Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Светлана Васильевна Титова

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из приоритетных направлений ДОУ является внедрение здровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей способствуют укреплению здоровья – снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, улучшается речь ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

МБДОУ ДС № 24 г.Кузнецка

«Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста»

2 слайд

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из приоритетных направлений ДОУ является внедрение здровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей способствуют укреплению здоровья – снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, улучшается речь ребенка.

3 слайд

Цель применения здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей раннего возраста — оптимизация процесса становления и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.

Задачи:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- повышать адаптивные возможности детского организма;

- стимулировать активную речь детей;

- усовершенствовать артикуляционный аппарат.

Цели и задачи, здоровьесберегающие технологии, как инновационного метода развития речи детей раннего возраста вы видите на экране.

4 слайд

    Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей решается ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные моменты. Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Для этого нами были созданы психолого-педагогические условия:

5 слайд

Первое условие – это богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у малыша поводов к речевому общению со взрослыми и сверстниками. Наша речь сопровождает все виды совместной деятельности с ребенком: кормление, одевание, гигиенические процедуры и т.п.

6 слайд

     Второе – установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним внимание, ласку, играют с ними. Ребенку необходима уверенность в том, что взрослый его слушает и понимает, поэтому так важно, чтобы педагог откликался на все обращения малыша, поощрял и поддерживал их.

7 слайд

    Третье – жизнерадостная, теплая атмосфера в группе, обеспечивающая детям хорошее настроение.

8 слайд

- адресная речь не только группе детей, но и лично каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;

- эмоционально окрашенная речь педагога, определенный тон, помогает маленькому ребенку лучше понять смысл слов;

- правильная, отчетливая, неспешная речь;

- понятная речь, касаемая интересных для ребенка тем. Это обеспечивает вовлеченность малыша в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;

- более сложная, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и лексически.

На этапе становления речи большое влияние на ее развитие оказывает речь окружающих взрослых.

Для себя, как для педагога, я выстроила определенные требования и придерживаюсь им:

9 слайд

    Немаловажную роль играет развивающая предметно-пространственная среда, в которой мы создали необходимые условия. В группе имеются центры, стимулирующие активность детей: книжный, речевого развития, музыкальный, театральный, сенсомоторного развития, сюжетно-ролевой игры, экспериментирования, двигательной активности и др. Создавая развивающую предметно-пространственную среду по развитию речи, мы сделали ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечивает содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, книг, пособий стимулирует речевую активность детей.

10 слайд

 целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста по ФГОС ДО:

- владеет активной речью, включенной в общение;

- может обращаться с вопросами и просьбами;

- понимает речь взрослого;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам;

- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

  Напомню, что  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, важно выстроить работу по речевому развитию детей раннего возраста согласно целевым ориентирам:

11 слайд

    Изучение методической литературы таких авторов, как М.И. Лисиной, Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.О. Смирновой помогло нам понять, что процесс развития речи детей раннего возраста будет эффективным, если в процессе образовательной деятельности и совместной   деятельности педагога и детей будут использоваться здоровьесберегающие инновационные технологии.

12 слайд

- упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, су-джок, шнуровки, сенсорные коробки и т.д.);

- игры с природным материалом;

- потешки, прибаутки;

- рассматривание картинок, книг;

- куклотерапия;

- имитационные игры, дидактические, сюжетно-ролевые;

- игровой массаж,

- дыхательно- артикуляторный тренинг;

- аквагимнастика;  

- биоэнергопластика и др.

   С помощью каких же приемов и методов развивается речь ребенка раннего возраста?

На ряду с традиционными формами: пальчиковые игры, потешки, рассматривание картинок и книг, постепенно в свою работу я стала включать игровой массаж, дыхательно - артикуляционный тренинг, аквагимнастика, биоэнергопластика и др.

Такие формы работы принимаются детьми легко и с интересом. Воспитанники с удовольствием и увлечением включаются в работу.

13 слайд

- Носик, носик! Где ты, носик? (массаж лица, провести указательными пальцами по крыльям носа)

- Лобик, лобик! Где ты, лобик? (всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам)

- Щечка, щечка! Где ты, щечка? (пальцами погладить щеки сверху вниз)

  1. Игровой массаж служит для снятия психического и физического напряжения, умственной усталости, способствует закаливанию и оздоровлению детского организма. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые непосредственно руками, а также с помощью различных предметов в образно-игровой форме. (автор)

- Носик, носик! Где ты, носик? (массаж лица, провести указательными пальцами по крыльям носа)

Игровой массаж очень популярен в нашей группе. Им мы заканчиваем утреннюю гимнастику, с ним мы пробуждаемся после дневного сна.

14 слайд

- Вот нашли большой мы пальчик. Он попрыгает как зайчик! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

(выполняем движения в соответствии с текстом)

- Указательный поймаем, и пружиночку покатаем. Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

- Где ты, наш середнячок, ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

- Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный! Вверз-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

- Вот наш пальчик маленький, самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

Для самомассажа рук и пальцев я использую су-джок кольца:

дети поочередно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.

(одеваем пружинку на большой палец левой руки, выполняем движения в соответствии с текстом)

- Вот нашли большой мы пальчик. Он попрыгает как зайчик! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!

(выполняем движения в соответствии с текстом и с другими пальчиками)

Дети с удовольствием, с большим усердием стараются одевать колечки, но дается это нам с трудом. Моторика пока еще недостаточно развита и в силу возраста, и в силу индивидуальных особенностей детей.

Я вижу, как в свободной деятельности дети сами проявляют инициативу и играют с суджок – кольцами, поэтому работу в этом направлении я не бросаю и ищу индивидуальный подход к каждому ребенку.

15 слайд

Открыли ротик широко, постучали зубки, облизнули губки

Большие возможности на здоровьесбережение детей оказывает дыхательно-

артикуляционный тренинг. Одно из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками, звукоподражаниями.

Данную работу веду поэтапно: начинаю с гимнастики органов речи в естественных условиях.

Далее развитие звукопроизносительных навыков осуществляю в игре на материале звукоподражаний звукам окружающей среды и голосам животных. Игры и игровые упражнения этого раздела являются основой для формирования артикуляционной базы звуков, а также речевого и неречевого дыхания. Это такие упражнения как «Сдуй перышко», «Погреем ладошки».

И затем уже переходим к более сложному этапу, где необходимо выработать у ребенка сильную направленную воздушную струю. Наблюдая за детьми раннего возраста предыдущих лет, заметила, что к третьему этапу дети приходят к концу учебного года. К этому времени у ребят уже достаточно сформирован артикуляционный аппарат для дальнейшей работы речевого развития.

16 слайд

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам. При выполнении упражнений можно использовать музыкальное сопровождение.

17 слайд

Ниткография.

Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Сначала берутся несложные темы: дорожки для машины, волны…

- после прочтения стихов А. Барто выкладываем мяч для Тани, кораблик и т.д.

С помощью ниткографии у детей развивается не только мелкая моторика, ребенок называет изображаемые объекты, может рассказать, что он изобразил, т.е. развивается словарь, грамматика, связная речь.

18 слайд

Подборка игр для родителей по аквагимнастике

Аквагимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой.

Суть метода заключается в следующем. В миску (таз) наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры 37 градусов, постепенно снижать температуру до комнатной. На дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д. предлагаем детям собрать только камушки, либо игрушки, погулять пальчиками по камушкам, выложить узор из палочек и т.д. Включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

С родителями я часто делюсь фотографиями в мессенджерах о том, как проходит день их детей в детском саду. Увидев фото с аквагимнастики, они попросили рассказать подробнее о том, что происходило. Тогда я сделала для них подборку игр в аквагимнастике (на экране). Теперь у родителей и детей появилась еще одна возможность провести совместное время с пользой.

19 слайд

Я не первый год работаю с детьми раннего возраста и не по наслышке знаю о трудностях, которые испытывают дети в речевом развитии. Многие малыши, поступая в детский сад совсем не говорят, или только лишь подражают звукам. Но проводимая работа в этом направлении дает свои плоды уже через 3 – 4 месяца. А к концу раннего возраста мои воспитанники имеют определенный словарный запас, который понятен окружающим. И в этом году я продолжаю внедрять те формы и методы работы о которых я говорила выше и надеюсь, что результат так же даст свои плоды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста» Автор: Титова Светлана Васильевна , в оспитатель МБДОУ ДС № 24 г. Кузнецка

Слайд 2

Цель применения здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей раннего возраста — оптимизация процесса становления и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей. Задачи: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; - повышать адаптивные возможности детского организма; - стимулировать активную речь детей; - усовершенствовать артикуляционный аппарат.

Слайд 3

Требования к речи педагога: - адресная речь не только группе детей, но и лично каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее; - эмоционально окрашенная речь педагога, определенный тон, помогает маленькому ребенку лучше понять смысл слов; - правильная, отчетливая, неспешная речь; - понятная речь, касаемая интересных для ребенка тем. Это обеспечивает вовлеченность малыша в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе; - более сложная, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и лексически.

Слайд 4

целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста по ФГОС ДО: - владеет активной речью, включенной в общение; - может обращаться с вопросами и просьбами; - понимает речь взрослого; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; - эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Слайд 5

Приёмы и методы развития речи детей раннего возраста: - упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, су- джок , шнуровки, сенсорные коробки и т.д.); - игры с природным материалом; - потешки , прибаутки; - рассматривание картинок, книг; - куклотерапия ; - имитационные игры, дидактические, сюжетно-ролевые; - игровой массаж, - дыхательно-артикуляционный тренинг; - аквагимнастика ; - биоэнергопластика и др.

Слайд 6

Игровой массаж - Носик, носик! Где ты, носик? (массаж лица, провести указательными пальцами по крыльям носа) - Лобик, лобик! Где ты, лобик? (всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам) - Щечка, щечка! Где ты, щечка? (пальцами погладить щеки сверху вниз)

Слайд 7

биоэнергопластика

Слайд 8

ниткография

Слайд 9

Игра «Медуза » Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П . Игра «Морская звезда » И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны . Игра «Рыбка » И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде . Массаж в воде с предметами: -прокатывание между ладонями мячика су- джок , бигуди, бусинок -прокатывание предметов по дну минибассейна -прокатывание по тыльной стороне руки и т.д. Подборка игр для родителей по аквагимнастике

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так ж...

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

«Биоэнергопластика - инновационный метод развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.»

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика....

Методическая разработка. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».

Методическая разработка.Тема: «Развитие речи  детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее усло...

Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий...

Методическая разработка. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».

Методическая разработка.Тема: «Развитие речи  детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»....