Циклы занятий по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Шаймарданова Айгуль Филарисовна

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речевого развития дошкольник познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Сказочная страна Красивой речи»

 для детей старшей группы.

                                                                                               Составила воспитатель:

                                                                                                              Шаймарданова А.Ф.

Нижневартовск

2023

Цель: - формирование умений классифицировать предметы;

Задачи :

  • расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
  • упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;
  • развивать целостное восприятие, образное представление, эмоциональную сферу детей.

Словарная работа: фантазия, солнце, яркое, лучистое, светлое, горячее.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: ребята, мы с вами каждое утро играем, а сегодня у нас будет игра необычная, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, и в путешествии мы отправимся необычным способом. Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (ответ детей: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д.)

Воспитатель: как много вы знаете, но это еще не все. Послушайте загадку:

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно как картинка. (Воздушный шар)

Воспитатель: сегодня мы будем путешествовать на воздушном шаре с помощью фантазии.

Воспитатель: а что это такое фантазия? (Дети рассуждают, что это мечты, выдумка, то чего нет на самом деле, но очень хочется и т. д.).

Воспитатель: правильно ребята, фантазия это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи (включается музыка).

Воспитатель: закройте пожалуйста глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Основная часть:

Воспитатель: вот мы и прибыли. Посмотрите ребята, что это? Перед нами ворота, но мы не можем войти.

Послушайте загадку:

Воспитатель: не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)

Как же нам открыть его? (Дети предлагают, как это можно сделать: ключом, загадкой, стихи прочитать, волшебные слова сказать).

Воспитатель: Давайте попробуем. (пробуем все варианты, не получается открыть).

Воспитатель: Ребята, мы про замок ещё с вами что-то учили, вспоминайте. (Подвожу детей к возможности воспользоваться пальчиковой гимнастикой).

Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок

(соединяем руки в замок, переплетаем пальцы) Кто его открыть бы смог? Покрутили.

(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

Потянули

(раздвигаем в разные стороны ладошки, пальчики по-прежнему сцеплены).

Постучали

(ладошки хлопают друг о друга, пальцы остаются в замке)

И открыли!

(расщепляем ладошки)

Замок открыли, молодцы!

Ой, ребята, здесь письмо!

Письмо: «Дорогие, любимые ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну.  Помогите нам расколдовать страну.»

Воспитатель: нужно помочь жителям страны. Поможем? (Да)

Воспитатель читает загадку:

Среди поля голубого, яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит.

Светит весело в оконце.

Догадались? Это (Солнце)

Воспитатель: а какое это солнышко, посмотрите (круглое, жёлтое)

  • Ребята, а какое у него настроение (грустное).
  • Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков, злые волшебники разбросали лучики).
  • Как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
  • Надо выполнить задания и собрать все лучики.

Задание 1. С мячом – назови ласково.

Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково. (кот-котик, слон-слоник и т.д.) Наоборот. Слова антонимы: мало- много, светло-темно и т. д.

Прикрепляем первый лучик к солнышку. Дети садятся.

Задание 2. Назови, одним словом.

Воспитатель показывает предметы, а дети перечисляют и обобщают одним словом (перец, лук, помидор, огурец, морковь – овощи; яблоко, груша, апельсин, киви – фрукты).

Прикрепляем второй лучик к солнышку.

Задание 3. Четвертый лишний.

Воспитатель перечисляет предметы, а дети говорят, что лишнее и почему они так считают (можно словесно перечислять, можно на экране показать, либо на листочке).

Прикрепляем третий лучик к солнышку.

Задание 4. Физ. минутка. Деление слов на слоги.

Воспитатель: В стране Красивой речи тоже любят играть, как и мы с вами. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по кругу. Колокольчик не звенит, дети останавливаются. Воспитатель показывает картинку, называет предмет дети хлопками делят слово на слоги. (кот, но-ра, со-ба-ка и т.д.).

Прикрепляем четвертый лучик к солнышку.

Задание 5. Составление рассказа с использованием мнемотаблицы.

Прикрепляем пятый лучик к солнышку.

Задание 6. Назови признаки.

В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

Воспитатель: матрешка из дерева, значит она деревянная, дом из кирпича, значит кирпичный дом.

Прикрепляем шестой лучик к солнышку.

Прикрепляется к солнышку последний лучик. Мы помогли им, выполнили все задания, собрали все лучики. (поступает видео сообщение внаём  жители страны Красивой речи говорят нам спасибо).

Заключительная часть:

Воспитатель: какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло).

Воспитатель говорит пословицу:

При матери – добро,

При солнышке – тепло.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!

Воспитатель: понравилось вам наше путешествие? (ответы детей).

Что позволило нам позволило помочь жителям волшебной страны?

Какое задание для вас было самым сложным?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с элементами ТРИЗ «Знакомство с игрой квест»

 для детей средней группы.

                                                                                               Составила воспитатель:

                                                                                                              Шаймарданова А.Ф.

Нижневартовск

2023

Цель: укрепление и систематизация  знания детей о транспорте.  

Задачи:

  • Познакомить детей с новой игрой «Квест».
  • Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
  • Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте) Я очень рада всех вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг - друга улыбкой! А давайте ещё и обнимемся!

(Дети и воспитатель садятся на коврик).

Воспитатель: у меня для вас есть новая игра, которая называется «Квест». Для этой игры нам нужна карта, (демонстрирует детям карту) на которой нарисованы задания, которые нужно выполнить нам с вами вместе. Передвигаться мы с вами будем по стрелочки. Вы хотите поиграть со мной в новую игру «Квест»?

Дети: да- а- а!

Воспитатель: отлично! А на чем мы с вами будем передвигаться по карте, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Что за птица:

Песен не поёт, гнезда не вьёт, Людей и груз несёт?..

Дети: это самолет.

Воспитатель:

Мы сегодня с вами будем летать на самолете, а самолет приземляется в аэропорту. Аэропорт — это вокзал, где пассажиры ожидают самолёт. Дети расправляйте крылья самолета, и полетели за мной выполнять 1 задание игры.

Воспитатель: - Внимание! Мы с вами прилетели на первую остановку, которая называется Загадайка. Давайте посмотрим на карте, где мы сейчас с вами.

1 остановка «ЗАГАДАЙ-КА» Здесь мы будем отгадывать загадки.

  1. Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нём

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

  1. Смело в небо проплывает, обгоняя птиц полёт

Человек им управляет, что такое (самолет)

  1. Ходит город-великан на работу в океан (корабль)  
  2. «Чух-чух, ту-ту!», - крича порой, Вагоны тащит за собой.

Имя множество колес,

По рельсам едет …

(паровоз)

5. Я важная машина,

 есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы. По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок. (грузовик)

Воспитатель: замечательно ребята, давайте перечислим все слова отгадки.

(автобус, грузовик, паровоз, самолет, карабль ).

Как все слова можно назвать одним словом? (транспорт)

Ребята, а зачем человеку нужен транспорт?

(что бы передвигаться  на разные расстояния)

Воспитатель: а какие виды транспорта вы знаете? (наземные, водные, воздушные)

Воспитатель: автобус какой вид транспорта – наземный

Воспитатель: а почему он наземный? (потому что он ездит по земле)

Воспитатель: а самолёт тоже ездит по земле? (Самолёт летает по небу, по воздуху- (воздушный)

-Лодки, корабли? (плавают по воде)

  • Значит этот вид транспорта называется (Водный)
  • Ребята, а как называется транспорт который перевозит груз? (грузовой)

-А на каком транспорте ездят люди? (пассажирский)

Воспитатель: ну что давайте посмотрим куда нам нужно следовать дальше, и полетим выполнять следующее задание.

-Посмотрите, мы прибываем в аэропорт …….

2. остановка «ПОИГРАЙ –КА»

ФИЗМИНУТКА «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

  Воспитатель: Давайте посмотрим, куда нам дальше лететь? (смотрят на карту). Полетели.

3. остановка «УПРАВЛЯЙ – КА»!

Воспитатель: Скажите, а транспорт сам по себе едет или им управляют?

(транспортом управляет человек)

  • Верно ребята.
  • Я буду показывать карточки с картинками, и буду задавать вопрос «Кто управляет той или иной техникой? А вы мне будете отвечать.

Кто управляет

 АВТОБУСОМ-ВОДИТЕЛЬ

САМОЛЁТОМ-ПИЛОТ

ПОЕЗДОМ-МАШИНИСТ

КОРАБЛЕМ-КАПИТАН

МОТОЦИКЛОМ-МОТОЦИКЛИСТ

ГРУЗОВИКОМ-ШОФЁР

ВЕРТОЛЁТОМ-ЛЁТЧИК, ВЕРТОЛЁТЧИК

РАКЕТОЙ-КОСМОНАВТ

-Молодцы, справились с заданием!

Полетели дальше!

  • Мы приближаемся к аэропорту…….

4. остановка «ВЫБИРАЙ –КА» 

ИГРА «четвертый лишний»

Воспитатель: я буду перечислять названия транспорта, а вы определите, что лишнее и объяснить почему так считаете.

1 ИГРА:

  1. ЛОДКА, ПАРАХОД, САМОЛЁТ, КАТЕР
  2. ПОЛИЦЕЙСКАЯ МАШИНА, ПОЖАРНАЯ МАШИНА, ПОЕЗД
  3.  ЛЕГКОВАЯ МАШИНА, САМОСВАЛ, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС Воспитатель: Дети ну что отправляемся дальше в путешествие? Тогда полетели за мной.  И вот мы прилетели в аэропорт……

 5. остановка «Собирай-ка».

Следующее задание такое. На столах лежат геометрические фигуры, они не простые в них есть секрет. Если их правильно собрать, то получится картинка. А какая, мы сейчас узнаем.

(воспитатель делит детей на 2 команды).

Воспитатель: и что у вас получилось? Молодцы все правильно собрали.

Давай посмотрим на карту что еще нам осталось выполнить.

Мы все задания выполнили. Значит игра подошла к концу. Полетели обратно в Детский сад. Глушите свои самолеты. (Дети вместе с воспитателем садятся на коврик).

 Рефлексивный 

Воспитатель: давайте вспомним в какую игру мы с вами играли сейчас?

 А какие задания мы выполняли в игре «Квест»?

Что понравилась больше всего (спросить у 3 детей).

Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Мы с вами вмести смогли только справиться со всеми заданиями. По одиночке у нас бы не чего не получилось. Но это ещё не всё!

Всегда в конце игры «Квест» игроки получают награду.

Но это тоже маленькое задание!

 «Сюрприз»! (дети получают медальки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий по развитию речи

развитие связной речи 9составление описательных рассказов)  с использованием графических таблиц....

Цикл занятий по развитию речи в подготовительной группе

Цикл занятий разработан с учётом опыта работы по развитию речи дошкольников. Обьединяет занятия общая тема - "Животные"...

Цикл занятий по развитию речи для детей второй младшей группы

На занятиях решаются задачи по звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи, по развитию связной речи, по формированию словаря дошкольников. Все занятия объединены темой о живот...

Цикл занятий по развитию речи старший дошкольный возраст

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение г.Нижневартовск детский сад №15 «Солнышко»Конспект занятияРассматривание картины Васнецова«Иван-царевич на сером коне»старший дошколь...

Цикл занятий по развитию речи

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи, формирование грамматического строя речи....

Методическая разработка Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пеленок»

    Программа составлена на основе Интерактивной программы «Говорим с пеленок» (Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко)      Отличительная особенность данного ц...

Цикл занятий по развитию речи

Материалы адресованы воспитателям младшей группы ....