Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Волшебные ладошки»
рабочая программа (младшая группа)
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Чайка»
г. Мичуринска Тамбовской области
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка» Протокол №1 от 25.08.2017г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №7«Чайка» _______________________Н.Ю. Агаурова |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
дошкольного образования
«Волшебные ладошки»
для детей 3-4 лет
срок реализации программы:
учебный год
Смагина Ольга Александровна
воспитатель
Пояснительная записка.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.
Основой для разработки рабочей программы стали:
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ;
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Устава МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка».
Данная программа является модифицированной. За основу взяты:
1. Автор-составитель:Григорьева Г. В., воспитатель МБДОУ ЦРР д/с «Улыбка» г. Черногорск
2. Автор – составитель: Ильина А.А., воспитатель МАДОУ
«Детский сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида» г.Нурлат РТ
Работа с родителями.
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами»?», «Развиваем воображение», «Поделки своими руками», «Ум на кончиках пальцев».
Планируемые результаты.
В ходе кружка «В мире оригами», по данной программе, дети научаться:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат».
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- ориентироваться на листе бумаги;
- уметь намечать линии;
- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать педагога;
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
- развитие самоконтроля и самооценки;
- осознание собственных познавательных процессов.
Место курса в учебном плане
Программа «В мире оригами» рассчитана на 1 год.
Возраст детей 5-6 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Занятие проводиться по понедельник и вторник в зависимости от графика работы.
Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Год обучения - первый
Количество занятий в месяц: 4
Количество детей в группе: 10
Количество занятий год: 36
Методическое обеспечение.
Для эффективности работы используют такие методы как:
- словесные (рассказ, объяснение, поощрение);
- наглядные (демонстрация образцов, показ, выполнение работ);
- практические (изготовление поделок).
Формы и типы занятий:
- вводное;
- практическое;
- индивидуальные;
- занятия закрепления ЗУН;
- контрольно-проверочное занятие (итоговое).
3.2. Виды и формы контроля.
Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.
Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.
Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки.
Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.
Собеседование – форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса.
Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.
Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.
Выставка – форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
тема занятий | количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Вводное занятие Знакомство с историей искусства оригами. | 1 | 1 | |
2. Материалы и инструменты. Знакомство со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. | 1 | 1 | |
3. « Сказка Квадратика». Складывание базовых форм-заготовок. | 2 | 2 | |
4. Изготовления поделок. Насекомые Листья, цветы, грибы Животные, птицы Новогодние игрушки Разные поделки | 31 | 2 4 8 9 10 | |
5. Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
итого | 36 | 1 | 35 |
Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения.
1. Вводное занятие (1 ч).
Теория: демонстрация поделок. Знакомство с историей искусства оригами.
2. Материалы и инструменты (1ч).
Беседа.
Теория: Материалы и инструменты, необходимые при работе с бумагой.
Практика: Знакомство со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.
3. « Сказка Квадратика» (2ч).
Индивидуальная работа.
Теория: Познакомить с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками.
Практика: Складывать базовые формы-заготовки и называть их правильно.
4. Изготовления поделок (31ч).
Творческая работа.
Теория: рассматривание поделок.
Практика: Изготовление поделок на разную тематику.
5. Итоговое занятие (1ч).
Контрольно-проверочное занятие.
Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного.
Практика: Работа по схемам. Выполнение и оформление работы.
Подведение итогов за год.
Календарно-тематическое планирование на 1 год
обучения детей 5-6 лет.
месяц | № | тема занятия | часы |
сентябрь | 1 | Знакомство с историей искусства оригами. | 1 |
2 | Знакомство со свойствами бумаги. | 1 | |
3 | «Сказка квадратика» (базовые формы заготовки) | 1 | |
4 | «Сказка квадратика» (продолжение) | 1 | |
октябрь | 5 | «Книжка» | 1 |
6 | «Листья» | 1 | |
7 | «Цветок» | 1 | |
8 | «Гусеница» | 1 | |
ноябрь | 9 | «Мухомор» | 1 |
10 | «Дом» | 1 | |
11 | Закладка из «конфеток» | 1 | |
12 | «Снежинка» | 1 | |
декабрь | 13 | «Елочка» | 1 |
14 | «Снегурочка» | 1 | |
15 | «Дед Мороз» | 1 | |
16 | «Снеговик» | 1 | |
январь | 17 | «Снежинка – 2» | 1 |
18 | «Звездочка» | 1 | |
19 | «Еловая веточка с игрушками» | 1 | |
20 | « Хлопушка» | 1 | |
февраль | 21 | « Пирамидка» | 1 |
22 | ««Царевна – лягушка» | 1 | |
23 | «Зайчик» | 1 | |
24 | «Медведь» | 1 | |
март | 25 | « Сердечко» | 1 |
26 | «Колобок» | 1 | |
27 | «Волк» | 1 | |
28 | «Лиса» | 1 | |
апрель | 29 | «Кораблик» | 1 |
30 | «Ёжик» | 1 | |
31 | «Бабочка» | 1 | |
32 | «Рыбка» | 1 | |
май | 33 | «Тюльпан» | 1 |
34 | «Лягушонок» | 1 | |
35 | «Котенок» | 1 | |
36 | «Мое любимое оригами» - итоговое | 1 |
Содержание календарно-тематического планирования
первого года обучения детей 5-6 лет.
1. Теория: Знакомство с историей искусства оригами.
Практика: Цель: Познакомить с историей искусства оригами; развивать воображение; воспитывать усидчивость.
2. Теория: Знакомство со свойствами бумаги.
Практика: Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов; научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами.
3. Теория: «Сказка квадратика» (базовые формы заготовки).
Практика: Цель: Познакомить детей с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками. Научить складывать базовые формы – заготовки («треугольничек», «дверь», «воздушный змей», «книжка») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами.
4. Теория: «Сказка квадратика» (продолжение).
Практика: Цель: Закрепить складывание базовых форм - заготовок; научить складывать новые базовые формы - заготовки («блинчик», «конфетка», «конверт», «птица») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами.
5. Теория: «Книжка».
Практика: Цель: Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить складывать прямоугольники пополам, совмещаю короткие стороны, вкладывать белые заготовки в цветную деталь. Учить украшать книжечку фигуркой оригами (цветочек). Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
6. Теория: «Листья».
Практика: Цель: Учить складывать квадрат по диагонали, «треугольник», отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
7. Теория: «Цветок».
Практика: Цель: Способствовать формированию добрых чувств к близким и радовать их поделками, сделанными своими руками в технике оригами. Развивать память, внимание.
8. Теория: «Гусеница».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали; сгибать углы на каждой детали одинаково. Учить рисовать на заготовке глаза, рот. Учить аккуратно работать с клеем.
9. Теория: «Мухомор».
Практика: Цель: Закрепить умение перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Учить детей с помощью надрезов на зеленой полоске снизу делать травку, украшать шляпку белыми кружочками.
10. Теория: «Дом».
Практика: Цель: Закрепить умение в складывании пополам «книжкой», совмещая короткие стороны. Учить надевать крышу, совмещая сгибы, подклеивая детали (дверь, окна, трубу). Воспитывать желание помогать товарищу, сидящему рядом.
11. Теория: Закладка из «конфеток».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали; сгибать верхний и нижний углы к месту пересечения линий (базовая заготовка «конфетка»). Учить аккуратно работать с клеем.
12. Теория: «Снежинка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат «конфеткой». Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
13. Теория: «Елочка».
Практика: Цель: Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
14. Теория: «Снегурочка».
Практика: Цель: Учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Снегурочки. Продолжать учить приклеивать отдельные детали. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.
15. Теория: «Дед Мороз».
Практика: Цель: продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Деда Мороза. Формировать самостоятельность, уверенность в себе. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.
16. Теория: «Снеговик».
Практика: Цель: Учить детей из двух прямоугольников делать туловище снеговика. Из квадрата белой бумаги - голову. Продолжать учить украшать поделку недостающими деталями (приклеить нос – морковку, нарисовать глаза, рот). Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
17. Теория: «Снежинка-2».
Практика: Цель: Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.
18. Теория: «Звездочка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.
19. Теория: «Еловая веточка с игрушками».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать самостоятельно базовую форму «воздушный змей». Учить детей из заготовок выкладывать еловую веточку, украшать веточку сложенными игрушками. Воспитывать бережное отношение к предметам и материалу.
20. Теория: «Хлопушка».
Практика: Цель: Учить детей складывать углы в складку «гора». Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
21. Теория: «Пирамидка».
Практика: Цель: Продолжать учить складывать базовую форму «конфетка» и на ее основе делать поделку. Воспитывать усидчивость.
22. Теория: «Царевна - лягушка».
Практика: Цель: Учить из двух базовых форм «треугольник» складывать голову и туловище. Закреплять приемы отгибания опущенных углов до сгибов. Воспитывать внимание, усидчивость.
23. Теория: «Зайчик».
Практика: Цель: Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.
24. Теория: «Медведь».
Практика: Цель: Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.
25. Теория: «Сердечко».
Практика: Цель: Продолжать учить складывать складки «долина». Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их.
26. Теория: «Колобок».
Практика: Цель: Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.
27. Теория: «Волк».
Практика: Цель: Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.
28. Теория: «Лиса».
Практика: Цель: Научить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
29. Теория: «Кораблик».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, узкую полоску верхней правой стороны загибать на поверхность треугольника. Воспитывать умение аккуратно работать с бумагой.
30. Теория: «Ёжик».
Практика: Цель: Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.
31. Теория: «Бабочка».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.
32. Теория: «Рыбка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, полученный треугольник пополам. Учить рисовать на заготовке хвост и плавники, вырезать их ножницами. Воспитывать аккуратность в работе с ножницами.
33. Теория: «Тюльпан».
Практика: Цель: Учить выполнять базовую форму «водяная бомбочка», оформлять цветок. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
34. Теория: «Лягушонок».
Практика: Цель: Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.
35. Теория: «Котенок».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат «книжкой». Учить аккуратно приклеивать хвост к туловищу с изнаночной стороны. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
36. Теория: «Мое любимое оригами». – ИТОГОВОЕ.
Практика: Цель: Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Методическое обеспечение.
Для эффективности работы используют такие методы как:
- словесные (рассказ, объяснение, поощрение);
- наглядные (демонстрация образцов, показ, выполнение работ);
- практические (изготовление поделок).
Формы и типы занятий:
- вводное;
- практическое;
- индивидуальные;
- занятия закрепления ЗУН;
- контрольно-проверочное занятие (итоговое).
Виды и формы контроля.
Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.
Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.
Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки.
Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.
Собеседование – форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса.
Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.
Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.
Выставка – форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.
Библиотечный фонд книга печати:
- Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
- Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.
- Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
- Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Сухаревская, О.Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.
Интернет – ресурсы:
1. Галерея оригами: http://www.w3d.ru/gal_orig.htm
2. Журнал «Оригами» (1996-1998): http://www.aha.ru/-origami
3. «Путь оригами»: http://www.origami-do.ru
- печатные пособия: схемы, базовые формы фигур, альбомы демонстраций, карточки, картинки, готовые образцы.
- учебно-практическое оборудования:
- Бумага: цветная из набора; для фона: чертежно-рисовальная, обойная, бархатная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
- Салфетки: бумажная, тканевая. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами. Кисти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки»
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленности "Творчество без границ"
Программа кружка «Творчество без границ» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, н...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленнсти "Волшебный мир театра"
Данная программа разработанна с учетом программ С.И. Мерзляковой "Волшебный мир театра" и М.Ю. Картушиной "Зеленый огонек здоровья" для детей 4-5 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленнсти "Волшебный мир театра" 2020 г.
Данный вариант программы расчитан на детей с 5 до 7 лет. Срок реализации 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования "Шахматные сказки"
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Сердцу милый город»
Пояснительная запискаСегодня мы все больше и больше начинаем интересоваться своей историей, возрастает интерес к нашему духовно-нравственному и культурно-историческому наследию.Краеведение ─ одно из с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...