Конспект занятия учителя - логопеда по образовательной области речевое развитие "Приключение муравьишки. Звук Ч".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по образовательной области Речевое развитие для обучающихся 5-6 лет группы компеенсирующей направленности для детей с ТНР.
Форма организации: подгрупповое занятие
Цель: автоматизация звука Ч на речевом материале по лексической теме «Насекомые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-_avtomatizatsiya_zvuka_ch_po_teme_nasekomye.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия учителя - логопеда по образовательной области речевое развитие.
Тема «Приключение муравьишки. Звук Ч». Педагог: Маракулина Т.В., учитель-логопед Возрастная адресованность: воспитанники 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Форма организации: подгрупповое занятие
Цель: автоматизация звука Ч на речевом материале по лексической теме «Насекомые»
Задачи:
Коррекционно - образовательные задачи:
Расширение и углубление представлений о насекомых. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков по теме «Насекомые». Развитие навыков словообразования и словоизменения; развитие навыков слогового анализа слов, развитие грамматического строя речи. Закрепление правильного произношения звука Ч.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие артикуляционной, пальчиковой моторики, дыхания, слухового внимания, фонематических процессов, мимики, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать стремление оказывать помощь героям, которые оказались в трудной ситуации; Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование к занятию:
Многофункциональное пособие «Лес» (авторское), картинки насекомых на липучках; ноутбук, презентация «Звуки леса и насекомых. Фрагмент мультфильма «Путешествие муравья»»; пособие «АртиГусеница», деревья с листочками (6 шт.); дидактическое пособие «Ромашка (слоги)»; предметные картинки; пособие «Божьи коровки»; картинки с изображением насекомых; игра «чья тень»; карандаши и листочки; наклейки.
Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; развитие общей моторики; пантомимика.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Кто мне скажет какое сейчас время года? Какие весенние приметы вы знаете? (Ответы детей). Приглашаю вас на прогулку в лес, понаблюдать за насекомыми. Будем мы сейчас опять: Смотреть, слушать, размышлять, Но друг другу не мешать Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить. В лес сегодня на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти.
II. Основная часть: Вот мы и в лесу. Давайте послушаем, как шумит лес. (Звуки леса и насекомых и неожиданный плач) -Ребята, вы слышите кто-то плачет? (На плакат леса прикрепляем картинку муравья) Давайте посмотрим видео, что случилось с муравьём! (На компьютере смотрят отрывок мультфильма Путешествие муравья) - Попробуем изобразить эмоции муравья: сначала он радовался, что забрался на цветок, потом увидел шмелей и удивился им. Когда оторвался листок –он испугался, а сейчас он грустит –плачет. Поможем муравьишке добраться до дома? -Давайте внимательно посмотрим на наш лес. Кто ползёт по дереву? (Гусеница) - Она может нам помочь только, если мы выполним её задания: артикуляционные упражнения. (с помощью пособия «АртиГусеница» выполняют задание) - Молодцы! Гусеничка помогла муравью забраться на березу, чтобы он посмотрел, куда ему идти. (Передвинуть картинку муравья на вверх берёзы) - Вспомните, пожалуйста, в кого превращается гусеница? (В бабочку) Правильно. (на пособие прикрепляется картинка бабочки) - Гусеничка превратилась в бабочку! Какая у нас бабочка? Что она умеет делать? (Дети подбирают прилагательные (красивая, яркая, разноцветная) и глаголы(летает, порхает, кружится)
Бабочка поможет муравьишке, если вы покажете, как подул ветерок, что листик оторвался. (Раздать детям деревья с листочками и выполняются дыхательные упражнения: сильный ветер, слабый ветер и сильный ветер).
- Снова сдуло нашего муравьишку вниз, под дерево (прикрепить картинку муравья под дерево)
- Посмотрите, кто-то спрятался в траве? (Кузнечик)
- Кто знает, какие звуки издаёт кузнечик? (Ч-Ч-Ч) Повторим за кузнечиком! (дети хором повторяют звук Ч).
- А теперь, скажем столько раз звук Ч, сколько раз я хлопну…топну… (дети выполняют задание)
- Наш звук- какой: согласный или гласный? Мягкий или твёрдый? Звонкий или глухой? (ответы детей). Повтори, (имя ребёнка), какой звук Ч. (назвать несколько детей, и они дают характеристику звуку Ч)
- Рядом с кузнечиком Ромашка. Что написано на цветке? (Буквы). На что похожа буква Ч? (ответы детей). Попробуем прочитать слоги, соединяя серединку цветка и лепестки. (По очереди дети читают слоги)
Физминутка: Кузнечики очень любят прыгать.
Игра «Кузнечики» (совершенствовать прыжки на двух ногах): Поднимайте плечики, (Дети поднимают и опускают плечи.) Прыгайте, кузнечики. Прыг - скок, прыг - скок, (Прыгают.) Тихо сели под кусток и молчок: «Ч - ч-ч-ч!» (Садятся на корточки.) (Игра повторяется 3 раза).
- Что-то ускакал наш кузнечик в другую сторону. Кто поможет муравьишке? Может пчёлка? -Посмотрите у цветка появилась вдруг пчела. Собирает она нектар и несёт в свой домик –улей. Она может помочь муравью, если он соберёт соты со звуком Ч. Поможем муравьишке? Надо выбрать правильную картинку, определить, где находится звук Ч в этом слове и сколько в этом слове слогов. Справимся?! (Перед детьми выкладываются картинки-соты. Дети выбирают картинки со звуком Ч; затем определяют место звука Ч в словах и отхлопывают количество слогов) (Прикрепить картинку муравьишки у улья).
-У пчелы много дел! И поэтому она немного пронесла муравьишку на себе. (Прикрепить картинку муравьишки у берёз).
- Здесь нам может помочь жучок. Кто скажет, как его зовут? (Божья коровка). Она любит считать, попробуйте и вы сосчитать разных насекомых.
Игра «Сосчитай!» - согласование числительных с существительными. (Дети считают точки на спинке жучка и называют насекомое)
Игра «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Мы сказали про божью коровку, что она не жук, а жучок. Назовём ласково других насекомых. (Педагог показывает картинки насекомых, а дети называют их ласково). - Помог муравьишке жучок добраться до озера. (Прикрепить картинку муравьишки у озера). - Вот уже вечер наступает. - Вдруг зажегся на травинке настоящий огонёк. Это с лампочкой на спинке сел на травку….. (Светлячок)
Повстречался муравьишке светлячок. Поможет он в темноте пройти муравью до муравейника, если он выполнит его задания.
Игра «Чья тень?» - на внимание. (Дети по тени угадывают насекомое и показывают какое-нибудь движение этого насекомого).
III. Заключительная часть.
- Вот наш муравьишка и вернулся домой – в муравейник. (Прикрепить картинку муравьишки у муравейника). – А у меня для вас последнее задание: Я буду говорить предложения, а вы если со мной согласны – хлопайте в ладоши, а если я сказала неправильно – топайте ножками. Игра «Правда или нет» :
Бабочка ползает. Пчела собирает нектар с цветов. В слове муха есть звук Ч. В слове кузнечик один слог. Комар ловит птиц. Муравей живёт в муравейнике.
IV. Итог логопедического занятия.
- Закончилось наше путешествие. Вам было интересно? (ответы детей).
Кто помог муравьишке? (ответы детей). Какого звука сегодня было очень много? (ответы детей)
Какие вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями.
Попрощаемся с муравьишкой и за выполненные задания, получаем наклейки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».
Коррекционно-образовательные задачи. Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков: чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и диффер...
Конспект занятия в средней группе. Образовательная область "Речевое развитие"
Конспект занятия в средней группеОбразовательная область "Речевое развитие"...
Конспект занятия в подготовительной группе, образовательная область «Речевое развитие. Обучение грамоте» «Спасение звука»
Программные задачи:Обучающие:Учить детей называть первый звук в слове.Закрепить умение анализировать предложение и выкладывать его схему.Закрепить умение различать на слух гласные и согласные звуки.Уч...
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие в Страну Звуков"
Цель: Закреплять навыки различения и произношения звуков, снятие психоэмоционального напряженияЗадачи:- Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный»,...
Коррекционное занятие учителя-логопеда «Сказка-путешествие в страну Грамматики». Дифференциация звуков [c] и [з]» с дошкольниками подготовительной группы.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Кор...
Конспект занятия учителя-логопеда «Речевое музицирование».
Конспект занятия учителя-логопеда «Споем мы дружно песню»....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "...