Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима». (решение задач на противоречия)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitii_rechi_v_sredney_gruppe_rasskazhem_mezhvezhonku_chto_takoe_zima_.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Прогимназия «Сообщество»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе
«Расскажем медвежонку, что такое зима».
(решение задач на противоречия)
Составила: воспитатель Фадеева
Людмила Витальевна
Нефтеюганск, 2016г.
Тема: «Расскажем медвежонку, что такое зима».
(решение задач на противоречия)
Цели: Систематизация знания детей о сезонных изменениях в природе, через
развитие навыков целенаправленного восприятия, мышления, воображение, творческой фантазии, в процессе решения творческих задач.
Формирование навыков связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников, радоваться успехам других.
Уточнение и закрепление правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Задачи:
-упражнять в отгадывании загадки;
- развивать творческую фантазию, в процессе ТРИЗ - игры «Хорошо - плохо»;
- упражнять в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов зимы и лета;
- упражнять в образовании прилагательных (признаков зимы) с опорой на зрительные ориентиры;
- развивать речевое дыхание, силу выдуваемой струи воздуха;
- закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш, Ж произносить их протяжно с разной силой голоса;
- закреплять навыки составления рассказа из простых предложений с опорой на наглядность.
Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», электронная презентация с зимними пейзажами и рисунками в составлении описательного рассказа, игрушка медвежонка, раскраски зимней тематики.
Методы и приемы: Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой». Предварительная работа: Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».
Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на темы: «Зима», «Лето»,
Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.
Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Хорошо-плохо».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Вос-ль: Ребята подойдите ко мне, к нам сегодня пришли гости, вы их узнали?
Все гости нам знакомы и мы рады их видеть, давайте со всеми поздороваемся
Игра психологической направленности «Приветствие»
Встали все мы в полукруг (дети стоят лицом к гостям полукругом)
Я твой друг, и ты мой друг. (дотрагиваются рукой до своей груди, а затем до груди соседа)
Вместе за руки возьмемся (берутся за руки)
И гостям мы улыбнемся.
Скажем дружно – здравствуйте!
- Сюрпризный момент (Приход медвежонка)
Прислушайтесь, по-моему, кто-то сопит за дверью, пойду, посмотрю. Воспитатель выходит в коридор и заходит с игрушечным медвежонком.
ВОС-ль: Вот кто сопел под дверью – кто это?
Дети: медвежонок.
Вос-ль: Медвежонок, а почему ты не спишь, ведь еще не растаял снег, и все медведи еще спят?
Медвежонок: Я не знаю что такое зима, очень хочу узнать, поэтому и проснулся пораньше, и пока мама спит, пришел к вам, вы ведь знаете, что такое зима?
Воспитатель: Ребята расскажем медвежонку про зиму?
- Беседа о зиме
Садитесь на стульчики, и ты садись, медвежонок и послушай, что дети расскажут о зиме.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам. (Зима)”
- Ребята, за что вы любите зиму?
Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?
Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
Воспитатель: Значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее и плохое.
Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?
Сейчас мы поиграем с медвежонком.
- Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».
Медвежонок будет говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.
М: Летом - жарко, а зимой
Д: - холодно.
М: Летом на деревьях листья, а зимой –
Д: листьев нет (или лежит снег)
М: Летом день длинный, а зимой –
Д: короткий.
М: Зимой солнце низко, а летом
Д: высоко.
М: Летом гуляют на улице много, а зимой
Д: мало.
М: Зимой земля покрыта снегом, а летом
- Д: песком, травой.
Воспитатель выставляет картины зимы. Какое время года на картинах? (зима)
- Как вы догадались? Дети называют, что увидели
- Зима какая? (морозная, холодная, вьюжная, метельная)
Давайте встанем на ковре и покажем медвежонку зиму
- Физминутка «Солнце землю греет слабо».
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
Воспитатель. Медвежонок, мы сейчас тебя научим еще одной интересной игре - со снежинками. Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох, (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).
- Игра со снежинками.
Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).
Дети ходят вместе с медвежонком и воспитателем медленно идут по группе.
Воспитатель: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу? Пойдемте, послушаем. Слышите, как завывает вьюга? УУУ повторяйте за мной.
Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Прислушайтесь, как морозным днем хрустит под ногами снег? ХР-ХР повторяйте за мной
Д: ХР-ХР-ХРХР!
Воспитатель: Застонал лес от вьюги: С-С-С-С-С (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы УУУУУУУУУУ (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Ж-ж-Ж-Ж-Ж (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
- Проблемная ситуация.
Медвежонок: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме. Но моя мама никогда не видела зиму, а я не знаю, как ей о зиме рассказать. Вы ребята, поможете мне?
Д: Да, поможем!
Воспитатель: присаживайтесь на стульчики, поможем медвежонку составить рассказ о зиме. А помогут нам картинки, чтобы мы ничего не забыли. (На доске выложены рисунки рассказа о зиме (на каждое предложение свой рисунок). Дети составляют рассказ, сначала слабый ребенок, затем 2 сильных.
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
Медвежонок: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Вы подарите мне картинки?
Дети: Да.
Медвежонок: А на память о себе я хочу оставить вам расскраски. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т. д.
Воспитатель: И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.
Медвежонок: Побегу к маме. До свидания ребята!
- Рефлексия:
Воспитатель: Медвежонка проводили, а теперь хочу у вас спросить, понравились ли вам игры? А какая игра вам больше понравилась? А кому мы помогли узнать, о зиме? А кому медвежонок хочет рассказать о зиме? Как вы думаете, почему мама медведица не знает о зиме?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов мнемотехники в средней группе на тему:"Комочек пуха-длинное ухо"
использование элементов мнемотехники при перессказывании рассказа про зайца....
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов мнемотехники в средней группе на тему:"Комочек пуха-длинное ухо"
использование элементов мнемотехники при перессказывании рассказа про зайца....
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов мнемотехники в средней группе на тему:"Комочек пуха-длинное ухо"
использование элементов мнемотехники при пересказывании описательного рассказа про зайца...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»
Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе.«Расскажем медвежонку, что такое зима»
Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима» (решение задач на противоречия).Возраст: средняя группа (4-5 года).Тип: комплексное занятие....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Методы и приёмы ТРИЗ - технологии творчества, поисковой активности, помогают преодолеть чувство скован...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»...