"Зимующие птицы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В методической разработке преставлено занятие для подготовительной группы. к ней прилагаются загадки с подвохом, ребусы, слушание голосов птиц и соотношение их с силуэтами птиц.Физминутки, пальчиковая гимнастика про птиц, вопросы на внимание и другое. А также рекомендации по работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zimuyushchie_ptitsy_small.docx | 672.34 КБ |
shutochnye_zagadki_s_podvohom_o_ptitsah_small.pptx | 2.42 МБ |
izobrazhenie_ptits_small.docx | 1017.93 КБ |
siluety_ptits.docx | 120.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детского сада №14 комбинированного вида Кировского района.
Методическая разработка
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию с использованием мнемотехнических приёмов для детей подготовительного возраста.
Тема «Зимующие птицы»
Личностно – ориентированный подход,
с использованием
здоровьесберегающих технологий,
информационно – коммуникативных и
проблемно - игровых технологий.
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Зимина Елена Сергеевна
Санкт – Петербург
2021 год
Цель: Формирование у дошкольников грамматически правильной речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять знания детей о зимующих птицах .
2.Способствовать развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Закреплять у детей навыки словообразования.
4. Совершенствовать навык чтения слогов и слов.
5. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Развивающие:
1.Развивать память, воображение, мышление, внимание, логику, мелкую моторику рук.
2. Развивать умение согласовывать речь с движением.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение работать в паре, команде.
2. Воспитывать самостоятельность.
3. Воспитывать нравственные качества : доброе отношение к персонажу, умение сопереживать, выслушивать сверстников. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Здоровьесберегающие:
1.Планировать обьем материала с учётом особенностей детей.
2.Соблюдать правильную посадку ребёнка.
3.Чередовать статические и динамические задания.
4.Стимулировать тактильные ощущения, улучшить координацию движений.
Словарная работа: кормушка, пернатые друзья, птичья столовая, зимовка.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассказов из энциклопедии про птиц, отгадывание загадок, ребусов, слушание аудиокассеты «Звуки птиц», «Золотой фонд русских сказок», рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимующих птиц.
Д/И « Зоологическое лото», пазлы « зимующие и перелётные птицы», «Кто где живёт?»
Р/И « Какая птичка улетела?»
Разгадывание загадок с подвохом.
Рисование птиц с помощью разных материалов ( крупа, бусы, песок, счётные палочки..)
Разучивание стихотворений , пословиц, поговорок и скороговорок о птицах
( дети выразительно их разучивают дома совместно с родителями.)
Родители с небольшой помощью детей, делают кормушки для птиц.
Материалы и оборудование:
Персонажи кукол Пьеро и Мальвина, иллюстрации птиц, презентация
« Загадки о птицах», аудио кассета со звуками птиц, картинки с ребусами, крупа( перловка, просо, пшено, пшеница,…), сало, семена арбуза, тыквы, ягоды рябины, семена шишек, тарелочки, силуэты птиц (голубь, дятел, воробей, синица, клёст, глухарь, сова, свиристель, орёл), камень- модуль, надпись, дощечки, карточка с вопросами, карточки с изображением птиц к игре «один, много».
Методические приёмы:
Наглядные методы:
демонстрация иллюстраций; силуэты птиц, презентация «Загадки с подвохом»
Словесные методы:
Беседа, вопросы, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые методы:
Дидактические игры, создание игровой ситуации, разгадывание загадок, ребусов.
Актуальность темы:
Речь, чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Развитие речи влечёт за собой развитие мыслительных операций, и наоборот, развитие мышления, внимания, памяти способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребёнка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и формирует предпосылки учебной деятельности.
Адресовано НОД:
воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми, учителям по подготовке детей к школе и начальных классов.
Ход НОД:
1.Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл печальный гость. Посмотрите на него внимательно кто он? Из какой он сказки?( дети отвечают)
Да ,это Пьеро. Он хочет пойти в гости к Мальвине. Мальвина в сказке была умной девочкой и строгой учительницей для Буратино. А Пьеро делает много ошибок. Он боится, что Мальвина не захочет с ним дружить.
2.Основная часть
Воспитатель: ребята, я знаю, какие задания может задавать Мальвина. Давайте вместе с Пьеро попробуем их выполнить. Тем самым, проверим свои знания и Пьеро, потренируется в решении разных заданий.
Я буду показывать вам карточку на которой нарисована одна птица, а вы будете помогать Пьеро и называть птиц если их много .
«Один и много»
Воробей-
Синица-
Голубь-
Ворона-
Снегирь-
Дятел-
Свиристель-
Щегол-
Сова-
Куропатка-
Глухарь-
Галка-
Воспитатель: ребята, скажите пожалуйста к каким птицам они относятся?(Дети отвечают, если есть трудность в ответе, воспитатель спрашивает, как называются птицы , которые улетают в тёплые края, и которые остаются у нас зимовать?)
Спасибо, что помогли Пьеро выполнить задание.
Вот ещё одно из заданий Мальвины. Я буду вам читать загадки, а вам нужно их отгадать. Эти весёлые загадки с неожиданными ответами. Для того, чтобы правильно ответить нужно немножечко подумать, быть внимательными и не торопиться с ответом. ( Суть загадок для детей в том, что ответ, который хочется дать в рифму стишка, не всегда является верным.)
Смотрите, Пьеро, вновь расстроился. Давайте ему опять поможем.
(Дети садятся на пуфики и смотрят презентацию «Загадки о птицах» из двух ответов выбирают правильный ).
Молодцы, быстро справились с работой. Пьеро повеселел, потому что
теперь можно пойти к Мальвине в гости. Ну, в путь!
Дети идут и выполняют на ходу пальчиковую гимнастику «Кормушка»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли. ( руки в стороны разводим)
Воробей, снегирь-сосед, ( пальцы загибаем)
Будет вам зимой обед. ( соединяем ладони вместе)
В гости в первый день недели ( показываем один палец)
К нам синицы прилетели. ( машем руками)
А во вторник, посмотри, ( показываем два пальца)
Прилетели снегири. ( машем руками)
Три вороны были в среду, ( показываем три пальца)
Мы не ждали их к обеду. ( поднимаем плечи, руки в стороны разводим)
А в четверг со всех краёв — ( показываем три пальца)
Стая жадных воробьев. ( сжимаем кулачки , трясём ими)
В пятницу в столовой нашей ( показываем пять пальцев)
Голубь лакомился кашей. ( пальцем стучим по ладошке)
А в субботу на пирог ( руки соединяем в круг)
Налетело семь сорок. ( показываем семь пальцев)
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье. ( руки поднимают вверх)
Воспитатель: посмотрите, на пути стоит огромный камень, который перегородил нам дорогу. На камне надпись. ( Можно дать прочитать хорошо читающему ребёнку) «Камень сдвинется с места только тогда, когда будут отгаданы все слова».
Ребята, давайте поищем их. (Дети ищут и находят слова под камнем). А слова не простые, а зашифрованные. Кто догадается, что это? (ребусы.) Правильно на карточке написана буква или слог рядом нарисована картинка. Соединив картинку со слогом получиться новое слово.
Есть среди ребусов и такие, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву.
Бедный Пьеро совсем отчаялся. Что же делать? ( ответы детей)
Давайте ему поможем. Дети выбирают ребусы по желанию (ребусы разные по сложности) У детей на столе лист бумаги и карандаш, чтобы записать слово, или зачеркнуть ненужные буквы.
(Дети могут работать по одному или в паре. Воспитатель обращает внимание на полный ответ ребенка: «Я расшифровал ребус и у меня получилось слово….»)
Воспитатель: Ребята, вместе с Пьеро вы отгадали все ребусы, камень отодвинулся. Продолжаем свой путь . А вот и дом Мальвины, но перед ним пруд, как же нам перебраться?( ответы детей) Дети находят дощечки ,но дощечки сторожит черепаха Тортилла и выдаёт их только тем ,кто ответит правильно на её вопросы.( Если дети не отвечают на вопрос, тогда дощечку Тортила не выдаёт. Для того, чтобы набрать детям нужное количество дощечек, нужно иметь дополнительные вопросы.)
1.Какая птица нашей местности имеет длинный хвост?
2.Какую птицу называют лесным барабанщиком?
3.Какая птица является символом мира?
4.Каких птиц больше всего на свете?
5.Какая птица является символом мудрости?
6. Кто близкий родственник совы?
7.У какой птицы самый длинный язык?
Воспитатель: молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь из полученных дощечек построим мост.(дети соединяют дощечки между собой и идут по мостику на берег).
Посмотрите, нас встречает Мальвина. Она очень рада появлению Пьеро и его друзей. Ведь это она приготовила задания на пути к своему дому. Вы с ними отлично справились.
Физминутка от Мальвины
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все рядом встали.
Мальчики потопали.
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись.
И за столики уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
Воспитатель: Мальвина живёт рядом с лесной опушкой. Летом каждый день слушала голоса птиц, любовалась ими, а зимой кормила их . Мальвина подготовила для вас последнее, но самое сложное задание. Вам надо узнать по голосу, что за птичка поёт, найти её силуэт на картинке и показать, чем она питается (на отдельном столе в тарелочках разложен корм)
(воспитатель задаёт вопросы: «Какой голос у птички?», « Как ты узнал по силуэту, что это птичка дятел ..?», «Назови любимое лакомство этой птички? Каждый ребёнок выполняет одно задание)
Мальвина хвалит детей и Пьеро за правильно выполненное задание и дарит наклейки с изображением птиц.
3.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, изменилось ли настроение у Пьеро?
Что было выполнить легко?
Какие сложности вы испытывали?
Какое задание было для вас самым интересным?
Чтобы вы посоветовали Пьеро?
Список использованной литературы:
1.«Год до школы, развиваем память» Н.А.Гурьева
Санкт- Петербург «Светлячок» 2000 год
2.«Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич «Детство - пресс» 2014 год
3. «Чудо - всюду» энциклопедия для малышей Т.Д. Нуждина
Ярославль «Академия развития» 1998 год
4.« 500 загадок, считалок для детей» Т.А.Шорыгина Т.Ц сфера 2019 год
5.«Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В.Нищева
«Детство - пресс» 2005 год
Приложения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ты на птичку посмотри : Ног у птицы ровно…
Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте ….
Хвост веером на голове корона, нет птицы краше, чем …
Кто летит в гнездо на крышу, Угадай-ка поскорей- Длинноклювый, длинноногий, белокрылый…
Он в лесу один такой С очень крепкой головой. Для деревьев лучший врач, Что за птица? Это…
Иногда меня народ Гулей ласково зовет. Раздуваюсь, как сундук, Потому что я…
Эта птица -просто щёголь! Да к тому же и певец! Разноцветную пичушку Назови , дружок….
Распушив красивый хвост По вольеру ходит…
В сосняке, за дальней балкой Пятый раз кукует…
У речке в мае ,до зари Выводят трели….
Громко каркать не боиться В кроне дерева….
Затрещала увлечённо Белобокая …
Не летает ,хоть и птица, Потому- то он и зол, Ходит важным и надутым В красном галстуке…
Целый день клюют рябину Красногрудые …
Молодцы ребята!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Силуэты птиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...