Конспект занятия учителя - логопеда по образовательной области речевое развитие "Приключение муравьишки. Звук Ч".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Маракулина Татьяна Викторовна

Конспект занятия по образовательной области Речевое развитие для обучающихся 5-6 лет группы компеенсирующей направленности для детей с ТНР.                   

Форма организации: подгрупповое занятие                                                                                                                                         

Цель: автоматизация звука Ч на речевом материале по лексической теме «Насекомые»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия учителя - логопеда по образовательной области                           речевое развитие.

Тема «Приключение муравьишки. Звук Ч».                                                                                                                                                                                                                                        Педагог: Маракулина Т.В., учитель-логопед                                                                                                                                                                             Возрастная адресованность: воспитанники 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР                                                                                                                                                                                                     Форма организации: подгрупповое занятие                                                                                                                                        

Цель: автоматизация звука Ч на речевом материале по лексической теме «Насекомые»

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

Расширение и углубление представлений о насекомых. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков по теме «Насекомые». Развитие навыков словообразования и словоизменения; развитие навыков слогового анализа слов, развитие грамматического строя речи. Закрепление правильного произношения звука Ч.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие артикуляционной, пальчиковой моторики, дыхания, слухового внимания, фонематических процессов, мимики, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать стремление оказывать помощь героям, которые оказались в трудной ситуации; Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование к занятию:

Многофункциональное пособие «Лес» (авторское), картинки насекомых на липучках; ноутбук, презентация «Звуки леса и насекомых. Фрагмент мультфильма «Путешествие муравья»»; пособие «АртиГусеница», деревья с листочками (6 шт.); дидактическое пособие «Ромашка (слоги)»; предметные картинки; пособие «Божьи коровки»; картинки с изображением насекомых; игра «чья тень»; карандаши и листочки; наклейки.

Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; развитие общей моторики; пантомимика.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Собрались все дети в круг,                                                                                                                                          Я – твой друг и ты – мой друг.                                                                                                                               Вместе за руки возьмемся                                                                                                                                           И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Кто мне скажет какое сейчас время года? Какие весенние приметы вы знаете?  (Ответы детей).                                                                                                                             Приглашаю вас на прогулку в лес, понаблюдать за насекомыми.                                                   Будем мы сейчас опять:                                                                                                                                         Смотреть, слушать, размышлять,                                                                                                                             Но друг другу не мешать                                                                                                                                            Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.                                                                                               В лес сегодня на прогулку                                                                                                                        Приглашаю вас пойти.                                                                                                                                Интересней приключенья                                                                                                                                  Нам, ребята, не найти.

II. Основная часть: Вот мы и в лесу. Давайте послушаем, как шумит лес. (Звуки леса и насекомых и неожиданный плач)                                                                                                   -Ребята, вы слышите кто-то плачет? (На плакат леса прикрепляем картинку муравья) Давайте посмотрим видео, что случилось с муравьём! (На компьютере смотрят отрывок мультфильма Путешествие муравья)                                                                      - Попробуем изобразить эмоции муравья: сначала он радовался, что забрался на цветок, потом увидел шмелей и удивился им. Когда оторвался листок –он испугался, а сейчас он грустит –плачет. Поможем муравьишке добраться до дома?                                 -Давайте внимательно посмотрим на наш лес. Кто ползёт по дереву? (Гусеница)                   - Она может нам помочь только, если мы выполним её задания: артикуляционные упражнения. (с помощью пособия «АртиГусеница» выполняют задание)                               - Молодцы! Гусеничка помогла муравью забраться на березу, чтобы он посмотрел, куда ему идти. (Передвинуть картинку муравья на вверх берёзы)                                            -  Вспомните, пожалуйста, в кого превращается гусеница? (В бабочку) Правильно. (на пособие прикрепляется картинка бабочки)                                                                               - Гусеничка превратилась в бабочку! Какая у нас бабочка? Что она  умеет делать? (Дети подбирают прилагательные (красивая, яркая, разноцветная) и глаголы(летает, порхает, кружится)                                                                                                          

Бабочка поможет муравьишке, если вы покажете, как подул ветерок, что листик оторвался. (Раздать детям деревья с листочками и выполняются дыхательные упражнения: сильный ветер, слабый ветер и сильный ветер).

- Снова сдуло нашего муравьишку вниз, под дерево (прикрепить картинку муравья под дерево)

- Посмотрите, кто-то спрятался в траве? (Кузнечик)

- Кто знает, какие звуки издаёт кузнечик? (Ч-Ч-Ч) Повторим за кузнечиком! (дети хором повторяют звук Ч). 

- А теперь, скажем столько раз звук Ч, сколько раз я хлопну…топну… (дети выполняют задание)

- Наш звук- какой: согласный или гласный? Мягкий или твёрдый? Звонкий или глухой? (ответы детей). Повтори, (имя ребёнка), какой звук Ч. (назвать несколько детей, и они дают характеристику звуку Ч)

- Рядом с кузнечиком Ромашка. Что написано на цветке? (Буквы). На что похожа буква Ч? (ответы детей). Попробуем прочитать слоги, соединяя серединку цветка и лепестки. (По очереди дети читают слоги)

Физминутка: Кузнечики очень любят прыгать.

Игра «Кузнечики» (совершенствовать прыжки на двух ногах):                                                                Поднимайте плечики,   (Дети поднимают и опускают плечи.)                                                                      Прыгайте, кузнечики.                                                                                                                                            Прыг - скок, прыг - скок,   (Прыгают.)                                                                                                                Тихо сели под кусток и молчок: «Ч - ч-ч-ч!»  (Садятся на корточки.) (Игра повторяется 3 раза).  

- Что-то ускакал наш кузнечик в другую сторону. Кто поможет муравьишке? Может пчёлка?                                                                                                                                                   -Посмотрите у цветка появилась вдруг пчела. Собирает она нектар и несёт в свой домик –улей.  Она может помочь муравью, если он соберёт соты со звуком Ч. Поможем муравьишке? Надо выбрать правильную картинку, определить, где находится звук Ч в этом слове и сколько в этом слове слогов. Справимся?! (Перед детьми выкладываются картинки-соты. Дети выбирают картинки со звуком Ч; затем определяют место звука Ч в словах и отхлопывают количество слогов) (Прикрепить картинку муравьишки у улья).

-У пчелы много дел! И поэтому она немного пронесла муравьишку на себе. (Прикрепить картинку муравьишки у берёз).

- Здесь нам может помочь жучок. Кто скажет, как его зовут? (Божья коровка). Она любит считать, попробуйте и вы сосчитать разных насекомых.

Игра «Сосчитай!» - согласование числительных с существительными. (Дети считают точки на спинке жучка и называют насекомое) 

Игра «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Мы сказали про божью коровку, что она не жук, а жучок. Назовём ласково других насекомых. (Педагог показывает картинки насекомых, а дети называют их ласково).                                                                                                     - Помог муравьишке жучок добраться до озера. (Прикрепить картинку муравьишки у озера).                                                                                                                                                            - Вот уже вечер наступает.                                                                                                                                     - Вдруг зажегся на травинке настоящий огонёк.                                                                                                     Это с лампочкой на спинке сел на травку….. (Светлячок)

Повстречался муравьишке светлячок. Поможет он в темноте пройти муравью до муравейника, если он выполнит его задания.

Игра «Чья тень?» - на внимание. (Дети по тени угадывают насекомое и показывают какое-нибудь движение этого насекомого).                                                                                                                                      

III. Заключительная часть.

- Вот наш муравьишка и вернулся домой – в муравейник. (Прикрепить картинку муравьишки у муравейника).                                                                                                      – А у меня для вас последнее задание: Я буду говорить предложения, а вы если со мной согласны – хлопайте в ладоши, а если я сказала неправильно – топайте ножками. Игра «Правда или нет» :

Бабочка ползает.                                                                                                                                                   Пчела собирает нектар с цветов.                                                                                                                             В слове муха есть звук Ч.                                                                                                                                                       В слове кузнечик один слог.                                                                                                                  Комар ловит птиц.                                                                                                                              Муравей живёт в муравейнике.                                                                                                                    

IV. Итог логопедического занятия.

- Закончилось наше путешествие. Вам было интересно? (ответы детей).

Кто помог муравьишке? (ответы детей).  Какого звука сегодня было очень много? (ответы детей)

Какие вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями.

Попрощаемся с муравьишкой и за выполненные задания, получаем наклейки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».

Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  диффер...

Конспект занятия в средней группе. Образовательная область "Речевое развитие"

Конспект занятия в средней группеОбразовательная область "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной группе, образовательная область «Речевое развитие. Обучение грамоте» «Спасение звука»

Программные задачи:Обучающие:Учить детей называть первый звук в слове.Закрепить умение анализировать предложение и выкладывать его схему.Закрепить умение различать на слух гласные и согласные звуки.Уч...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие в Страну Звуков"

Цель: Закреплять навыки различения и произношения звуков, снятие психоэмоционального напряженияЗадачи:- Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный»,...

Коррекционное занятие учителя-логопеда «Сказка-путешествие в страну Грамматики». Дифференциация звуков [c] и [з]» с дошкольниками подготовительной группы.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района  Санкт-Петербурга        Кор...

Конспект занятия учителя-логопеда «Речевое музицирование».

Конспект занятия учителя-логопеда «Споем мы дружно песню»....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "...