Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Волшебные ладошки»
рабочая программа (младшая группа)

Смагина Ольга Александровна

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Чайка»

г. Мичуринска Тамбовской области

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА Педагогическим советом МБДОУ

«Детский сад №7 «Чайка»

Протокол №1 от 25.08.2017г.                                                  

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №7«Чайка»

_______________________Н.Ю. Агаурова

        

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

дошкольного образования

«Волшебные ладошки»

                                                    для детей 3-4 лет

                                                                       срок реализации программы:              

         учебный год

                                                                          Смагина Ольга Александровна

                                            воспитатель

                                                                                                                                       

                                     Пояснительная записка.

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.

Основой для разработки рабочей программы стали:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
  • Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

-    Устава МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка».

Данная программа является модифицированной. За основу взяты:

1. Автор-составитель:Григорьева Г. В., воспитатель МБДОУ ЦРР д/с «Улыбка» г. Черногорск

2. Автор – составитель: Ильина А.А., воспитатель МАДОУ

«Детский сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида» г.Нурлат РТ

                                  Работа с родителями.

Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «оригами»?»,  «Развиваем воображение», «Поделки своими руками», «Ум на кончиках пальцев».

                                 Планируемые результаты.

В ходе кружка «В мире оригами», по данной программе, дети научаться:

  1. самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат».
  2. будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  4. будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  5. разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  6. познакомятся  с искусством оригами;
  7. ориентироваться на листе бумаги;
  8. уметь намечать линии;
  9. тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  10. уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);
  11. добиваться конечного результата;
  12. самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  • умение слушать педагога;
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
  • развитие самоконтроля и самооценки;
  • осознание собственных познавательных процессов.

                               

 Место курса в учебном плане

Программа «В мире оригами» рассчитана на 1 год.

Возраст детей  5-6 лет.

Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Занятие проводиться по понедельник и вторник  в зависимости от графика работы.

Продолжительность занятий  25 – 30  минут.

Год обучения  - первый

Количество занятий в месяц: 4

Количество детей в группе: 10

Количество занятий год: 36

                                     Методическое обеспечение.

Для эффективности работы используют такие методы как:

  • словесные (рассказ, объяснение, поощрение);
  • наглядные (демонстрация образцов, показ, выполнение работ);
  • практические (изготовление поделок).

Формы и типы занятий:

  • вводное;
  • практическое;
  • индивидуальные;
  • занятия закрепления ЗУН;
  • контрольно-проверочное занятие (итоговое).

3.2. Виды и формы контроля.

Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.

Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.

Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки.

Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.

Собеседование – форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса.

Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.

Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.

Выставка – форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей.

           

                             Учебно-тематический план 1 года обучения.

тема занятий

количество часов

всего

теория

практика

1. Вводное занятие

Знакомство с историей искусства оригами.

1

1

2. Материалы и инструменты.

Знакомство со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.

1

1

3. « Сказка Квадратика».

Складывание базовых форм-заготовок.

2

2

4. Изготовления поделок.

Насекомые

Листья, цветы, грибы

Животные, птицы

Новогодние игрушки

Разные поделки

31

2

4

8

9

10

5. Итоговое занятие.

1

1

итого

36

1

35

  Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения.

1. Вводное занятие (1 ч).

Теория: демонстрация поделок. Знакомство с историей искусства оригами.

2. Материалы и инструменты (1ч).

Беседа.

Теория: Материалы и инструменты, необходимые при работе с бумагой.

Практика: Знакомство со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.

3. « Сказка Квадратика» (2ч).

Индивидуальная работа.

Теория: Познакомить с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками.

Практика: Складывать базовые формы-заготовки и называть их правильно.

4. Изготовления поделок (31ч).

Творческая работа.

Теория: рассматривание поделок.

Практика: Изготовление поделок на разную тематику.

5. Итоговое занятие (1ч).

Контрольно-проверочное занятие.

Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного.

Практика: Работа по схемам. Выполнение и оформление работы.

Подведение итогов за год.

         Календарно-тематическое планирование на 1 год

обучения детей 5-6 лет.

месяц

тема занятия

часы

сентябрь

1

Знакомство с историей искусства оригами.

1

2

Знакомство со свойствами бумаги.

1

3

«Сказка квадратика» (базовые формы заготовки)

1

4

«Сказка квадратика» (продолжение)

1

октябрь

5

«Книжка»

1

6

«Листья»

1

7

«Цветок»

1

8

«Гусеница»

1

ноябрь

9

«Мухомор»

1

10

«Дом»

1

11

Закладка из «конфеток»

1

12

«Снежинка»

1

декабрь

13

«Елочка»

1

14

«Снегурочка»

1

15

«Дед Мороз»

1

16

«Снеговик»

1

январь

17

«Снежинка – 2»

1

18

«Звездочка»

1

19

«Еловая веточка с игрушками»

1

20

« Хлопушка»

1

февраль

21

« Пирамидка»

1

22

««Царевна – лягушка»

1

23

«Зайчик»

1

24

«Медведь»

1

март

25

« Сердечко»

1

26

«Колобок»

1

27

«Волк»

1

28

«Лиса»

1

апрель

29

«Кораблик»

1

30

«Ёжик»

1

31

«Бабочка»

1

32

«Рыбка»

1

май

33

«Тюльпан»

1

34

«Лягушонок»

1

35

«Котенок»

1

36

«Мое любимое оригами» - итоговое

1

 Содержание календарно-тематического планирования

первого года обучения детей 5-6 лет.

1. Теория: Знакомство с историей искусства оригами.

Практика: Цель: Познакомить с историей искусства оригами; развивать воображение; воспитывать усидчивость.

2. Теория: Знакомство со свойствами бумаги.

Практика: Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов; научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами.

3Теория: «Сказка квадратика» (базовые формы заготовки).

Практика: Цель: Познакомить детей с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками. Научить складывать базовые формы – заготовки («треугольничек», «дверь», «воздушный змей», «книжка») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами.

4. Теория: «Сказка квадратика» (продолжение).

Практика: Цель: Закрепить складывание базовых форм - заготовок; научить складывать новые базовые формы - заготовки («блинчик», «конфетка», «конверт», «птица») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами.

5. Теория: «Книжка».

Практика: Цель: Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить складывать прямоугольники пополам, совмещаю короткие стороны, вкладывать белые заготовки в цветную деталь. Учить украшать книжечку фигуркой оригами (цветочек). Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

6. Теория: «Листья».

Практика: Цель: Учить складывать квадрат по диагонали, «треугольник», отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

7Теория: «Цветок».

Практика: Цель: Способствовать формированию добрых чувств к близким и радовать их поделками, сделанными своими руками в технике оригами. Развивать память, внимание.

8. Теория: «Гусеница».

Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали; сгибать углы на каждой детали одинаково. Учить рисовать на заготовке глаза, рот. Учить аккуратно работать с клеем.

9. Теория: «Мухомор».

Практика: Цель: Закрепить умение перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Учить детей с помощью надрезов на зеленой полоске снизу делать травку, украшать шляпку белыми кружочками.

10. Теория: «Дом».

Практика: Цель: Закрепить умение в складывании пополам «книжкой», совмещая короткие стороны. Учить надевать крышу, совмещая сгибы, подклеивая детали (дверь, окна, трубу). Воспитывать желание помогать товарищу, сидящему рядом.

11. Теория: Закладка из «конфеток».

Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали; сгибать верхний и нижний углы к месту пересечения линий (базовая заготовка «конфетка»). Учить аккуратно работать с клеем.

12. Теория: «Снежинка».

Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат «конфеткой». Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

13. Теория: «Елочка».

Практика: Цель: Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

14. Теория: «Снегурочка».

Практика: Цель: Учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Снегурочки. Продолжать учить приклеивать отдельные детали. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.

15. Теория: «Дед Мороз».

Практика: Цель: продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Деда Мороза. Формировать самостоятельность, уверенность в себе. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.

16. Теория: «Снеговик».

Практика: Цель: Учить детей из двух прямоугольников делать туловище снеговика. Из квадрата белой бумаги - голову. Продолжать учить украшать поделку недостающими деталями (приклеить нос – морковку, нарисовать глаза, рот). Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

17. Теория: «Снежинка-2».

Практика: Цель: Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

18. Теория: «Звездочка».

Практика: Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.

19. Теория: «Еловая веточка с игрушками».

Практика: Цель: Закрепить умение складывать самостоятельно базовую форму «воздушный змей». Учить детей из заготовок выкладывать еловую веточку, украшать веточку сложенными игрушками. Воспитывать бережное отношение к предметам и материалу.

20. Теория: «Хлопушка».

Практика: Цель: Учить детей складывать углы в складку «гора». Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

21. Теория: «Пирамидка».

Практика: Цель: Продолжать учить складывать базовую форму «конфетка» и на ее основе делать поделку. Воспитывать усидчивость.

22. Теория: «Царевна - лягушка».

Практика: Цель: Учить из двух базовых форм «треугольник» складывать голову и туловище. Закреплять приемы отгибания опущенных углов до сгибов. Воспитывать внимание, усидчивость.

23. Теория: «Зайчик».

Практика: Цель: Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

24. Теория: «Медведь».

Практика: Цель: Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.

25. Теория: «Сердечко».

Практика: Цель: Продолжать учить складывать складки «долина». Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их.

26. Теория: «Колобок».

Практика: Цель: Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.

27. Теория: «Волк».

Практика: Цель: Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

28. Теория: «Лиса».

Практика: Цель: Научить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

29. Теория: «Кораблик».

Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, узкую полоску верхней правой стороны загибать на поверхность треугольника. Воспитывать умение аккуратно работать с бумагой.

30. Теория: «Ёжик».

Практика: Цель: Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

31. Теория: «Бабочка».

Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

32. Теория: «Рыбка».

Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, полученный треугольник пополам. Учить рисовать на заготовке хвост и плавники, вырезать их ножницами. Воспитывать аккуратность в работе с ножницами.

33. Теория: «Тюльпан».

Практика: Цель: Учить выполнять базовую форму «водяная бомбочка», оформлять цветок. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

34. Теория: «Лягушонок».

Практика: Цель: Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

35. Теория: «Котенок».

Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат «книжкой». Учить аккуратно приклеивать хвост к туловищу с изнаночной стороны. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

36. Теория: «Мое любимое оригами». – ИТОГОВОЕ.

Практика: Цель: Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

                Методическое обеспечение.

Для эффективности работы используют такие методы как:

  • словесные (рассказ, объяснение, поощрение);
  • наглядные (демонстрация образцов, показ, выполнение работ);
  • практические (изготовление поделок).

Формы и типы занятий:

  • вводное;
  • практическое;
  • индивидуальные;
  • занятия закрепления ЗУН;
  • контрольно-проверочное занятие (итоговое).

Виды и формы контроля.

Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.

Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.

Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки.

Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.

Собеседование – форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса.

Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.

Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.

Выставка – форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.

Библиотечный фонд книга печати:

  1. Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.

  1. Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.
  2. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
  3. Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки  из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
  4. Сухаревская, О.Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.

Интернет – ресурсы:

1. Галерея оригами: http://www.w3d.ru/gal_orig.htm     

2. Журнал «Оригами» (1996-1998): http://www.aha.ru/-origami   

3. «Путь оригами»: http://www.origami-do.ru  

печатные пособия:  схемы, базовые формы фигур, альбомы демонстраций, карточки, картинки, готовые образцы.

учебно-практическое оборудования:

  • Бумага: цветная из набора; для фона: чертежно-рисовальная, обойная, бархатная,  картон.
  • Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
  • Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
  • Салфетки: бумажная, тканевая. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами. Кисти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки»

Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленности "Творчество без границ"

Программа кружка «Творчество без границ» направлена на развитие у  детей  творчества,  исследовательского  интереса,  пространственных  представлений,  н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленнсти "Волшебный мир театра"

Данная программа разработанна с учетом программ С.И. Мерзляковой "Волшебный мир театра" и М.Ю. Картушиной "Зеленый огонек здоровья"  для детей 4-5 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования "Шахматные сказки"

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Сердцу милый город»

Пояснительная запискаСегодня мы все больше и больше начинаем интересоваться своей историей, возрастает интерес к нашему духовно-нравственному и культурно-историческому наследию.Краеведение ─ одно из с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...