Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соловьева Елена Александровна

Обогащать словарный запас и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи, внимание и память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»

Цель: обогащать словарный запас и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи, внимание и память.

 Задачи: - упражнять детей в нахождении звука в словах, развивать фонематический слух; - закреплять знания детей об антонимах; - закреплять умение детей правильно делить слова на слоги; - развивать у детей слуховое восприятие, грамматически правильную речь, добиваться полных ответов на вопросы. - воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, интерес к занятию, желание учиться. - создавать положительный эмоциональный фон.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

-Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли

- Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

II. Артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы будем заниматься развитием речи! Мы поиграем в игры. Благодаря этим играм мы научимся грамотно говорить и узнаем много новых слов.

- Ребята! Я знаю что вы любите фантазировать, играть в различные игры.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать

- Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания .В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье. Ну что отправляемся?

III. Основная часть занятия.

-Кто же нам первый встретится?

Вот мы видим чей-то домик,

Он стоит на берегу,

И частенько ходит кролик,

В гости к другу своему.

Друг его, он очень умный,

Носит круглые очки,

Собирает раритеты,

Кто же это сообщи?

-Ребята, а вот и домик Ежика. 

Ежик просит вас помочь ему подобрать слова.

1.Игра «Подбери признак».

Ребята, я буду называть существительное, а вы, отвечать на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Например: Зима какая? Морозная.

Зима (какая?) - … (холодная, морозная, снежная, вьюжная, суровая, лютая).

Снег (какой?) - … (мокрый, холодный, белый, пушистый, серебристый, хрустящий, рыхлый).

Снежинка (какая?) – (красивая, легкая, хрупкая, воздушная, шестиугольная нежная, блестящая, маленькая, узорчатая)

Сосулька (какая?) - … (ледяная, хрупкая, холодная,).

Мороз (какой?) - … (крепкий, трескучий, холодный, сильный).

Горка (какая?) - … (снежная, ледяная).

Лёд (какой?) - ... (прозрачный, скользкий, хрупкий, прозрачный

- Молодцы! Ёжику мы помогли. Оправляемся дальше?

- Вот мы видим дом красивый,

А вокруг растут цветы,

А хозяйка то ну просто

Королева красоты.

Ну конечно это Нюша! -Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.

2. Игра «Многозначные слова».

- Как вы думаете, что такое КОСА.

- Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент.

- Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много.

-Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.

- Как называется слово, у которого несколько значений?

-Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.

-Попробуйте объяснить значения слова КРАН.

- Как называются слова, у которых несколько значений?

- Молодцы! С заданием Нюши справились.

- Отправляемся в гости к следующему герою.

Этот домик разноцветный,

Как хозяин длинноух!

Этот милый кролик Крош!

- Крош предлагает нам немного отдохнуть. 

3. Зрительная гимнастика «Снежки».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

- Немного отдохнули, надо дальше идти, мы должны выполнить все задания, чтобы получить ордена от Совуньи

- Чей же следующий домик?

- Перед нами дом зелёный

Он такой из-за травы,

Проживает там учёный,

Он ценитель красоты!

В этом доме много книжек,

И планеты сей муляж,

Называет его глобус.

Кто же это?

Ну конечно же – Лосяш!

4 Игра «слова с противоположным значением».

- Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.

ВСТАТЬ – ЛЕЧЬ

МИРИТЬСЯ- ССОРИТЬСЯ

БЕЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ

ЛЕТО-ЗИМА

ХОЛОДНО-ЖАРКО

ВЕСЕЛО-ГРУСТНО

УЗКИЙ-ШИРОКИЙ

ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ

ХМУРИТЬСЯ- УЛЫБАТЬСЯ

ДЕНЬ-НОЧЬ

-Какие вы у меня молодцы!

Лосяш предлагает поиграть еще в одну игру.

 5. Игра «Один – много» (с мячом)

-Снежок – снежков.

-Снеговик – снеговиков.

-Метель – метелей.

-Снежинка – снежинок.

-Коньки – коньков.

- Шапка- шапок.

- Шуба- шуб.

-Снегопад – снегопадов.

-Льдинка – льдинок.

-Мороз –морозов.

Молодцы!

- Слушаем загадку. О следующем герое.

А вы знали, на деревьях

Тоже можно строить дом?

В этом доме есть варенье,

Чай лечебный в доме том.

Очень мудрая хозяйка,

Энергична хохотунья,

Если кто-то заболеет,

То идёт всегда к Совунье!

Совунья предлагает вам поиграть с ней в игру.

6.Игра «Подбери слова».

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет…

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится…

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются.

  7. Упражнение «Составь слово из слогов»

ма -зи (зима); ки- сан (санки);

роз –мо (мороз); га- вью (вьюга), жок – сне (снежок).

Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили. Совунья всем вам вручает медали за хорошую работу.

IV. Заключительная часть занятия.

- Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов.

Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?

Скажите трудные были задания?

А какое задание вам больше всего понравилось?

Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили. Совунья всем вам вручает медали за хорошую работу.

Спасибо вам за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения».

Конспект занятия  по развитие речи  в подготовительной группе«Лексические игры и упражнения».Воспитатель:Кажимова Е.Р.Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слухово...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения по теме «Зима»

В занятии используются игры и упражнения, направленные на развитие речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»

Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи: - Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы; - Закрепить и обобщит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе :"Лексические игры и упражнения".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры и упражнения Цель:обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие ре...