Проект «В гостях у сказки»
проект по развитию речи (средняя группа)
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» р.п. Лысые Горы
Лысогорского района Саратовской области
Проект
«В гостях у сказки»
Подготовили воспитатели:
Денисова Л.В. (1 категория)
Бондаренко Е.Б.(1 категория)
Жидкова О.А.
2022 – 2023 учебный год.
Актуальность.
Изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделено создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель: Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Задачи проекта:
Обучающие:
-Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире.
- Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
- Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.
Развивающие:
- Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
- Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
- Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам.
Воспитательные:
-Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
В работе с родителями:
- Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
- Активное включение родителей в образовательный процесс.
Тип проекта: информационно - творческий
Вид проекта: долгосрочный ( сентябрь 2022г. – май 2023г.)
Участники проекта: воспитатели средней группы, дети средней группы «Звёздочки», родители детей.
Возраст детей: от 3,5 до 5 лет.
Ожидаемый результат:
• повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
• повысится: точность, связность и выразительность речи;
• развиваются творческие способности;
• повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
• дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и с удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
• родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
• Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.
Этапы реализации проекта
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап |
| сентябрь 2022г. |
2 этап | Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями. | Октябрь 2022г. - апрель 2023г. |
3 этап | Презентация результатов деятельности | май 2023г. |
Формы взаимодействия с детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- слушание музыки;
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные, театрализованные)
- презентации
- Работа с родителями
- 1. Родительское собрание: Развитие речи детей на пятом году жизни: «Мнемотехника для детей дошкольного возраста» - ноябрь.
- 2. Консультация для родителей "Как учить ребенка описывать увиденное?" - декабрь.
- 3. Папки передвижки «Что такое мнемотехника?», «Мнемотехника для детей среднего дошкольного возраста» - декабрь.
- 4. Папка передвижка "Составляем и используем мнемотаблицы дома" - февраль.
- 5. Консультация для родителей "Развиваем и обогащаем словарный запас детей" - март.
- 6. Оформление с родителями рисунков для выставки: «Ох уж эти сказки!» - май.
- 7. Привлечение родителей к изготовлению мнемотаблиц и мнемодорожек – в течении года.
- 8. Итоги работы по проекту: инсценировка сказки «Теремок» - май.
План мероприятий.
Сентябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», с использованием панорамы.
2. Показ настольного театра «Курочка Ряба» (разные виды театров)
3. Слушание сказки в аудиозаписи «Курочка Ряба».
4. Моделирование сказки «Курочка Ряба».
5. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с помощью пальчиковой игры.
6. Просмотр мультфильма «Курочка Ряба» по ноутбуку.
7. Рассказывание детьми сказки «Курочка Ряба» с помощью мнемотаблицы.
Изобразительная деятельность: аппликация с элементами рисования «Гнездо для курочки Рябы».
Двигательная деятельность: подвижная эстафета «Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
Музыкальная деятельность: обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.
Октябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием фланелеграфа.
2. Показ пальчикового театра «Теремок».
3. Вспомним сказку по коллажу.
4. Рассказывание сказки «Теремок» с помощью пальчиков.
5. Моделирование сказки «Теремок».
6. Просмотр мультфильма «Теремок» по ноутбуку.
7. Игра-пазлы «Теремок».
8. Слушание сказки в аудиозаписи «Теремок».
9. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Кто в теремочке живёт?»
Двигательная деятельность: подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».
Музыкальная деятельность: инсценировка по сюжету сказки.
Ноябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Репка» с использованием панорамы.
2. Показ плоскостного театра «Репка» на фланелеграфе.
3. Н/печатная игра «Репка».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание сказки «Репка» с помощью пальчиков.
6. Слушание сказки в аудиозаписи «Репка».
7. Игра-пазлы «Репка».
8. Моделирование сказки «Репка».
9. Просмотр мультфильма «Репка» по ноутбуку.
10. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку».
Музыкальная деятельность: муз. дид. игра «Урожай собирай».
Декабрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием панорамы.
2. Показ настольного театра «Колобок» (би-ба-бо)
3. Игра-пазлы «Колобок».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Моделирование сказки «Колобок».
6. Рассказывание сказки «Колобок» с помощью пальчиков.
7. Слушание сказки в аудиозаписи «Колобок».
8. Просмотр мультфильма «Колобок» по ноутбуку.
9. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: аппликация-коллаж «Путешествие колобка» (коллективная работа).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Хитрая лиса».
Музыкальная деятельность: музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок».
Январь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание сказки в аудиозаписи «Маша и медведь».
5. Моделирование сказки «Маша и медведь».
6. Рассказывание сказки «Маша и медведь» с помощью пальчиков
7. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» по ноутбуку.
8. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Маша и медведь» (трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
Двигательная деятельность: подвижная игра «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору»
Февраль.
1. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».
2. Показ плоскостного театра «Заюшкина избушка» на фланелеграфе.
3. Настольно - печатная игра «Расскажи сказку».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Моделирование сказки «Заюшкина избушка».
6. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью пальчиков.
7. Слушание сказки в аудиозаписи «Заюшкина избушка».
8. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка» по ноутбуку.
9. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Лисья избушка» (НТР солёный рисунок).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Лиса и петухи».
Март.
1. Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Слушание сказки в аудиозаписи «Петушок и бобовое зернышко».
6. Моделирование сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
7. Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью пальчиков.
8. Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зёрнышко» по ноутбуку
9. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы
Продуктивная деятельность: рисование использование нетрадиционной техники (набрызгом и ладошкой) «Петушок и курочки клюют зёрнышки.
Двигательная деятельность: эстафета «Петушки».
Музыкальная деятельность: попевки про петушка.
Апрель.
1. Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята» с использованием панорамы.
2. Инсценирование сказки «Волк и козлята».
3. Н/печатная игра «Расскажи сказку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
5. Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.
7. Рассказывание сказки «Волк и козлята» с помощью пальчиков.
8. Слушание сказки в аудиозаписи «Волк и козлята».
9. Просмотр мультфильма «Волк и козлята».
10. Рассказывание детьми сказки «Волк и козлята» с помощью мнемотаблицы
Продуктивная деятельность: рисование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)
Двигательная деятельность: соревнование козлят с волком.
Музыкальная деятельность: музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»
Май.
Отгадывание загадок по сказкам.
Дидактическая игра «Наши сказки».
Вспомним сказку по коллажу.
Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
Презентация результатов реализации проекта : показать драматизацию сказок «Теремок» детям младшей группы.
Литература.
1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы»— М. : мозаика синтез, 2014.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.
10. Ушакова О. С, Ознакомление с художественной литературой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект \'\' В гостях у сказки\'\' ( инсценировка сказки \'\'Пузырь, лапоть и соломинка\'\' в средней группе)
проект называется \'\'В гостях у сказки\'\' является краткосрочным, фронтальным, твоческим и игровым. Цель данного проекта - создание условий для творческой инсценировки сказки средствами \'\' театра на фла...
Сценарий развлечения по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь" в рамках проекта "В гостях у сказки круглый год"
Сценарий развлечения...
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...
Проект "В гостях у сказки" + викторина по сказкам с презентацией и аудиозаписью
Проект для дошкольников от 2 до 7 лет. Викторина от 5 до 7 лет. В Приложении к проекту есть готовая презентация и аудиодорожка по ссылкам...