Методические рекомендации "Ковролинография, как метод развития речи детей раннего возраста"
методическая разработка по развитию речи
В методических рекомендациях представлена работа с детьми раннего возраста. Рекомендации направлены на развитие речи детей раннего возраста с использованием ковролинографии.
Методические рекомендации адресованы руководителям, педагогам, работающим с различными категориями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_ranniy_vozrast.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 «Радуга»
Ковролинография, как метод развития речи детей раннего возраста.
Методические рекомендации
Калтанский городской округ
2021
Автор – составитель:
Калашникова Надежда Георгиевна
воспитатели, муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №2 «Радуга»
В методических рекомендациях представлена работа с детьми раннего возраста. Рекомендации направлены на развитие речи детей раннего возраста с использованием ковролинографии.
Методические рекомендации адресованы руководителям, педагогам, работающим с различными категориями детей.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..……4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития речи детей раннего возраста...........................................................................................…………......7
1.1.Особенности развития речи детей раннего возраста ……...………….........7
1.2.Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста .…..14
Глава 2. Использование ковролинографии, как метод развития речи детей раннего возраста…………………………………………………………….….....17
2.1.Понятие «Ковролинография», формы работы………………………………17
2.2. Развитие речи детей раннего возраста, через показ сказок на ковролинографе………………………………………………..……………………..19
Заключение…………………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………………25
Приложение………………………………………………………………………….29
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями
Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.
Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Ученик начальных классов, речевому развитию которого уделялось должное внимание, хорошо читает и пересказывает произведения, грамотно пишет, легко решает арифметические задачи, даёт развёрнутые ответы на вопросы учителя. Именно поэтому развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок "гулит", лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.
Над проблемой ранней диагностики развития речи в нашей стране работали: профессор Н.М.Щелованов, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхин, профессор Н.М.Аксюта.
В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается уже в группах раннего возраста. Развитие речи в первой группе раннего возраста – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах.
Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения. Чтобы понять, как работает воспитатель над развитием речи детей, необходимо рассмотреть формы общения, характерные для дошкольников.
В дошкольных учреждениях довольно часто используются традиционные формы и методы работы по развитию речи, и редко используется нетрадиционные. Одним из нетрадиционных методов работы с детьми является ковролинография.
Познавательное и речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка. Это особо важно в развитии детей раннего возраста.
Одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии, который предложил Вячеслав Вадимович Воскобович.
Цель исследования: использование ковролинографа для развития речи детей раннего возраста.
Задачи:
- Провести теоретический анализ основных направлений исследования речевого развития детей раннего возраста;
- Сделать ковролинограф и дидактический материал и к нему;
- Разработать серию сказок направленных на развитие речи у детей раннего возраста используя ковролинографии.
Первая глава представлена в виде теоретических выкладок о развитии речи детей раннего возраста и развитии мелкой моторики.
Вторая глава включает в себя рекомендации для педагогов по использованию ковролинографии, как метода развития речи детей раннего возраста.
Практическая часть работы выполнена на конкретном фактическом материале группы детей раннего возраста посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Радуга» города Калтан.
Заключение содержит краткое обсуждение основных результатов и перспектив дальнейшей деятельности.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития речи детей раннего возраста
1.1. Особенности развития речи детей раннего возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения
В своих трудах профессор Р.Е. Левина писала, что «речь – сложнейшая психическая функция человека. В формировании её участвует множество самых различных психофизиологических процессов». Следовательно, нарушения речевого развития требуют серьёзной, грамотной, глубокой, всесторонней работы по их коррекции [1].
И.П. Павлов, подчёркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные компенсаторные возможности, писал:
«Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, измениться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» [2].
Для того, чтобы лучше понять особенности речевого развития детей раннего возраста, следует изучить психологию данного возраста. Возрастная периодизация Эльконина Д. Б. - как наиболее популярная в рамках современной отечественной психологии. Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности (ВД). Где под
ведущей деятельностью понимается тот вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований. [3]
Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря социальному взаимодействию и практической деятельности ребенок развивается психически.
Социально обусловленное общение взрослого и ребенка (даже если речь идет об обучении взаимодействию малыша с предметами, как, например, на втором этапе, называемом "раннее детство") позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, мораль, роли, стереотипы действий и т.д. [4]
Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов:
- Младенческий. До 1 года.
- Раннее детство. До 3 лет.
- Дошкольный возраст. До 7 лет.
- Младший школьный возраст. До 11 лет.
- Подростковый возраст. До 15 лет.
- Юношеский возраст. До 17 лет.
Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития[3].
В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний.
Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять.
Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим.
В первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления. С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания.
Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета.
К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова. Совершенствуется речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого.
С 11 месяцев появляются первые слова. К году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно.
С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный. Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их. Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.
К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине. [5]
После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить такие простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа.
С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения. Возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка - его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития,
первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми [6].
Как показывают исследования М. И Лисиной [7], потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя.
Необходимо создать условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер»,
«синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми. Ребенок должен ежедневно получать новые эмоции и знания. Это могут быть походы в цирк, в парк, на природу. [7]
Речь ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания - это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам. На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные
действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 3 годам уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию [1]
Следует отметить, что существуют критические периоды в развитии речевой функции. Выделяют несколько периодов:
- Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла- ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще следует просить кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждать его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учить кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись»,
«возьми». Использовать игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.
- В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Например, в таком возрасте малыш может сказать такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в
разного рода ситуациях. Следует начинать увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку»,
«застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.
К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если его понимают и так?
Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Нужно давать крохе катать мячик, приучать его работать с пластилином. К полутора годам нужно осваивать уже более сложные манипуляции: застегивание замков и пуговичек; завязывание узлов; шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, а об обучении малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д. Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.
1.2. Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста
Развитие речи ребенка находится в тесной связи с развитием мелкой моторики. Этот тандем рассмотрен и подтвержден в исследованиях многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Кроме них, внимание на развитие моторики рук и ее значение для развития ребенка обратили и философы, языковеды, историки. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Работы В. М. Бехтерова также подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Глава 2. Использование ковролинографии, как метод развития речи детей раннего возраста
2.1. Понятие «Ковролинография», формы работы.
В последнее время раннее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
ФГОС нацеливает педагогов овладевать новыми методиками и формами работы и включению в свою профессиональную деятельность новых педагогических технологий. Работая с детьми раннего возраста, мы постоянно совершенствуемся. Ищем новые технологии для работы с детьми, и поэтому нами была выбрана тема, которая, как нам кажется интересна. Это - «Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста».
Познавательное и речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка. Это особо важно в развитии детей раннего возраста.
Одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии, который предложил Вячеслав Вадимович Воскобович.
При работе с детьми раннего и дошкольного возраста большую пользу может принести так называемая ковролинография. Данным термином обозначают ковролиновое полотно большого размера, закреплённое на стене либо небольшое, размещённое на столе. На нём с помощью липучек дети крепят фигурки небольшого размера из фетра, бумаги и любых других лёгких материалов. Таким образом, дети могут разыгрывать целые сказочные сюжеты или моделировать ситуации из жизни.
Помимо интереса, который такое игровое полотно непременно вызовет у ребят, оно также несёт в себе и несомненную практическую пользу. Играя с маленькими фигурками и размещая их на полотне, ребёнок развивает мелкую моторику пальцев рук, а, следовательно, и речь. Придумывая самостоятельно или с помощью педагога различные сюжеты, ребёнок стимулирует таким образом свою познавательную деятельность, а также развивает воображение.
Организованная учебная деятельность просто немыслима без создания комфортной и доброжелательной обстановки, что и помогает сделать метод ковролинографии. Такая игра, применяемая в детском саду или дома, поможет значительно разнообразить деятельность воспитателей по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Для ребят на этом этапе важно, чтобы то, что они создают, не сломалось от нечаянного движения рукой, ведь в этом возрасте малыши ещё не обладают точными и совершенными движениями. Поэтому фигурки для ковролинографии нужно изготовить таким образом, чтобы они были достаточно яркими, легко помещались в ручке ребёнка; липучку нужно прочно прикрепить к игрушке, а сама игрушка должна надёжно крепиться к полотну ковролина, чтобы её было нелегко оторвать.
Метод ковролинографии также поможет расширить и разнообразить занятия тем более, что для изготовления такой игры не требуется больших финансовых и временных затрат. Ковролинограф позволяет организовывать работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально. Такое полотно на стене группы послужит дополнительным элементом оборудования, с помощью которого также можно проводить интересные и целенаправленные занятия по развитию сенсорики детей. Эта игра поможет детям сформировать представления об окружающем мире, усвоить понятия размера, цвета и формы предметов. Педагог сможет придумать множество полезных игр, например, на сбор разнообразных предметов (грибочков, ягод, овощей и т.д.), украшение новогодней ёлочки, подбор предметов по форме, размеру и цвету и тому подобных. Можно также разыгрывать сценки из сказок, имея в наличии соответствующий набор персонажей. Дети впоследствии смогут самостоятельно попытаться пересказать текст сказочной истории.
Таким образом, ясно, что количество игр, которые можно придумать по методу ковролинографии, ограничивается только творческим потенциалом педагога, индивидуальными особенностями детей, уровнем их развития и подготовленности, а также целью и содержанием учебного занятия. Описанный метод, как можно заметить, является на сегодняшний день достаточно перспективным и актуальным для включения в перечень игр.
- Развитие речи детей раннего возраста, через показ сказок на ковролинографе.
Сказка - как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. " Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами" - так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как "добро" и "зло" - очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Сказка - одно из доступных средств, для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок - это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки, вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки - и это несомненно будет лучшим "тренажером" в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой, помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам, у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне. Оценив значение сказки в жизни детей, мы решили создать серию сказок по развитию речи детей раннего возраста.
Самым любимым для наших детей стал метод ковролинографии . Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети могут сами действать с персонажами сказок, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (заяц, волк, медведь и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы .
Участвуя в театрализованных показах сказок , дети звукоподражают героям, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Можно выделить 3 этапа.
1 этап. Ознакомление детей с героями сказок , показом разнообразных действий с ними (зайчик идет, поет, и т. д.) . Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность , в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2 этап. Работа со сказками. Содержание сказок позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Сказку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и подбирая сказку под тематику недели.
Рассказывая и показывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать и рассказывать сказки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения.
Заключение
Итак, убедившись на собственной практике, что для детских игр и занятий ковролинограф более удобен по нескольким причинам: Липучки легко пришиваются, клеятся или крепятся степлером на картинки или плоские игрушки. Картинки легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо приложить усилия. Для активных малышей с пока еще несовершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения. Традиционный ковролинограф - это кусок петельчатого однотонного ковролина, прибитый к стене и оформленный рамкой из деревянных реек.
Использую ковролин как в организованной деятельности, так и в свободное от занятий время, в ходе режимных моментов.
Серия сказок на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию речи малышей.
Когда рассказываешь сказку и тут-же показываешь героев, детей это очень привлекает. Постепенно они сами стали рассказывать сказки используя ковролинограф тем малышам, которые еще не разговаривают. Эмоций очень много у малышей.
В ходе работы, не только по развитию речи, но и другим направлениям стали применять ковролинограф.
Ковролинограф позволяет организовывать образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.
С помощью ковролина мы проводим игры и занятия по всем разделам: по формированию сенсорных эталонов (дидактические игры «Сделай по образцу», «Что ещё такой же формы» и др.), по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи: «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Чей хвостик», «Кто что ест», «Чьи детки», по изобразительной деятельности: «Заборчики», «Дорога для паровозика», «Длинная дорога Колобку», «Иголки ёжику», «Лучики для солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне». Причем все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей. Ребяткам очень нравиться сам процесс прилипании- отлипания липучек с картинками. Большое пространство позволяет нескольким малышам сразу работать на ковролинографе, действовать сообща, последовательно.
На ковролине также можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку раннего возраста понять это трудно. Этому могут помочь дидактические игры на ковролине.
Несомненно, количество игр и заданий, которые могут быть придуманы, значительно больше и разнообразнее. И необходимость их будет определяться целью проводимого занятия и содержанием программного материала; уровнем развития детей, их подготовки; творческим потенциалом педагога.
Таким образом, использование ковролинографа для развития детей раннего возраста, показало целесообразность его применения. Дети лучше пересказывают сказки, показывают и рассказывают по картинкам.
Совместные игры детей с педагогом, самостоятельные игры и выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий полноценно развивает ребенка и делает обычное занятие намного интересней.
Список литературы
1. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О.Е.Грибова.- М.: Айрис-пресс, 2004.-248 с.
2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона/ О.Е.Громова.- Творческий центр Москва, 2005.-340 с.
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психичсекого развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: 1990.- 203 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.- 281 с.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 2005. -174 с.
6. Баранова Е.Б. Организация специальной помощи детям раннего возраста с задержкой психического и речевого развития в группах кратковременного пребывания /Е.Б.Баранова, С.Н.Сазонова //«Практическая психология и логопедия». - 2006. - 321 с.
7. Белошеина Е.А. Логопедические занятия с малышами /Е.А. Белошеина
«Логопед». - 2008. -205 с.
8.Блинкова Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет/ Т.М.Блинкова.- Волгоград: Учитель, 2011.-270 с.
9.Бобкова Н.В. Программа коррекционно - развивающих занятий в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста /Н.В.Бобкова, Е.А.Кузнецова, Т.В.Орлина, Н.А.Панова - 2006. - №3. – 262 с.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский.- Спб.: Из-во
«Лань», 2003.-390с.
11. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России / Т.В.Волосовец// Ранняя психолого-медико- педагогическая помощь детям с особыми потребностиями и их семьям: Материалы конференции. М., 2013, -316 с.
12.Дунайкин М.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развитя детей первого года жизни / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология. 2002. - №3. – 283 с.
13.Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей / Е.Л.Иденбаум. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2004.- 284 с.
14.Кабаченко Е.И. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания / Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А.// Логопед. - 2006. - №4. -232 с.
15.Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/ Е.В.Кириллова: Учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011.-290 с.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) - М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2011.- 157 с.
16. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий / Косенкова О.С., Демидова М.А., Галкина Н.П., Черенкова М.А.// Логопед. - 2008. - №7. – 288 с.
17. Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет/ Т.А.Кривцова //Логопед.- 2007.- №6. – 239 с.
18. Кротова Т. Б. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет / Т.Б.Кротова, О.А.Минина, А.В.Можейко.- М.:АРКТИ, 2010.-340 с.
19. Медико - психолого - педагогическая служба в ДОУ. /под редакцией Каралашвили Е. А. - М: ТЦ Сфера, 2007 -128 с.
20. Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова - Давид Р.А., Гриншпун Б. М. - М.: Просвещение, 2009.- 216с.
21. Нищева Н. В. Занимаемся вместе / Н.В.Нищева. - СПб «Детство пресс», 2004. - 240 с.
22. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. / В.А.Пермякова - Иркутск.: Изд-во ИГУ, 2011. - 232 с.
23. Пискунова Л.Н. Программно - методическое обеспечение психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста с патологией речи в ДОУ / Л.Н. Пискунова, Е.Г. Сидоренко//«Проблемы развития детей в норме и патологии». - 2008. - №6 . -213 с.
24. Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1-3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта/ И.М.Самойлова //Логопед.- 2005.- 239 с.
25. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении/ О.А.Степанова. - М: ТЦ Сфера, 2008. -112 с.
26. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Полиграф - сервис, 2004.-350с.
27. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционная педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья Е.А.Стребелева // Дефектология. 2003.- №3. – 242 с.
28. Танетова Е.В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста / Е.В. Танетова // Логопед. - 2008. – 244 с.
29. Чепурина И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И. В. Чепурина // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – 272 с.
30. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Г.В.Чиркина. - М., - 2003.- 350 с.
Шаповаленко И.В. «Возрастная психология» - М.; 2005г.- 287 с.
31. Шереметьева Е.В. Музыкально - логопедические занятия с детьми раннего возраста при отклонениях в овладении речью различного генеза.- М.; 2010. - 240.
32. Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал/ С.Ю.Шерстобитова.- Волгоград: Учитель, 2009.-240с.
33. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2 - 3 лет, М.- 2004. – 222 с.
ПриложениеСерия сказок о Зайчике по имени Топотун.
"Приключения Зайчика в лесу"
В одном лесу, где поет птичка-кукушка (ку-ку-ку-ку) жил маленький зайка. Звали его Топотун (топ-топ). Зайка был очень любопытным. Каждое утро, напевая песенку (ля-ля-ля), он гулял по лесу. Вот он прыгал по тропинке и встретил волка (Вуууууу). Волк бежал в гости к медведю Мишке(рррррр). Но по дороге увидел кабанчика Пика(ви-ви-ви). Волк подкрался и хотел поймать кабанчика, но на дереве, под которым кабанчик Пик (ви-ви-ви) ел травку сидела птичка-ворона(кар-кар-кар). Ворона закаркала, и кабанчик испугался и убежал от волка. Зайчику тоже стало страшно и он побежал домой в свою норку.
"Транспорт"
На другой день Зайка Топотун (топ-топ), поскакал в сторону речки (прыг-прыг). Там за речкой была видна большая дорога. По ней ездили большие машины (би-би-би), а вдоль дороги по рельсам ездили поезда (ту-ту-ту-ту). Около речки рыл яму большой трактор (тр-тр-тр). Зайка долго смотрел как работает трактор(тр-тр-тр). И вдруг высоко над головой услышал странный шум (шиииии). Это самолет пролетел над речкой. Зайка так испугался, что закрыл лапками уши и бегом побежал обратно в лес к маме.
"Знакомство Зайки с домашними животными"
Наступило утро. Наш непоседа зайчик снова вышел на прогулку(прыг, прыг). Шел он, шел и вышел на большую полянку. Там гуляли животные, которых зайка в лесу не видел. Зайка был очень любопытным и пошел знакомиться с ними.
Зайка подошел ближе и сказал:
-Здравствуйте! Я зайка Топотун (топ-топ)
- А я коровка (мууууу)
- А я козочка (меееее)
- А я лошадка (и го го)
- А вы не боитесь волка? спросил зайка.
- Нет, ответила лошадка (и го го)
- Нас охраняет собачка жучка (гав-гав)
Зайка помахал всем лапкой и поскакал домой обедать.
"Зайка Топотун и музыкальные инструменты"
Наступила осень. Зайка Топотун (топ-топ) скучал. Птички спрятались от холода. Звери сидели в своих теплых норках. И тут к нему прибежала собачка Жучка(гав-гав).
- Пойдем к нам в гости! Будет большой концерт! Сказала Жучка. Зайка согласился.
В большом доме играла музыка, Топотун первый раз слышал такую чудесную музыку. Жучка и Зайка зашли в дом. Зайка спросил у Жучки,
- что это так красиво звучит?
- Это музыкальные инструменты! Оркестр! - сказала Жучка.
- Только я знаю всего несколько инструментов!
-Это барабан (бум, бум)
-Это скрипка (пиуу, пиуу)
- И дудочка (Ту-ту-ту)
После концерта Зайка пошел домой и решил, чтобы много знать надо пойти в школу учиться.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 «Радуга»
652740 Кемеровская область,
г. Калтан, Ул. Комсомольская, 59а
тел/факс: 8(38471) 3-33-42
E-mail: 2_raduga_2@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный метод руководства играми для развития речи детей раннего возраста
Комплексный метод руководства играми для развития детей раннего возраста Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. Основным путем педагогического воздействия на детей является...
методические аспекты организации дидактической игры как метода развития речи детей дошкольного возраста.
В этой работе подробно описана технология организации дидактической игры в индивидуальной работе и в системе занятий с детьми дошкольного возраста, а также подбор методических ...
Игровой метод развития речи детей раннего дошкольного возраста.
laquo;Аква-гимнастика» (пальчиковые игры в воде) – одна из технологий развития речи детей младшего дошкольного возраста. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления...
Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста
Консультация...
Презентация "Подвижные игры с речевым сопровождением как эффективный метод развития речи детей раннего возраста"
Материал по самообразованию педагога...
Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Росси...
Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из ...