Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из приоритетных направлений ДОУ является внедрение здровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей способствуют укреплению здоровья – снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, улучшается речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи у детей раннего возраста | 23.06 КБ |
презентация к докладу | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд МБДОУ ДС № 24 г.Кузнецка | «Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста» |
2 слайд | В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из приоритетных направлений ДОУ является внедрение здровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей способствуют укреплению здоровья – снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, улучшается речь ребенка. |
3 слайд Цель применения здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей раннего возраста — оптимизация процесса становления и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей. Задачи: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; - повышать адаптивные возможности детского организма; - стимулировать активную речь детей; - усовершенствовать артикуляционный аппарат. | Цели и задачи, здоровьесберегающие технологии, как инновационного метода развития речи детей раннего возраста вы видите на экране. |
4 слайд | Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей решается ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные моменты. Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Для этого нами были созданы психолого-педагогические условия: |
5 слайд | Первое условие – это богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у малыша поводов к речевому общению со взрослыми и сверстниками. Наша речь сопровождает все виды совместной деятельности с ребенком: кормление, одевание, гигиенические процедуры и т.п. |
6 слайд | Второе – установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним внимание, ласку, играют с ними. Ребенку необходима уверенность в том, что взрослый его слушает и понимает, поэтому так важно, чтобы педагог откликался на все обращения малыша, поощрял и поддерживал их. |
7 слайд | Третье – жизнерадостная, теплая атмосфера в группе, обеспечивающая детям хорошее настроение. |
8 слайд - адресная речь не только группе детей, но и лично каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее; - эмоционально окрашенная речь педагога, определенный тон, помогает маленькому ребенку лучше понять смысл слов; - правильная, отчетливая, неспешная речь; - понятная речь, касаемая интересных для ребенка тем. Это обеспечивает вовлеченность малыша в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе; - более сложная, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и лексически. | На этапе становления речи большое влияние на ее развитие оказывает речь окружающих взрослых. Для себя, как для педагога, я выстроила определенные требования и придерживаюсь им: |
9 слайд | Немаловажную роль играет развивающая предметно-пространственная среда, в которой мы создали необходимые условия. В группе имеются центры, стимулирующие активность детей: книжный, речевого развития, музыкальный, театральный, сенсомоторного развития, сюжетно-ролевой игры, экспериментирования, двигательной активности и др. Создавая развивающую предметно-пространственную среду по развитию речи, мы сделали ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечивает содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, книг, пособий стимулирует речевую активность детей. |
10 слайд целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста по ФГОС ДО: - владеет активной речью, включенной в общение; - может обращаться с вопросами и просьбами; - понимает речь взрослого; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; - эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. | Напомню, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, важно выстроить работу по речевому развитию детей раннего возраста согласно целевым ориентирам: |
11 слайд | Изучение методической литературы таких авторов, как М.И. Лисиной, Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.О. Смирновой помогло нам понять, что процесс развития речи детей раннего возраста будет эффективным, если в процессе образовательной деятельности и совместной деятельности педагога и детей будут использоваться здоровьесберегающие инновационные технологии. |
12 слайд - упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, су-джок, шнуровки, сенсорные коробки и т.д.); - игры с природным материалом; - потешки, прибаутки; - рассматривание картинок, книг; - куклотерапия; - имитационные игры, дидактические, сюжетно-ролевые; - игровой массаж, - дыхательно- артикуляторный тренинг; - аквагимнастика; - биоэнергопластика и др. | С помощью каких же приемов и методов развивается речь ребенка раннего возраста? На ряду с традиционными формами: пальчиковые игры, потешки, рассматривание картинок и книг, постепенно в свою работу я стала включать игровой массаж, дыхательно - артикуляционный тренинг, аквагимнастика, биоэнергопластика и др. Такие формы работы принимаются детьми легко и с интересом. Воспитанники с удовольствием и увлечением включаются в работу. |
13 слайд - Носик, носик! Где ты, носик? (массаж лица, провести указательными пальцами по крыльям носа) - Лобик, лобик! Где ты, лобик? (всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам) - Щечка, щечка! Где ты, щечка? (пальцами погладить щеки сверху вниз) |
- Носик, носик! Где ты, носик? (массаж лица, провести указательными пальцами по крыльям носа) Игровой массаж очень популярен в нашей группе. Им мы заканчиваем утреннюю гимнастику, с ним мы пробуждаемся после дневного сна. |
14 слайд - Вот нашли большой мы пальчик. Он попрыгает как зайчик! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись! (выполняем движения в соответствии с текстом) - Указательный поймаем, и пружиночку покатаем. Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись! - Где ты, наш середнячок, ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись! - Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный! Вверз-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись! - Вот наш пальчик маленький, самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись! | Для самомассажа рук и пальцев я использую су-джок кольца: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке. (одеваем пружинку на большой палец левой руки, выполняем движения в соответствии с текстом) - Вот нашли большой мы пальчик. Он попрыгает как зайчик! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись! (выполняем движения в соответствии с текстом и с другими пальчиками) Дети с удовольствием, с большим усердием стараются одевать колечки, но дается это нам с трудом. Моторика пока еще недостаточно развита и в силу возраста, и в силу индивидуальных особенностей детей. Я вижу, как в свободной деятельности дети сами проявляют инициативу и играют с суджок – кольцами, поэтому работу в этом направлении я не бросаю и ищу индивидуальный подход к каждому ребенку. |
15 слайд Открыли ротик широко, постучали зубки, облизнули губки | Большие возможности на здоровьесбережение детей оказывает дыхательно- артикуляционный тренинг. Одно из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками, звукоподражаниями. Данную работу веду поэтапно: начинаю с гимнастики органов речи в естественных условиях. Далее развитие звукопроизносительных навыков осуществляю в игре на материале звукоподражаний звукам окружающей среды и голосам животных. Игры и игровые упражнения этого раздела являются основой для формирования артикуляционной базы звуков, а также речевого и неречевого дыхания. Это такие упражнения как «Сдуй перышко», «Погреем ладошки». И затем уже переходим к более сложному этапу, где необходимо выработать у ребенка сильную направленную воздушную струю. Наблюдая за детьми раннего возраста предыдущих лет, заметила, что к третьему этапу дети приходят к концу учебного года. К этому времени у ребят уже достаточно сформирован артикуляционный аппарат для дальнейшей работы речевого развития. |
16 слайд | Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам. При выполнении упражнений можно использовать музыкальное сопровождение. |
17 слайд | Ниткография. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Сначала берутся несложные темы: дорожки для машины, волны… - после прочтения стихов А. Барто выкладываем мяч для Тани, кораблик и т.д. С помощью ниткографии у детей развивается не только мелкая моторика, ребенок называет изображаемые объекты, может рассказать, что он изобразил, т.е. развивается словарь, грамматика, связная речь. |
18 слайд Подборка игр для родителей по аквагимнастике | Аквагимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Суть метода заключается в следующем. В миску (таз) наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры 37 градусов, постепенно снижать температуру до комнатной. На дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д. предлагаем детям собрать только камушки, либо игрушки, погулять пальчиками по камушкам, выложить узор из палочек и т.д. Включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. С родителями я часто делюсь фотографиями в мессенджерах о том, как проходит день их детей в детском саду. Увидев фото с аквагимнастики, они попросили рассказать подробнее о том, что происходило. Тогда я сделала для них подборку игр в аквагимнастике (на экране). Теперь у родителей и детей появилась еще одна возможность провести совместное время с пользой. |
19 слайд | Я не первый год работаю с детьми раннего возраста и не по наслышке знаю о трудностях, которые испытывают дети в речевом развитии. Многие малыши, поступая в детский сад совсем не говорят, или только лишь подражают звукам. Но проводимая работа в этом направлении дает свои плоды уже через 3 – 4 месяца. А к концу раннего возраста мои воспитанники имеют определенный словарный запас, который понятен окружающим. И в этом году я продолжаю внедрять те формы и методы работы о которых я говорила выше и надеюсь, что результат так же даст свои плоды. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель применения здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей раннего возраста — оптимизация процесса становления и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей. Задачи: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; - повышать адаптивные возможности детского организма; - стимулировать активную речь детей; - усовершенствовать артикуляционный аппарат.
Требования к речи педагога: - адресная речь не только группе детей, но и лично каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее; - эмоционально окрашенная речь педагога, определенный тон, помогает маленькому ребенку лучше понять смысл слов; - правильная, отчетливая, неспешная речь; - понятная речь, касаемая интересных для ребенка тем. Это обеспечивает вовлеченность малыша в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе; - более сложная, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и лексически.
целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста по ФГОС ДО: - владеет активной речью, включенной в общение; - может обращаться с вопросами и просьбами; - понимает речь взрослого; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; - эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Приёмы и методы развития речи детей раннего возраста: - упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, су- джок , шнуровки, сенсорные коробки и т.д.); - игры с природным материалом; - потешки , прибаутки; - рассматривание картинок, книг; - куклотерапия ; - имитационные игры, дидактические, сюжетно-ролевые; - игровой массаж, - дыхательно-артикуляционный тренинг; - аквагимнастика ; - биоэнергопластика и др.
Игровой массаж - Носик, носик! Где ты, носик? (массаж лица, провести указательными пальцами по крыльям носа) - Лобик, лобик! Где ты, лобик? (всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам) - Щечка, щечка! Где ты, щечка? (пальцами погладить щеки сверху вниз)
биоэнергопластика
ниткография
Игра «Медуза » Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П . Игра «Морская звезда » И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны . Игра «Рыбка » И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде . Массаж в воде с предметами: -прокатывание между ладонями мячика су- джок , бигуди, бусинок -прокатывание предметов по дну минибассейна -прокатывание по тыльной стороне руки и т.д. Подборка игр для родителей по аквагимнастике
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так ж...
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
«Биоэнергопластика - инновационный метод развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.»
В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика....
Презентация "Подвижные игры с речевым сопровождением как эффективный метод развития речи детей раннего возраста"
Материал по самообразованию педагога...
Методическая разработка. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».
Методическая разработка.Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее усло...
Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий...
Методическая разработка. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».
Методическая разработка.Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»....