Педагогический проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой и традициями»
методическая разработка (младшая группа)
Данный проект предназанчен для детей младшего дошкольного возраста. Цель проекта : : расширить представление детей о народной игрушке, народных праздниках, музыкальных инструментах . Познакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 «Теремок»
Муниципального образования «Барышский район»
Педагогический проект
«Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой и традициями»
Автор проекта:
Воспитатель
МБДОУ Д/С № 9 «Теремок»
Зотова Елена Юрьевна
г. Барыш 2019 год
Вид проекта: творческий, познавательный, игровой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (март – июнь 2019 г.)
Место проведения: МБДОУ Д/С № 9 «Теремок» МО «Барышский район»
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы
Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, полюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Цель проекта: расширить представление детей о народной игрушке, народных праздниках, музыкальных инструментах . Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.
Задачи проекта:
-познакомить с дымковской игрушкой, матрешкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек;
- познакомить с русскими народными инструментами (гармонь, бубен, трещотка, погремушка, балалайка)
- продолжать знакомить с традиционными народными праздниками (Пасха, Троица)
-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение
и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;
-знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.
-продолжать знакомить с народным фольклором;
-привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через проведение русских народных подвижных игр;
- привлечь родителей к пошиву русских народных костюмов для детей, изготовлению кокошников;
-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.
Предполагаемый результат: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.
Этапы проекта.
1.Организационный.
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Изготовление и пошив костюмов.
- Взаимодействие с родителями: проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц, организовать пошив костюмов для детей, изготовление кокошников.
2. Планирование деятельности.
Рассматривание иллюстраций, беседы:
1. «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
2. «Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
3. «Праздник светлой Пасхи»
Цель: познакомить детей с праздником, традициями.
4. «Русский народный костюм» (рассматривание иллюстраций)
Цель: познакомить детей с традиционным русским народным костюмом.
Использование ИКТ:
1. Просмотр презентации «Русская матрешка»
2. Просмотр презентации «Как появились русские народные инструменты»
3. Просмотр мультипликационного фильма «Русские потешки» (1969 г.в.)
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
ООД:
1. Интегрированное ООД «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»
Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.
2. Фольклорный праздник «Как у наших у ворот» («День открытых дверей»)
Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора.
3. Развлечение для детей «Троица»
Цель: формирование у детей уважительного отношения к традициям русского народа.
4. Развлечение «Масленица»
Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками и традициями.
Дидактические игры:
«Угадай по звуку?»
Цель: Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Что растет в саду и огороде?»
Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Покумимся».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Хороводные игры:
«Каравай», «Вышел Ваня погулять», «Ворон»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Работа с родителями.
Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по украшению пасхальных яиц, организация пошива костюмов для детей, изготовление кокошников.
3. Заключительный.
- Дети познакомятся с народными праздниками, традициями.
- Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).
- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками (лэпбук «Фольклор»).
- В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».
4. Продукт проекта
- Проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.
- Организован в группе «День открытых дверей».
- Подготовлен фотоотчет для родителей.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...
Доклад. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Материал из опыта работы по приобщению детей младшего школьного возраста к русской народной культуре....
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...
Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликации, игрушки и т.д. Все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Культ...
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой...
Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме Народная культура и традиции
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре и её истории....