Цикл занятий по развитию речи
методическая разработка по обучению грамоте на тему
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи, формирование грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития
План серии занятий
с детьми среднего дошкольного возраста
Приоритетная задача речевого развития серии занятий: Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
№п/п | Наименование занятий | Оборудование |
1. | Составление описания предмета с использованием игрушек диких животных | Игрушки: лиса, заяц, медведь, загадки про лесных животных |
2. | Составление описания предметов с использованием картинок «Домашние и дикие животные» | Набор картинок «Домашние животные» (кошка с котенком, собака с кутенком, корова с теленком), «Дикие животные» |
3. | Составление связного высказывания «В гостях у лесника» | Игрушка – Лесник, картинка лес, игрушка из кукольного театра белочка |
4. | Составление рассказа «Кто заблудился?» | Игрушка – зайчик, иллюстрации фруктов, овощей |
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Дикие животные»
Приоритетная задача: Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;
Развивающие задачи:
- Формировать умение понимать поставленную задачу;
- Закрепить навыки правильного произношения;
- Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
- формировать грамматический строй речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Воспитывать взаимопомощь .
Методические приемы:
Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием игрушек диких животных), развивающие игры «Найди первый звук», «Красный и зеленый», динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.
Материал:
Кукла Лунтик, различные игрушки, зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка).
Словарная работа:
Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.
Индивидуальная работа:
Индивидуальные беседы описательной тематики.
- Мотивация.
Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.
- Это сказочный зверек лилового цвета.
- Он упал с Луны.
- Этот зверек очень любознательный.
- у него много друзей.
Дети: Лунтик.
Воспитатель: Правильно, это Лунтик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не напугался.
Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» тихо (шепотом).
Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем Лунтика чуть погромче.
Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громче .
Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем Лунтика громко.
Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громко.
На ширме появляется Лунтик.
Лунтик: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?
- Проблема.
Воспитатель: Лунтик, конечно мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем о наших любимых игрушках. Ребята будут описывать свои любимые игрушки, а ты Лунтик постарайся угадать какая это игрушка.
Составление описательных рассказов.
Рассказывание об игрушке проводится по вопросам воспитателя. Описывая с воспитателем игрушки зайца, лисы, медведя, которые угадывает Лунтик, дети отвечают на вопрос какой? Затем воспитатель обращает внимание детей не только на внешний вид зверей, но и на черты характера.
Воспитатель: А еще, Лунтик, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька», ребята, давайте покажем, как мы играем с Ванькой-Встанькой.
- Динамическая пауза « Ванька – Встанька».
Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,
Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево
Сядь немножко посиди. Приседания
По дорожке походи. Ходьба
Одевай рубашку. Повороты туловища
Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны
- Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Лунтик, поиграть вместе с нами. Возьмите сигнальные карточки, если вы услышите правильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять зеленую карточку, если неправильное – красную.
Примеры:
Кукла Вукла Тукла Нукла | Ташина Дишина Нашина Машина | Кирамидка Пирамидка Нирамидка Сирамидка | Мубик Субик Кубик Мубик |
Лунтик: А я тоже знаю очень интересную игру «Найди первый звук». Назовите игрушки в названии который первый звук с (с'), з (з'), л л(л').
- Рефлексия.
Лунтик: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать игрушки своему другу Кузе. Спасибо вам. До свидания.
- Итог.
Воспитатель: Мы с вами сегодня не просто поиграли с Лунтиком, но и вспомнили, как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, а теперь нарисуйте свою любимую игрушку.
- Практическое задание «Моя любимая игрушка» на развитие мелкой моторики рук.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Домашние и дикие животные»
Приоритетная задача: Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
- Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;
Развивающие задачи:
- Формировать умение понимать поставленную задачу;
- Закрепить навыки правильного произношения;
- Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
- Формировать грамматический строй речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Воспитывать взаимопомощь .
Методические приемы:
Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.
Материал:
Картинки с животными, альбомные листы, карандаши
Словарная работа:
Расширить активный словарь за счет глаголов, качественных прилагательных.
Индивидуальная работа:
Индивидуальные беседы описательной тематики.
Литература:
- Мотивация.
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в зоопарк. И поедим мы на волшебном паровозике, но сесть в паровозик можно лишь, когда правильно ответишь на вопросы. Начинаем!
Слон большой, а собачка….(маленькая).
Летом тепло, а зимой …(холодно).
Кресло мягкое, а стул…(жесткий).
Дорога широкая, а тропинка…(узкая).
Мама молодая, а дедушка…(старый).
Соль соленая, а сахар…(сладкий).
Лимон кислый, а лук…(горький).
Дерево высокое, а кустик…(низкий).
Веревка толстая, а нитка…(тонкая).
У коровы хвост длинный, а у козы…(короткий).
Береза белая, а черника…(черная).
Все заняли свои места?
- Игра на обогащение словарного запаса за счет глаголов.
Воспитатель: А кто живет в лесу?
Дети: Животные.
Воспитатель: Назовите животных, которые живут в лесу. Как их называют, одним словом?
Дети перечисляют диких животных.
Воспитатель: Назовите животных, которые живут рядом с людьми. Как их, называют, одним словом?
Дети перечисляют домашних животных.
- Проблема.
Воспитатель: Станция «Зоопарк». Выходите и посмотрите по сторонам, вы кого-нибудь видите? Видно животные решили с нами поиграть в прятки. Я буду описывать животное, а вы должны его угадать. Если вы правильно его угадаете, то оно непременно покажется.
Воспитатель описывает животное, дети угадывают. Если дети отгадали правильно, на мольберт выставляется картинка, на котором изображено описываемое животное. Потом воспитатель предлагает детям описать животное. (Ребенок выбирает картинку с животным, но не показывает другим детям, и описывает по схеме).
- Динамическая пауза.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем, вместе с мишкой сделаем разминку.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.
Потянулся он со сна: Потягивания – руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, Руки к плечам.
Головой медведь крутил. Вращение головой.
Наклонился взад-вперед, Наклоны.
Вот он по лесу идет. Ходьба на месте.
Ищет мишка корешки,
И малиновые кусты. Повороты туловища.
Наконец медведь наелся
И на бревнышко уселся. Дети садятся на места.
- Игра на формирование грамматического строя речи.
Воспитатель: Посмотрите, сколько животных в зоопарке. Один медведь – а если их много, как надо сказать..медведи.
Лиса…лисы.
Заяц…зайцы.
Волк…волки.
Корова…. коровы.
Белка…белки.
Собака..собаки.
Кошка…кошки.
- Игра на обогащение словаря.
У животных тоже есть мамы, папы и детки.
У тигра…тигренок.
У лисы…лисенок.
У медведя…медвежонок.
У белки…бельчонок.
У зайца…зайчонок.
А у домашних животный: у коровы…теленок.
У лошади…жеребенок.
У кошки..котенок.
У собаки…щенок.
У свиньи…поросенок.
Воспитатель: А вы знаете, как животные разговаривают?
Игра: «Кто как разговаривает».
- Я буду показывать картинки с животными, а должны правильно назвать голос.
Корова…мычит.
Лошадь…ржет.
Коза…блеет.
Свинья…хрюкает.
Собака…лает.
Кошка…мяукает.
Тигр…рычит.
Волк…воет.
Медведь…ревет.
- Игра на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Воспитатель: Мы отправляемся в детский сад, а чтоб нам не скучно было ехать, мы с вами поиграем. Покажите мне рисунок с животным в названии, которого есть звук с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.
- Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в зоопарке? Каких животных мы встретили? Какие животные вам нравятся? Почему?
- Итог.
Мы с вами хорошо умеем описывать животных, вы можете поиграть в игры, в которые мы с вами играли сегодня.
- Практическое задание.
«Мое любимое животное» на развитие мелкой моторики рук. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «В гостях у лесника»
Приоритетная задача: Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста; упражнять детей в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;
Развивающие задачи:
-Формировать умение понимать поставленную задачу;
-Закрепить навыки правильного произношения;
-Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
-Формировать грамматический строй речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Воспитывать взаимопомощь
Методические приемы:
Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.
Материал:
Графическая схема описания посуды, иллюстрации с изображением посуды, различные предметы посуды, альбомные листы, карандаши, трафареты «Посуда»
Словарная работа:
Расширить активный словарь за качественных прилагательных.
Индивидуальная работа:
Индивидуальные беседы описательной тематики.
- Мотивация.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет? На ширме появляется кукла –дедушка Лесник. Здравствуйте, вы кто?
Лесник: Я, дедушка Лесник. Я слежу за порядком в лесу и охраняю его. Ребята,у меня случилось горе. Я не могу дойти до своего дома в лесу.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Леснику разобраться по картинке, где находится его домик и как до него дойти. А пока мы будем искать нужную тропинку, назовите какой дом у дедушки Лесника, если он находится в лесу?
Дети называют домик «лесной».
Воспитатель: К дому Лесника ведет тропинка узкая, а дорога…. (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты ….(низкие). Вот речка глубокая, а ручеек… (мелкий). Как много тропинок в лесу! По какой нам пойти? У кого спросить? А вот, белочка! Как найти дорогу к Леснику?
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый устанавливает декорацию ветки; белка прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белочку для Лесника.
Лесник благодарит детей за помощь и приглашает детей в гости в свой лесной домик.
- Игра «Подскажи словечко» на обогащение словаря, развитие внимания.
У стола стоит Алешка,
Он раскладывает…ложки.
Помогает Милочка –
Всем кладет по …вилочке.
Маленькая Эллочка
Принесла…тарелочки.
А теперь с Наташкой
Ставит к блюдцам…чашки.
Возле них Аленка
Сыплет соль в …солонку.
В кухне варит Юля
Вкусный суп в..кастрюле.
Жарит ловко на огне
Блинчики в …сковороде.
Помогает ей Иришка –
От кастрюли держит…крышку.
Старший брат Егорка
Трет морковь на…терке.
Ну, а бабушка варвара
Села рядом с …самоваром,
Говорит: - Как рада я!
Хороша у нас семья!
Лесник: Ребята, я всегда угощаю гостей вкусным ягодным чаем. А вот мой любимый чайник.
Воспитатель: А мы знаем стихотворение о чайнике. Мы его расскажем и покажем:
- Динамическая пауза. «Чайник»
Привет, я чайник Руки вверх, помахать ими.
Большой и толстый. Руки на пояс, наклоны вправо-влево.
Вот моя ручка, Правую руку на пояс.
А вот мой носик. Левую руку вверх – рывки руками.
Если буду кипеть, Повороты кругом.
Я буду свистеть
С печки меня возьмешь, Наклоны вперед.
Чаю себе нальешь. Дети садятся на свои места.
- Игра на расширение словаря.
Лесник: Вот какая у меня красивая посуда.
Если стакан из стекла, какой он…стеклянный.
Тазик из меди…медный.
Ваза из хрусталя…хрустальная.
Ложка из метала…металлическая.
Кастрюля из алюминия…алюминиевая.
Тарелка из фарфора…фарфоровая.
- Игра на развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия.
Лесник: Ах, какие вы молодцы, помогли мне добраться домой, а какие вы умные… Повторяйте за мной:
Громко: Ар-ар-ар – вот закипел самовар.
Тихо: Ку-ку-ку - я заварку принесу.
Громко: Щу-щу-щу – И вас чаем угощу.
- Рефлексия.
Лесник: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы описывать умеете, и помогли мне найти дорогу. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.
- Итог.
Мы с вами хорошо умеем описывать. А теперь вы можете взять трафаретки и нарисовать тропинку к домику Лесника.
- Практическое задание.
«Дорога к домику Лесника» на развитие мелкой моторики рук с использованием трафареток. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Кто заблудился?»
Приоритетная задача: Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста; учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобные слова в связное высказывание.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;
Развивающие задачи:
-Формировать умение понимать поставленную задачу;
-Закрепить навыки правильного произношения;
-Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
-Формировать грамматический строй речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Воспитывать взаимопомощь .
Материал:
Игрушка зайчика, иллюстрации с изображением овощей и фруктов, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы, карандаши.
Словарная работа:
Расширить активный словарь качественными прилагательными.
Индивидуальная работа:
Индивидуальные беседы описательной тематики.
- Мотивация.
На ширме появляется кукла Зайчик
Воспитатель: Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц)
Воспитатель: Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька)
Воспитатель: Здравствуй, Зайчик. Чем ты так озабочен, что у тебя случилось?
Зайчик: Здравствуйте, ребята.
Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал.
Воспитатель: Почему зайчик заплакал? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный)
Воспитатель предлагает детям закончить предложения.
«Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом)».
«Если зайчик уколол лапку, мы…. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».
Воспитатель: Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.
Ребята составляют коллективное связное высказывание, каждый ребенок продолжает предложение, начатое взрослым или ребенком.
Зайчик: Ребята, я хочу кушать.
Воспитатель: Что кушает зайчик? (дети отвечают)
- Лексико-грамматические упражнения.
«Овощ или фрукт?» - дифференциация овощей и фруктов. Воспитатель раздает детям картинки с изображением овощей и фруктов. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт?»
Дети: Яблоко – это фрукт или Помидор – это овощ.
«Что у кого?» - составление сложных предложений с союзом а.
Воспитатель: Таня, что у тебя, а что у Коли?
Дети: У меня яблоко, а Коли огурец. И так далее.
- Проблема.
Зайка: Я люблю кушать морковку, капусту – овощи, только как я их узнаю?
Воспитатель: Мы тебе поможем. Мы опишем овощи и фрукты и, придя на базар, ты сразу их узнаешь.
Для примера первым описывает воспитатель, а потом дети (3-4)
Зайка: Я все понял, спасибо вам, ребята. Я побежал скорее на рынок.
Воспитатель: А мы пока отдохнем.
- Динамическая пауза «Овощи».
Перед каждым упражнением воспитатель показывает муляжи овощей.
На огород мы побежим, что растет там поглядим. Бег по кругу.
Под листочками на грядке
Огурцы играют в прятки. Наклоны туловище вправо – влево.
А зеленый кабачок
Повернулся на бочок: Руки на поясе, повороты вправо-влево
Сладко спит на грядке,
Как малыш в кроватке. Ладошки сложить вместе, приложить к щеке, наклоны головы
А зеленая стрела
Очень быстро подросла. Встать на носки, поднимая руки вверх.
Жаль, нельзя взлететь стреле –
Крепко держит лук в земле. Приседания.
Смотрит с грядки грустно – грустно
Белоснежная капуста. Ходьба на мете.
Целый месяц солнце грело,
А она не загорела. Подскоки.
- Упражнение «Назови по образцу» - образование качественных прилагательных.
Зайка: Я все купил и теперь приготовлю вкусный обед: поджарю картошку, подварю свеклу…
Воспитатель: Зайка, ты не правильно говоришь.
Зайка: А как надо правильно?
Воспитатель: Жарить картофель – значит, он какой?...жаренный.
Варить свеклу – значит, она какая?..вареная.
Парить репу – значит, она какая?..пареная.
Солить капусту - …соленая.
- Упражнение «Исправь Зайкины ошибки» - поиск грамматических ошибок.
Зайка: Ой, как весело получается, я делаю ошибки, а вы исправляете. Давайте еще поиграем:
Маша приготовила картошка пюре….картофельное пюре.
Папа принес кабачок икру…кабачковую икру.
Бабушка испекла яблоко пирог…яблочный пирог.
В магазине яблоко сок…яблочный сок.
Мама сварила груша компот…грушевый компот.
- Упражнение «Угадай слово» - работа над звуковой стороной речи.
Зайка: Поиграем в загадки? Что в корзине у меня – сли…ва, яб..локо, гру..ша, капу..ста, кааба…чок, поми..дор, огу..рец.
- Рефлексия.
Зайка: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы мне помогли разобраться. Я теперь знаю, как узнать овощи и фрукты. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.
- Итог.
Воспитатель: Мы не только помогли Зайке, но и сами повторили, что называется овощами, а что фруктами. Описали фрукты и овощи.
- Практическое задание (по выбору детей).
Рисование, штрихование овощей и фруктов с помощью трафареток, настольные игры « Разложи фрукты и овощи», «В суп – в компот», «Собери картинку» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
цикл занятий по развитию речи
развитие связной речи 9составление описательных рассказов) с использованием графических таблиц....
Цикл занятий по развитию речи в подготовительной группе
Цикл занятий разработан с учётом опыта работы по развитию речи дошкольников. Обьединяет занятия общая тема - "Животные"...
Цикл занятий по развитию речи для детей второй младшей группы
На занятиях решаются задачи по звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи, по развитию связной речи, по формированию словаря дошкольников. Все занятия объединены темой о живот...
Цикл занятий по развитию речи старший дошкольный возраст
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение г.Нижневартовск детский сад №15 «Солнышко»Конспект занятияРассматривание картины Васнецова«Иван-царевич на сером коне»старший дошколь...
Методическая разработка Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пеленок»
Программа составлена на основе Интерактивной программы «Говорим с пеленок» (Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко) Отличительная особенность данного ц...
Циклы занятий по развитию речи
Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С ...
Цикл занятий по развитию речи
Материалы адресованы воспитателям младшей группы ....