Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста "Где песня поется, там радость льется" с элементами кинезиологических упражнений
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
- Цель и задачи программы
Цель: Развитие умственных способностей, речевого развития и психо-физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных, дыхательных упражнений и песен.
Задачи:
• Развивать межполушарное взаимодействие мозга;
• Развивать мелкую моторику;
• Развивать артикуляционный аппарат;
• Развивать все психические процессы (память, внимание, речь).
1.3.Планируемые результаты.
В ходе систематических занятий по данной программе у ребёнка
- корректировка речевых нарушений,
- развиваются межполушарные связи,
- улучшается память и концентрация внимания.
-совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
-сформирована подвижность артикуляционного аппарата;
-способны координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- Формируются певческие навыки (своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо)
-Развивается песенный музыкальный вкус.
Следовательно, данная работа направлена от «движения к мышлению и здоровью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа развития речи дошкольников при использовании кинезиологических упражнений | 197.03 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик программы | страница |
1.1.Пояснительная записка. Актуальность и новизна программы | 3 |
1.2. Цели и задачи программы. | 6 |
1.3.Планируемые результаты освоения программы. | 6 |
П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Учебно-тематический план. | 7 |
2.2. Перспективный план | 10 |
Ш. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Технология проведения комплексов упражнений. Методическое сопровождение | 24 |
3.2.Методики определения уровня развития межполушарного взаимодействия. | 26 |
3.3. Методика обследования звуковой культуры речи | 27 |
3.4.Приложения. | 31 |
3.5.Список литературы. | 36 |
- Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Где песня поётся, там радость льётся» с элементами кинезиологической технологии.
Пояснительная записка
Актуальность
В последние десятилетия, наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями, также с нарушениями в физическом и психическом развитии. Это происходит по нескольким причинам: плохая экология, социальная незащищенность семей, недостаточно эффективная медицинская помощь. Данная проблема ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях Дошкольного образовательного учреждения.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
С точки зрения физиологии, нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. Функциональные нарушения мелкой и общей моторики обусловливают неспособность к нормальной речевой деятельности. При этом ряд авторов утверждают, что традиционные педагогические методы во многих случаях не приносят желаемых результатов и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.
Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи(работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина и др.). Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Именно поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. В этой связи, разработка рациональных двигательных режимов для формирования моторной и речевой функции средствами кинезиологических упражнений и музыкальной ритмики у детей с общим нарушением речи является актуальной задачей.
Комплекс кинезиологических упражнений – это упражнения позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении. Данные упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. «Кинезиотерапия» дословно переводится «лечение движением».
Также, благодаря непосредственному воздействию музыки на человека в ходе двигательной активности с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.
Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи. Если соединить все перечисленные методы, то произойдет обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; произойдет знакомство с детскими песнями; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проводя работу в своей группе с детьми среднего дошкольного возраста, в образовательной области «речевое развитие» я установила, что уровень детей не достаточный, многие ребята имеют проблемы в правильном звукопроизношении, также имеют затруднения в мышлении и недостаточно сформирована мелкая моторика. Таким образом, мной было принято решение, разработать и внедрить в свою воспитательную работу дополнительную образовательную программу, которая будет эффективно воздействовать на речевое развитие и психомоторные процессы, подобранные мною упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Эта программа включает в себя комплекс кинезеологических упражнений: упражнений на дыхание, заучивание скороговорок и отрывков из песен (по лексическим темам) для активизации речи детей, развитие мелкой моторики, направленной на формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания, развития слухового внимания, певческого диапазона голоса и воспитания музыкальной культуры.
Новизна программы
В системе дошкольного образования наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы, способствующих обучению и воспитанию детей. Педагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с другими науками, в данном случае с логопедией и музыкой. Требования ФГОС ДО предполагают изучение и внедрение в образовательную среду дошкольного учреждения новых технологий работы с маленькими детьми. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии природосообразных технологий и психологического сопровождения процесса воспитания, развития и обучения. Таковой является технология кинезиологических упражнений, которые основаны на нейропсихологических подходах к развитию высших психических функций. Процесс развития вербальной сенсомоторики детей с речевой патологией может стать наиболее эффективным, если будет реализовываться в системе планирования кинезиологических и музыкально – ритмических упражнений. Данная программа соединяет в себе все известные методы и приемы, которые позволяют мне эффективно решать имеющиеся проблемы у дошкольников: элементы кинезиологических упражнений - упражнения по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, разучивание песен с движениями. Дошкольники на представленных занятиях не просто выполняют эти упражнения в определенной последовательности и поют песни, а координируют свои движения рук и ног с пением, при этом происходит синхронизация речевой и моторной деятельности, также развитие быстроты двигательной реакции во время пения. Песни подобраны по лексическим темам, что позволяет углубить знания программного материала в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Совместная деятельность дошкольников носит комбинированный и цикличный характер: детям предлагается новый материал на первом занятии недели (разучивание скороговорок, кинезиологических упражнений и песен), который затем повторяется в течение недели в различных организационных моментах (в утреннем круге, в планировании НОД, в индивидуальной работе и др.) и происходит закрепление на втором занятии недели. Для достижения программных задач все комплексы проводятся в интересной, привлекательной для дошкольников форме. Создаваемый педагогом доброжелательный эмоциональный фон способствует более быстрому освоению комплекса упражнений, что является необходимым условием эффективности учебной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Срок реализации программы: 2 года
Целевая аудитория: дошкольники 4 -6 лет
Форма и режим занятий.
Форма организации деятельности воспитанников: групповая
Режим проведения: групповое занятие – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 15 до 25 минут
- Цель и задачи программы
Цель: Развитие умственных способностей, речевого развития и психо-физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных, дыхательных упражнений и песен.
Задачи:
• Развивать межполушарное взаимодействие мозга;
• Развивать мелкую моторику;
• Развивать артикуляционный аппарат;
• Развивать все психические процессы (память, внимание, речь).
1.3.Планируемые результаты.
В ходе систематических занятий по данной программе у ребёнка
- корректировка речевых нарушений,
- развиваются межполушарные связи,
- улучшается память и концентрация внимания.
-совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
-сформирована подвижность артикуляционного аппарата;
-способны координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- Формируются певческие навыки (своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо)
-Развивается песенный музыкальный вкус.
Следовательно, данная работа направлена от «движения к мышлению и здоровью».
II.Содержательный раздел
2.1.Учебно-тематический план
Неделя | Тема | Кол-во часов | ||||
Сентябрь | ||||||
1 | Мониторинг | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями | 2 | |||
2 | Здравствуй, Детский сад! | 2 | ||||
3 | Лес. Грибы, ягоды, деревья | 2 | ||||
4 | Осень. Фрукты. Овощи. Сад и огород. | 2 | ||||
Октябрь | ||||||
1 | Дорожная безопасность. Светофор. Транспорт | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями | 2 | |||
2 | Перелетные птицы | 2 | ||||
3 | Одежда, обувь, головные уборы. Ателье | 2 | ||||
4 | Посуда | 2 | ||||
Ноябрь | ||||||
1 | Человек. Части тела. | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями | 2 | |||
2 | Друзья | 2 | ||||
3 | Семья. Мой дом. | 2 | ||||
4 | Наша Родина – Россия. Народы мира. | 2 | ||||
Декабрь | ||||||
1 | Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл? | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями | 2 | |||
2 | Зима. Времена года. Календарь. Зимние забавы | 2 | ||||
3 | Мебель | 2 | ||||
4 | Новогодний праздник | 2 | ||||
Январь | ||||||
2 | Игрушки | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями | 2 | |||
3 | Зимующие птицы | 2 | ||||
4 | Дикие животные зимой | 2 | ||||
Февраль | ||||||
1 | Путешествие по Северу. | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями | 2 | |||
2 | Свойства материалов. Опыты, экспериментирование, детская исследовательская деятельность | 2 | ||||
3 | Комнатные растения | 2 | ||||
4 | Наша Армия | 2 | ||||
Март | ||||||
1 | Профессии | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями | 2 | |||
2 | Весна. Мамин праздник | 2 | ||||
3 | Вода и её обитатели | 2 | ||||
4 | Домашние животные и их детеныши. Сельский двор. | 2 | ||||
5 | Возвращение перелетных птиц | 2 | ||||
Апрель | ||||||
1 | Моя малая Родина. Город. Улица. Дом. | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями | 2 | |||
2 | Космос | 2 | ||||
3 | Культура и традиции русского народа. | 2 | ||||
4 | Животные жарких стран | 2 | ||||
Май | ||||||
1 | 9 МАЯ. День Победы | Блок из упражнений: -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песни на лексическую тему с движениями -на дыхание -на артикуляционный аппарат (скороговорки) -кинез-ие (мелкая моторика) -пение отрывка из песнина лексическую тему с движениями | 2 | |||
2 | Скоро лето. Насекомые. Осторожно клещ! | 2 | ||||
3, 4 | Мониторинг | 4 | ||||
72 |
2.2.Перспективный план
Месяц | Лексические темы (кол-во часов) | Дыхательные упражнения (2 мин) | Скороговорки (3 мин.) | Кинезиологические упражнения (2-6 мин.) | Песня на лексическую тему с элементами кинез.упражнений (13 минут) |
Сентябрь | Диагностика 2 ч. | ||||
Здравствуй, Детский сад! 2 ч. | «Свеча» | Смешные шутки у Саши и Мишутки | «Дом-ёжик-замок» | Дружно в садике живем, | |
Лес. Грибы, ягоды, деревья. 2 ч | «Губы трубкой» | На горе растут дубы, под горой растут грибы. | «Колечко» «Локоть-колено» | Посмотри, посмотри, посмотри ты вокруг. На небо взгляни и на землю, мой друг. Вокруг, вокруг, природа вокруг: Животные, воздух, цветы и зеленый луг И всё прекрасное, разнообразное! | |
Осень. Фрукты. Овощи. Сад и огород. 2 ч | «Дышим носом» | Редька редко росла на грядке, Грядка редко была в порядке. | «Дом-ёжик-замок» «Колечко» «Локоть-колено» | Снова осень к нам пришла, Трала-ла-ла-ла, И в корзинке принесла, Тра-ла-ла-ла-ла Яблочки сладкие наливные гладкие. Что за чудо-огород, Веселись честной народ! | |
Октябрь | Дорожная безопасность. Светофор. Транспорт. 2 ч | «Дыхание» | Тридцать три трамвая в ряд тараторят, тарахтят. | «Кулак-ребро-ладонь» | Этот мир состоит из пешеходов, Из машин и из шоферов И, конечно, из дорог. Чтобы все в этом мире жили дружно, Непременно всем нам нужно Жить по правилам, дружок! Соблюдайте их, друзья! Нам без них ни как нельзя! Пешеходы и шоферы Правила дорожного движения! |
Перелетные птицы. 2 ч | «Ныряльщик» | Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон! | «Зайчик» «Капитан» | Припев: Улетают, улетают, улетают птицы к югу. Клены тянутся ветвями, Чтоб поближе быть друг к другу | |
Одежда, обувь, головные уборы. Ателье. 2 ч | «Свеча» | Катька – кокетка купила кепку в клетку | «Кулак-ребро-ладонь» «Ладошка» | Мне связала бабушка новенькие варежки Обняла бабулю я -Ну спасибо, милая Припев: Варежки, варежки мягкие пушистые! Варежки, варежки новые и чистые! Варежки, варежки мягкие пушистые! Варежки, варежки новые и чистые! Всё лежу, на них гляжу, Даже дома в них хожу Ах, какая красота, Прямо лапки у кота! | |
Посуда. 2 часа. | «Дышим носом» | Сколько ни ело сито – Ни разу не было сыто! | «Зайчик» «Капитан» «Ладошка» | Я веселый чайник, крепкий коротышка, Вот мой носик, ручка и крышка. Когда я закипаю, тебя зову скорей: Выключи меня и чаю налей-2 р. Я кокетка чашка с золотой каймой, Я стою на полочке, встречи жду с тобой Будем пить сегодня вкусный мятный чай Мед и печенье скорее доставай! | |
Ноябрь | Человек. Части тела. 2 часа. | «Ныряльщик» | Зуб качался, Зуб шатался. И беж жуба Я оштался! | «Зайчик» «Колечко» «Цепочка» | У человека две руки, У человека две ноги, У человека голова, И очень нежная душа- Чтобы всем любовь дарить, Нужно нежно дорожить. Чтобы радость приносить И немножко погрустить, Что б друг другу помогать, Никого не обижать, Чтобы добрым чутким быть И за всё благодарить. |
Друзья 2 часа. | «Дыхание» | Женя с Жанной подружились. Дружба с Жанной не сложилась, Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно | «Лезгинка» «Цепочка» | С другом весело вместе играть, | |
Семья. Мой дом. 2 часа. | «Губы трубкой» | Мама Милу мылом мыла, Мила мыла не любила, Мыло Мила уронила. | «Зайчик» «Колечко» «Лезгинка» | Пусть радуется папа, ведь я его люблю, Он подарил мне детство и песенку свою. Пусть радуется мама и вся моя семья, Пусть будет только счастье, пусть будет только счастье, Им улыбаюсь я. Припев: Мамочка, папочка - Ангелы мои, С крылышками солнышка, с лучиком любви. Бабушка, дедушка - мирная семья. Я вас всех так люблю, всех люблю вас я. Вы дарите мне детство, а я дарю себя. Пусть будет совершенна счастливая семья. Царит добро и дружба, любовь и мир вокруг. Люблю вас, дорогие, люблю вас, дорогие! Семья мой лучший друг! | |
Наша Родина – Россия. Народы мира. 2 часа. | «Свеча» | От топота копыт пыль по полю летит | «Зайчик» «Колечко» «Цепочка» | В стране великой мы с тобой живем, В стране любимой мы с тобой растем. Россия солнце, Россия небо, Россия светлые мечты. Россия солнце, Россия небо, Россия это я и ты | |
Декабрь | Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл? 2 часа. | «Дышим носом» | Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку. | «Ладушки-оладушки» «Колено-ладонь» | Каравай земли и неба В каждом маленьком кусочке В малом зернышке пшеницы, И растет под небом светлым - |
Зима. Времена года. Календарь. Зимние забавы. 2 часа. | «Ныряльщик» | Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб. | «Стульчик» «Ладошка» | С неба падает белый пушок И ложится под ноги снежок. Позову я друзей: -Одевайтесь теплей И во двор выходите скорей! Позову я друзей: Одевайтесь теплей Ведь с друзьями гулять веселей! | |
Мебель | «Дыхание» | Под диваном ванночка, В этой ванне Ванечка. | «Ладушки-оладушки» «Колено-ладонь» «Ладошка» | Шагали стулья на парад, а впереди шагал | |
Новогодний праздник. 2 часа. | «Губы трубкой» | Расскажите про подарки, Про какие, про подарки? Про подарки, про подарки, Про подарочки мои. | «Стульчик» «Кулак-ладонь» | Покрыты поляны пушистым снежком, | |
Январь | Игрушки 2 часа | «Свеча» | У крошки-матрешки пропали сережки, Сережки Серёжка нашел на дорожке. | «Дом-ёж-замок» «Пальчики шагают» | У меня есть танк и пушка, но не буду я стрелять, Я зелёную лягушку позову с собой играть. Ля-ля-ля-ля-ля, ты любимая моя Припев: Заводная попрыгушка Скачет рядышком со мной. «Ну-ка, прыгай на подушку, Отдохни, дружочек мой!» |
Зимующие птицы 2 часа. | «Дышим носом» | Ждут воробьи у кормушки кормёшки, Несёт им Маркушка в кармашке морошки. | «Лезгинка» «Колено-локоть» «Пальчики шагают» | Воробей-простачок-2 р Серая манишка -2 р Собирал червячков-2 р Деловой мальчишка -2 р Чик-чирик, чик-чирик-2 р Я к удаче привык Чик-чирик, чик-чирик -2 р Прыг, да прыг Прыг, да прыг | |
Дикие животные зимой. 2 часа. | «Ныряльщик» | Ходит лось с лосятами, А лиса с лисятами. | «Дом - ёж - замок» «Колено-локоть» | Раз морозною зимой, | |
Февраль | Путешествие по Северу. 2 часа. | «Дыхание» | Чукча в чуме чистит чуни, Чистота у чукчи в чуме. | «Кулак-ладонь» «Ладошка» | В снежном вихре мчат олени. |
Свойства материалов. Опыты, экспериментирование, детская исследовательская деятельность. 2 часа. | «Губы трубкой» | У ёлки иголки колки | «Зайчик» «Колечко» «Цепочка» | Почемучки, почемучки, | |
Комнатные растения. 2 часа | «Свеча» | Розовые розы замерзают в морозы. | «Кулак-ладонь» «Капитан» | В нашей комнате к окошку мы поставили горшочек, И туда не по - нарошку посадили мы цветочек. Не страшны ему морозы и раскаты грома, Потому что наш цветочек нынче дома, Потому что наш цветочек поселился дома | |
Наша Армия. 2 часа | «Дышим носом» | Валерий акварелью рисует кавалерию, лихо кавалерия скачет у Валерия. | «Ладошка» «Зайчик» «Колечко» «Капитан» | В России почётная слава, Солдатам, прошедшим войну. Они защищали на фронте Великую нашу страну. Припев: Армия, Армия! День Российской Армии. На параде праздничном, топая, идём. Армия, Армия! Дорогая Армия, Ты нас защищаешь, мы тебе поём. | |
Март | Профессии. 2 часа | «Ныряльщик» | Ткёт ткач ткани на платки Тане. | «Домик» «Стульчик» | К нам сюда народ бежит, налетает дружно. Потому что здесь лежит все, что людям нужно: Овощи, фрукты, прочие продукты, Тыква и брюква, импортная клюква. Никогда я не грублю и тружусь в охоту, Потому что я люблю честную работу, Овощи, фрукты, прочие продукты. Тыква и брюква, импортная клюква. |
Весна. Мамин праздник. 2 часа. | «Дыхание» | Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка! | «Лезгинка» «Домик» | Мама - первое слово, | |
Вода и её обитатели. 2 часа | «Губы трубкой» | В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. | «Хвалим-ругаем» «Стульчик» | Там, в воде прозрачной, в неглубокой речке Рыбка веселится в солнечном местечке. -Маленькая рыбка, поиграешь с нами? Прыгай в сад скорее - станем мы друзьями! -Не могу я выплыть из воды на сушу, Я умру без речки - воздух мне не нужен. -Маленькая рыбка, просто поиграем, Прыгай к нам скорее, станем мы друзьями! | |
Домашние животные и их детеныши. Сельский двор. 2 часа | «Свеча» | Десять поросят Просят проса у гусят, Не дают гусята Проса поросятам. | «Хвалим-ругаем» «Лезгинка» | Кто на свете раньше всех просыпается, Кому солнышко лучами улыбается? Петя, Петя, Петя- петушок Золотой красивый гребешок Стройненькие ножки в хромовых сапожках Петя, Петя, Петя-петушок! | |
Возвращение перелетных птиц. 2 часа | «Дышим носом» | Летит скворец, зиме – конец! | «Домик» «Стульчик» «Хвалим-ругаем» | Капля за каплей мочит природу, Цапля за цаплей идёт по болоту. Капля за каплей нити плетут, Цапля за цаплей вместе идут. Цап-ля-ля, цап-ля-ля, Куда ты, туда и я. Цап-ля-ля, цап-ля-ля, Мокрая цапелька моя! | |
Апрель | Моя малая Родина. Город. Улица. Дом. 2 часа. | «Ныряльщик» | Герой в городе герое героем стал, гордо гордясь. | «Туча-солнышко» «Грибочек» | Скоро город мы построим, С непогодой мы поспорим. И от вас мы не скрываем, Очень трудно нам бывает. Если хочешь быть счастливым, Для других старайся жить. В этом городе красивом Будут люди все дружить. Все друг другу помогают, Каждый человек нам друг. Ведь за дело принимались Сотни разных рук. |
Космос. 2 часа. | «Дыхание» | Астронавты - на орбите, акробаты на Арбате. | «Кулак-ребро-ладонь» | Тихо-тихо шепчут звёзды. Звёзды любят тишину. Молча смотрим мы на звёзды, Молча смотрим на луну. Улыбаются нам звёзды. Звёзды тоже видят нас. Что они скажут, что покажут В этот тихий лунный час | |
Культура и традиции русского народа. | «Губы трубкой» | По речке по Самаре Плыл Тит на самоваре. | «Туча-солнышко» «Грибочек» «Кулак-ребро-ладонь» | В лавке на прилавке, матрёшечки стоят, | |
Животные жарких стран. 2 часа. | «Свеча» | Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю, Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай! | «Туча-солнышко» «Грибочек» «Кулак-ребро-ладонь» | Я на солнышке лежу, | |
Май | 9 МАЯ. День Победы. 2 часа. | «Дышим носом» | Трое трубачей трубили в трубы. | «Капитан» «Хвалим-ругаем» | В России почётная слава Солдатам, прошедшим войну. Они защищали на фронте Великую нашу страну. Припев: Армия, Армия! День Советской (Российской) Армии. На параде праздничном, топая, идём. Армия, Армия! Дорогая Армия, Ты нас защищаешь, мы тебе поём. |
Скоро лето. Насекомые. Осторожно клещ! | «Ныряльщик» | Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой. | «Пальчики шагают» «Домик» | В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик, | |
Мониторинг | Количество часов-70 |
- Организационный раздел
3.1.Методика проведения комплексов упражнений.
Содержание программы представлено различными приемами деятельности: ходьба во время пения, прослушивание песен, работа над дыханием, голосом, артикуляцией, работа над активизацией внимания, темпом, ритмом, выполнение двигательных упражнений в сопровождении пения и музыки. Программа направлена на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста, на развитие речи в целом и содержит задания разной направленности.
Для достижения наилучших результатов занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания входят в один блок, и объединены одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:
- Упражнения на дыхание (2 минуты) - подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузки. Разминка включает различные виды двигательных упражнений, которые выполняются сидя или стоя.
- Скороговорки (3 минуты) для автоматизации и дифференциации звуков;
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:
-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
-проговорить громко, как можно четче и быстрее.
Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:
- с вопросительной;
- весело;
- грустно;
- «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».
- Кинезиологические упражнения (2-6 минут) на развитие межполушарного взаимодействия и психомоторному развитию.
Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:
-основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений.
- вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
- все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;
- повторять упражнения нужно ежедневно;
- упражнения оформить в виде игры в доброжелательном психологическом настрое;
- каждое упражнение не должно занимать более 2 минут.
- Песни (1 куплет с припевом или 2 куплета) с включениями движений рук из изученных, непосредственно на этом занятии, упражнений, с переходом на ходьбу или покачивание;
Эту часть блока нужно проводить в следующем порядке:
А).дети прослушивают песню целиком (сидя на стульчиках)
Б).педагог проговаривает слова песни (1 куплет с припевом), затем вместе с детьми;
В).педагог проговаривает слова песни с движениями (стоя);
Г).пение вместе с педагогом и выполнение двигательных упражнений (стоя).
Пример:
Капля за каплей мочит природу,
Цапля за цаплей идёт по болоту.
Капля за каплей нити плетут,
Цапля за цаплей вместе идут.
Цап-ля-ля, цап-ля-ля,
Куда ты, туда и я.
Цап-ля-ля, цап-ля-ля,
Мокрая цапелька моя!
- упражнение «Домик»
-марширует (или покачивается «медвежонком»)
- упражнение «Хвалим-ругаем»
-марширует
-упражнение «Стульчик»
- марширует
-упражнение «Стульчик»
- марширует
5. Заключительная часть – рефлексия, которая предполагает подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений.
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение: помещение для проведения занятий должно иметь столы и стулья для работы детей, мультимедийное оборудование (ноутбук, музыкальные колонки, DVD или магнитофон).
Информационное обеспечение: аудиоматериалы, необходимые к занятию (на электронном носителе или диске). Ссылка на материалы: https://disk.yandex.ru/d/klDvyu5DZZGHXA
3.2.Методики определения уровня развития межполушарного взаимодействия.
Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия использовала эффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким «Кулак – ребро - ладонь».
- «Кулак—ребро—ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем - двумя руками вместе.
Критерии оценки:
3 балла - выполнено без ошибок;
2 балла - выполнено с ошибками;
1 балл - не может выполнить, постоянно ошибается.
- Ориентирование
Простая ориентировка.
Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
Сложная ориентировка.
Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла - выполнены оба задания;
2 балла - выполнена только простая ориентировка;
1 балл - не выполнено ни одного задания.
- Проба
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей. Степень сохранности премоторной зоны.
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
- Исследование артикуляционных возможностей ребенка
По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:
1) улыбнуться;
2) надуть щеки;
3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»);
4) сделать губы как при звуке «о»;
5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);
6) высунуть язык лопаткой (широко);
7) поднять кончик языка вверх и
положить его на верхнюю губу;
8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;
9) поместить кончик языка в правый угол рта;
10) то же - в левый угол рта;
11) высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению.
Критерии оценки:
0 баллов - не может выполнить упражнение.
1 балл - неточно выполненное движение (сопутствующих движений губами, челюстью)
2 балла - выполнено без ошибок;
3.3.Методика обследования звуковой культуры речи
( по УшаковойО.С., Струниной Е.М.)
Средний возраст(4-5 л.)
(Методика может быть использована и для младшего возраста)
1. Проверка звукопроизношения. Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
а) Ребенок произносит все звуки (3 балла.);
б) не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие (2 балла);
в) не произносит ни сонорные, ни шипящие (1 балл).
2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность
Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
а) Ребенок произносит текст отчетливо (3 балла);
б) нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса (2 балла);
в) имеет серьезные недостатки в произнесении текста (1 балл).
3. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»
а) Ребенок произносит все звуки и осознает это (3 балла);
б) не произносит некоторые звуки, но осознает это (2 балла);
в) не произносит и не осознает (1 балл).
Старший возраст.(5-6 л.)
1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
3.Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
а) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки (3 балла);
б) называет более двух слов (2 балла);
в) называет одно слово (1 балл).
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро - медленно, тихо -громко - шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
а) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса (3т балла);
б) недостаточно четко произносит (2 балла);
в) не владеет умением замедлять, убыстрять темп (1 балл).
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
а) Ребенок передает заданные интонации (3 балла);
б) передает только вопросительную интонацию (2 балла);
в) повторяет повествовательную интонацию (1 балл).
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Уровень развития межполушарного взаимодействия. | Уровень звуковой культуры речи | ||||||||||||||||||
1. Умение понимать роль звука в слове. | 2. Ориентирование | 3. Проба | 4. Артикуляционные возможности | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | Общий балл | ||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1 | |||||||||||||||||||||
2 |
3.4.Приложения
Приложение 1
Дыхательные упражнения
1. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение -о. с.
1-правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2-как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4. «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться- прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 -плавный выдох через нос.
5. «Губы трубкой»
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 -полный вдох через нос, втягивая живот;
2 -губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3- сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4- пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Приложение 2
Кинезиологические упражнения.
1. «Домик»
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)
2. «Ладошка»
С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
3. «Лезгинка»
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.
4. «Хвалим – ругаем».
Одновременно гладить себя по голове и стучать по животику.
6. «Кулак - ребро-ладонь»
Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.
7.«Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, затем в обратном порядке. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
8«Тучка-солнышко»
Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь с раскрытыми пальцами (сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками одновременно).
9. «Ладушки-оладушки» - правая рука ладонью вниз, левая рука ладонью вверх, одновременно меняем положение рук, можно приговаривать:
Мы играли в ладушки,
Жарили оладушки.
Как пожарим, повернем
И опять играть начнем.
10.«Колено-локоть» - поднять и согнуть в колене левую ногу, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же самое с правой ногой и левой рукой.
11.«Колено-ладонь» - попеременно касаемся правой и левой ладошкой по противоположной ноге, согнутой в колене, затем правая ладонь – правое колено, левая ладонь – левое колено, затем снова по противоположному колену.
12.«Грибочек» - левую ладонь сжимаем в кулак – это ножка грибка, правую ладонь раскрытую кладем сверху – это шляпка грибка, попеременно меняем руки.
13.«Зайка» - шевелим двумя пальцами правой руки (указательный и средний), приговаривая: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Пошел дождик и зайка спрятался под зонтик», раскрытой левой ладонью прикрываем два пальца правой руки. Затем меняем руки.
14.«Кулак-ладонь» - одну ладонь сжимаем в кулак, вторую ладонь раскрытую прислоняем к запястью, затем меняем руки, ускоряя темп.
15.«Капитан» - одну руку раскрытой ладонью прислоняем ко лбу, это «козырек», при этом большой палец прячется внутри ладони, вторую руку сжимаем в кулак, выставляя большой палец, показывая «все хорошо», затем меняем руки. Со временем это упражнение можно усложнить, добавляя хлопок в ладоши перед сменой рук.
16.«Цепочка» - соединяем большие и указательные пальцы на двух руках, образуя звенья цепочки, затем меняем положение рук.
17.«Пальчики шагают» - указательный палец правой руки лежит на большом пальце левой руки, указательный палец левой руки – на большом пальце правой руки, нижние пальцы разъединяем, разворачиваем их наверх и снова соединяем между собой.
18.«Стульчик» - правую руку, сжатую в кулак, прислоняем к раскрытой ладони левой руки, затем меняем руки. Можно усложнить упражнение, добавив хлопок в ладоши.
19.«Дом-ежик-замок» - пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить между собой. Поставить ладони под углом друг к другу, пальцы одной руки расположить между пальцами другой руки. Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Разжать ладони, хлопок, повторить.
3.5. Список литературы:
- Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов М., 2007
- Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. М., 1974.
- Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1990
- Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.2004
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
- Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С. М. Масгутовой. – М., 2000
- Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы кинезиологических упражнений и их влияние на речь ребенка.
Влияние кинезиологических упражнений на развитие речи ребенка. Переченьупражнений с описанием. Обязательные условия для получение максимального результата....
КВЕСТ – ИГРА (с элементами кинезиологических упражнений) «ПОДГОТОВИШКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»
КВЕСТ – ИГРА (с элементами кинезиологических упражнений) «ПОДГОТОВИШКИ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ» для воспитанников подготовительной к школе группы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Волшебные ладошки»
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического раз...
«Применение элементов кинезиологических упражнений в коррекции и развитии эмоционально-волевой, коммуникативной и познавательной сфер у детей дошкольного возраста»
В конспекте мастер-класса представлены кинезиологические упражнения, способствующие познавательному, эмоционально-волевому и коммуникативному развитию дошкольников. Варианты отработки совмес...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленности "Творчество без границ"
Программа кружка «Творчество без границ» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, н...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленнсти "Волшебный мир театра"
Данная программа разработанна с учетом программ С.И. Мерзляковой "Волшебный мир театра" и М.Ю. Картушиной "Зеленый огонек здоровья" для детей 4-5 лет....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающими с элементами кинезиологических упражнений) «Путешествие колобка»
Цель: Закреплять у детей представление о диких животных, их внешнем виде, развитие познавательного интереса к окружающему миру. Задачи: 1. Образовательные:- закреплять знания детей о ди...