Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР.
консультация по развитию речи
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение, зрительное и слуховое внимание, связную речь. В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Поэтому ребенку надо помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Ещё К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР.
Наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, это – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Одним из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является – мнемотехника - система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение, зрительное и слуховое внимание, связную речь. В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Поэтому ребенку надо помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Ещё К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Как известно, характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи, у них отмечается бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, монолог. Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями. Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность познавательных процессов, а, следовательно, и словесно-логическое мышление.
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Мнемотаблицы помогают облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка. Они позволяют ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также они способствуют расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Чтобы изготовить картинки-мнемотаблицы, педагогу не нужны особые художественные способности. Для этого достаточно изобразить символически предметы и объекты, которые будут иллюстрировать рассказ. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, поскольку память малышей устроена так, что им легче запоминать целые образы (рыжая лиса, серая мышка, зеленая елочка и прочие). Со временем при постоянном использовании в процессе обучения таких таблиц можно усложнять или заменять образы, к которым привыкли дети, на символы (к примеру, изобразить персонаж графически). Лису, например, иллюстрировать с помощью круга и треугольника оранжевого цвета, медведя — коричневым кругом. Детям постарше желательно делать одноцветные схемы, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символов.
Использование моделирования способствует легкому и быстрому пониманию и запоминанию текстов, а также является прекрасным методом работы с памятью для дошкольников. Во время осуществления данных приемов в процессе запоминания включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Ребенок с легкостью вспомнит картинку, после чего и слова. Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и эффективно.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие связной речи старших дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с буквами).
Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Именно мнемотехника позволяет обучить устной коммуникации, которая так необходима в современном информационном пространстве и обществе ХХІ века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...
"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...
Использование мнемотехники в работе с детьми
Консультация для педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми...
Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...
"Использование мнемотехники в работе с детьми" (Из опыта работы)
Речевое развитие...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...