Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
В данном проекте представлены перспективный план занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов за год. Даны рекомендации по формированию детей речевой культуры, работы по заучиванию стихотворных форм, чтению сказок и рассказов, обучению рассказыванию и пересказу.
Данный проект рекомендован для использования воспитателями детского сада и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Проект
«В гостях у кота Мурлыки»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.
Авторы: Давыдова А.В. учитель- логопед
Потапенко А.Ю. – воспитатель
Яновицкая И.М. - воспитатель
Новокузнецк, 2016
Аннотация проекта
В данном проекте представлены перспективный план занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов за год. Даны рекомендации по формированию детей речевой культуры, работы по заучиванию стихотворных форм, чтению сказок и рассказов, обучению рассказыванию и пересказу.
Данный проект рекомендован для использования воспитателями детского сада и родителями.
Обрати свое внимание к книгам…
«Какое богатство мудрости и добра
рассыпано по книгам всех времен
и народов!»
Актуальность
К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходят освоения своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду». Именно в этот период у ребенка появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с культурными ценностями общества
Взрослые – хранители многовекового опыта человече6ства, его знаний, умений культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка – важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.
С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делятся своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.
К началу четвертого года жизни словарь ребенка возрастает с трехсот до тысячи и более слов. В состав словаря входят все части речи, служебные слова, междометия. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи. Постепенно дети овладевают разговорной речью
Овладеть родным языком – это не только уметь правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком – то событии и т.д… Такой рассказ состоит из ряда предложений, связанных между собой по смыслу и выстроенных в логической последовательности. В этом случае мы говорим о развитии у дошкольников связной речи.
Иными словами, можно сказать, что связная речь – это логическая связь мысли, выраженная точными словами в правильно построенных предложениях. При этом ребенок учится мыслить, учась говорить, и совершенствует свою речь, приобретая умение мыслить.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного слова, грамматического строя.
Базовой основой для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетным направление – Знакомство дошкольников с художественным словом.
Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственное начало. Малыш верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, как бы сам становится участником этих событий, сочувствует положительному герою и осуждает зло.
Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка очень нравится малышам. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки.
Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих им людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.
Художественное слово, в котором глубокая человечность предельно точная моральная направленность живой юмор, образность языка, помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.
Нельзя при этом не вспомнить слова великого педагога К.Д. Ушинского: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
Цель проекта:
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой.
Задачи проекта:
- Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных).
- Развивать речевую активность.
- Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
- Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, предупреждая многочисленные грамматические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
- Побуждать дошкольников пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать речевое дыхание, речевое восприятие, речевой слух.
- Воспитывать у детей нравственно – эстетические чувства через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщать детей к богатствам русской художественной литературы.
- Содействовать гармонизации между взрослыми и детьми, между самими детьми
- Учить детей использовать художественное слово в повседневной жизни; побуждать малоактивных детей к речевому общению.
Срок реализации:
Срок реализации – 9,5 месяцев
Ожидаемые результаты:
- Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со сверстниками и со взрослыми.
- Воспроизводит короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх драматизациях, в сюжетно – ролевых играх, повторяют за взрослыми знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
- Речь эмоциональна сопровождается правильным речевым дыханием.
- Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликаются на него.
- Пересказывает знакомые сказки, читает знакомые стихи, правильно используя грамматические формы.
- У ребенка расширен словарь за счет активного усвоения и использования в речи существительных, глаголов и прилагательных.
- Совместное изготовление с родителями персонажей, декораций к потешкам, сказкам, прибауткам с последующим обыгрыванием.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
План мероприятий по реализации проекта
Сроки | Содержание |
Сентябрь 1 – 3 неделя | Подготовительный этап
|
4 неделя |
|
Октябрь | Основной этап
Цель: обогатить речь ребёнка, показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек, помочь понять их содержание, желание повторять и использовать их самостоятельно в повседневной жизни. |
1 неделя |
|
2 неделя |
|
3 неделя |
|
4 неделя |
|
Ноябрь |
|
1 неделя | |
2 неделя |
|
Цель: знакомить дошкольников с произведениями русских и зарубежных писателей о животных и детях, их поступках и поведении. Воспитывать на поэтических примерах любовь к животным. | |
3 неделя |
|
4 неделя |
|
Декабрь |
|
1 неделя | |
2 неделя |
|
3 неделя |
|
4 неделя |
|
Январь |
|
1 неделя | |
2 неделя |
|
Цель: знакомство детей с литературным жанром – поэзией, показать детям ритм стихотворной речи, красоту русской природы через восприятие поэтического текста, развивать умение понимать содержание поэтических текстов. | |
3 неделя |
|
4 неделя |
|
Февраль |
|
1 неделя | |
2 неделя |
|
3 неделя |
|
4 неделя |
|
Март |
|
1 неделя | |
2 неделя |
|
3 неделя |
|
Цель: Познакомить дошкольников с русскими народными и зарубежными сказками. Обратить внимание детей на повторяемость сюжета в сказках. Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки и поведение, соотносить название сказки с её содержанием. | |
4 неделя |
|
Апрель |
|
1 неделя | |
2 неделя |
|
3 неделя |
|
4 неделя |
|
Май |
|
1 неделя | |
2 неделя |
|
Заключительный этап | |
3 неделя |
|
4 неделя | Вечер с родителями «В гостях у кота Мурлыки»
|
Июнь |
|
1 неделя | |
2 неделя |
|
Ресурсное обеспечение проекта:
- Иллюстрационный демонстративный материал.
- Театр «БИБАБО»
- Настольный театр.
- Пальчиковый театр.
- Шапочки.
- Костюмы.
- Дидактические игры:
- «Что сначала, что потом?»
- «Сказочный лабиринт»
- «Из какой сказки?»
- «Собери сказку»
- «Собери и расскажи!»
- «Из какой Я сказки?»
- «Раскрась героя»
- Трафареты по сказкам.
- Информационные листы по данной теме.
- Диски:
- Сказки
- Песенки и потешки
- Стихотворения
- Рассказы
- Сказочный герой «Кот Мурлыка»
- Художественная литература по данной теме.
Диагностический инструментарий:
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого | Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, потешку | Рассматривает иллюстрации детских книг, проявляет интерес к ним | Драматизирует (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказок) | Отвечает на вопросы предложениями из нескольких слов, умеет правильно согласовывать сущ. с прилаг. |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 |
Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то высокий уровень
Если менее 3 заданий – средний уровень
Если менее 2 заданий – низкий уровень
Высокий
Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
Проявляет речевую активность в общении со сверстниками.
По вопросам составляет по картинке рассказ из 3 – 4 простых предложений.
Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.
Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.
Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.
Активно и с желанием участвует с видами творческой деятельности на основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, играх – драматизации.
Речь соответствует возрастной норме.
Средний
На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложении.
Быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.
Ребенок путает содержание прослушанных произведений.
Ребенок односложно отвечает на вопросы только после личного обращения на него взрослого.
Не достаточно проявляет удовольствие от восприятия художественного произведения.
Без желания включается в игры с текстовым сопровождением.
Грамматический строй речи сформировании недостаточно.
Связная речь в стадии формирования.
Низкий
Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему.
Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения.
Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.
В речи многие слова заменяет жестами.
Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста.
Грамматический строй речи не сформирован.
Грубые дефекты слоговой структуры слова.
Связная речь требует дальнейшего развития, не сформирована.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ «Мы спешим к друзьям на помощь»
Совершенствовать навыки работы с компьютеризированными мнемотаблицами и воспроизводить их....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ. «Мы спешим к друзьям на помощь»
К сожалению, не многие дети любят учить стихи, пересказывать тексты, владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и...
Проект по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Как у нашего кота"
Проект по развитию речи «Как у нашего кота», разработан воспитателями 1 и 2 младшей группы Панковой Светланой Викторовной – воспитателем 2 категории и Паршиной Татьяной Валерьевной ...
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения худо...
« Развития речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
Если целеноправленно развивать культуру речи детей посредством дидактических игр, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью артикуляционной и дыхательной гимнастики".
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью артикуляционной и дыхательной гимнастики - важные и нужные знания для воспитателя детского сада. Это прямой путь к "островку ус...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ
Аннотация: В статье рассказывается об актуальности проблемы развития речи у младших дошкольников. Автор рассматривает сущность метода сказкотерапии, показывает его эффективность и целесообразность. Кл...