сад от А до Я. № 2, 2005.
- Ушакова О.С., Колунова Л.А. Развитие образной речи дошкольников // Дет. сад от А до Я. № 2, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....
Педсовет в ДОУ по теме «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»
Данная методическая разработка позволяет провести педагогический совет в ДОУ, используя активные методы работы с педагогами...
«Условия для духовно-нравственного развития дошкольников через построение целостного педагогического процесса»
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, ...
Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"
Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...
Педсовет на тему: «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС».
Методический материал...
План-конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»
Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.Форма проведения: делов...