Занятие по развитию речи для средней группы. Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
данное занятие по развитию речи направленно на расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде обитания, назначении, времени сбора. На воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_otkrytoe.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», «ягодах», о среде обитания, назначении, времени сбора.
Образовательные задачи:
-Уточнить и расширить представления детей о грибах и лесных ягодах, их отличительных особенностях.
- Формировать представление детей о месте произрастания грибов и лесных ягод.
-расширить и уточнить словарь по теме.
Развивающие задачи:
- Активизировать речевую деятельность детей.
- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.
- Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя;
- Развивать слуховое внимание, память, мышление.
- Развивать общую и мелкую мимическую моторику.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Ход занятия:
- Орг. Момент
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем « Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
Ребятки ,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик ,слышите как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе ,ты Милана позвони в большой колокольчик.
Воспитатель: А теперь я проверю ,действительно помогли нам колокольчики или они старались зря.
Речевая разминка:
Ла-Ла-Ла осень к нам пришла
Ом-Ом-Ом листья желтые кругом
Та-Та-Та Ах, какая красота!
-Да действительно, мои помощники -колокольчики ,старались не зря.
(садятся на места)
- Основная часть
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в окно залетел осенний лист. Посмотрите, он не простой, на нем что-то написано. Давайте я вам прочитаю.
«Дорогие дети!
Отгадайте загадки:
- Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в … (ЛЕС)
Ребята, почему лес называют зеленым домом?
Дети: потому что в лесу живут животные, птицы, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы, грибы, ягоды.
Воспитатель: сегодня, я вам предлагаю отправиться в гости - в лес.
- как нужно вести себя в лесу?
Дети: вести себя тихо, не разжигать костры в лесу, не бросать мусор.
Воспитатель: Я попрошу вас, встать. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.
Вот мы и в лесу. (Картина осеннего леса)
- посмотрите, осенний лес приготовил нам сюрприз (корзина с грибами и ягодами)
А чтобы вам было удобнее давайте присядем на пенёчки(стульчики)
Давайте угадаем, что приготовил для нас осенний лес.
Загадки:
*Что растет в лесу у дорожки?
Есть у них и шляпки и ножки. (грибы)
*Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети. (ягоды)
В: Ребята, посмотрите сколько много здесь и грибов и ягод- целая корзина! Давайте посмотрим какие грибы и ягоды приготовил для нас осенний лес.
(показываю грибы и сопровождаю рассказом и вывешиванием картинки )
- у пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный
Белый гриб – большой и важный.
В: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает)
В: Какого цвета у гриба шляпка? Какого цвета у гриба ножка? (Ответы детей).
У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный).
В: До чего же хороши
В красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру
Под осиной соберу.
Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик. Что есть у подосиновика? Какого цвета шляпка? А ножка? (Ответы детей)
В: Вот еще один гриб. Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)
В: Под берёзой впереди –
Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…
Ножка в крапинках немножко!
Чем он отличается от подосиновика? (Ответы детей (шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая)).
В: Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.
Кто скажет, почему эти грибы так называются? (Ответы детей (Они рыжие, как лисички)).
В: Вот сколько много грибов прислала нам Осень. Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными.
В: Ребята, а как вы думаете все грибы можно кушать? (Ответы детей)
Правильно, есть грибы съедобные, и несъедобные. Какие вы знаете несъедобные грибы? . (Ответы детей)
В: Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный мухомор!
Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами. Для человека он опасен, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Белочки иногда сушат их на зиму.
В: Вот еще один ядовитый для человека гриб.
Бледнолицые поганки
Бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду.
Обойду и позабуду.
Почему нужно обходить эти грибы стороной? (Ответы детей)
А сейчас мы поиграем.
1.Дидактическая игра «Собери грибы»
На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.
(После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел).
В: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали? Какие грибы остались на полянке? Давайте назовем их.(Ответы детей).
3.Игра с мячом «Один — много».( Воспитатель предлагает детям поиграть в мяч, объяснив, что он будет бросать мяч и называть один гриб, а дети кидать мяч обратно и называть несколько таких же грибов).
В: Ребята, в корзине кроме грибов есть еще и ягоды. Давайте посмотрим какие ягоды нам Осень положила. (Рассмотрение муляжей и предметных картинок с изображением лесных ягод. Воспитатель обращает внимание детей на цвет и форму ягод).
В: Посмотрите, это малина. У нее красные овальные ягоды.
\ Дети, а что вы можете рассказать о цвете и форме лесной ягоды, которая называется – черника (земляника, клюква)?( Ответы детей)
В:. А что можно приготовить из ягод? (Ответы детей).
Из ягод варят варенье, компот, джем, делают повидло, фруктовые салаты, соки, пироги, др. Все это полезное и вкусное».
1. Упражнение «Какой- какое»
(Воспитатель задает вопрос:
«Из земляники варенье будет какое?», а дети отвечают: «Земляничное» и т.д.)
Из черники варенье какое? Из клюквы? Из малины?
Компот из малины, будет какой? Из Земляники? Из черники? Из клюквы?
Повидло из черники? Из земляники? Из малины?
В: Ай да Осень! Какие полезные и вкусные дары она нам послала. Ребята, а что нам послала в корзинке Осень?(Ответы детей)
- Итог занятия
Сейчас снова закрываем глазки. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки. И прилетели назад в группу.
- о чем мы сегодня разговаривали?
- Скажите, что на занятии узнали нового?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Закрепление произношения звука [ Ч ]. Заучивание стихотворения «Скакалочка». Провела: воспитатель- Т.В.Кутузова
Цель: закреплять правильное произношение звука [ч] в речи; развивать слуховое внимание через опознание звука во фразе; упражнять детей в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема занятия: «Знатоки родного языка»
Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении пре...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема занятия “Фрукты”
Задачи:Образовательные: продолжить знакомство с фруктами путем отгадывания загадок; учить описывать фрукты по цвету, форме, размеру; учить использовать прилагательные в речи.Развивающие: раз...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие в страну красивой речи»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением...