Формирование словарного запаса и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с применением игровой технологии.
консультация по развитию речи (старшая группа)
Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Игровая технология в детском саду — это совокупность разнообразных приёмов и форм обучения, в основу которых положен игровой процесс.
Цель игровых технологий — создать условия, при которых ребёнок успешно постигает новые знания, формирует навыки, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения.
Известно, что игра – эффективное средство работы с детьми. При организации речевых игр и упражнения надо руководствоваться, следующими рекомендациями:
- Игры не должны быть длительными по времени (5-15 минут);
- Игры должны проводится в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом;
- Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- В игре необходимо добиваться активного речевого участия детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- В игре следует развивать у воспитанников навыки контроля за своей речью и стремление правильно и быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- В процессе игры, логопед принимает непосредственное участие ( по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gram.stroy_.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи через игровые упражнения.
Развитие речи- ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Известно, что игра – эффективное средство работы с детьми. При организации речевых игр и упражнения надо руководствоваться, следующими рекомендациями:
- Игры не должны быть длительными по времени (5-15 минут);
- Игры должны проводится в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом;
- Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- В игре необходимо добиваться активного речевого участия детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- В игре следует развивать у воспитанников навыки контроля за своей речью и стремление правильно и быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- В процессе игры, логопед принимает непосредственное участие ( по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь ребенка.
ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ.
Сколько слов?
Цель. Дать воспитанникам понятие «слово».
Оборудование. Книга, кукла, карандаш, мяч и др.
Описание игры. Логопед (воспитатель) объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы: куклу, машинку, мяч и т.д. Затем берет предметы, и просит, чтобы дети назвали их сами. Логопед: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова). А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова). Какое первое слово? (Дом). Какое второе слово? (Цветок). А сейчас сами придумайте по одному слову. По два слова. (Дети придумывают и произносят слова, соединяя их союзом «и».
Кто это? Что это?
Цель. Дать понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (книга, игрушки, птицы, рыбки и т.п.)
Описание игры. Логопед (воспитатель) обращается к воспитанникам: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте, одним словом. «Что это?», логопед(воспитатель) указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают: «Книга, игрушка, стол и т.д.». Как можно спросить про эти предметы? «Что это?».
Далее педагог говорит: «А сейчас я спрошу – кто это?» (показывает на одушевленные предметы: птичку, кошку, собаку, рыбок и т.д.). Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам задавайте, вопросы «кто?». Таким образом, педагог постепенно подводит детей к понятию «живой-неживой».
Логопед (воспитатель) приглашает девочку. Рядом с ней ставит куклу и задает вопрос: «Чем отличается Лена от куклы?». Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка. Далее сравниваются игрушка медведь и медведь, изображенный на картине. Выясняется, что медведь игрушка – неживой, а нарисованный на картинке, изображает живого медведя.
Кто что делает?
Цель. Дать понятие о слове, которое обозначает действие.
Оборудование. Карандаш, бумага.
Описание игры. Педагог приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, - и спрашивает у детей: -Что делает Саша?». Дети должны отвечать, одним словом.
Затем педагог дает другим детям разные задания, а дети называют их действия. Педагог: «вы мне назвали много разных слов: прыгает, играет. Какое первое слово? (Прыгает). Какое второе слово? (Играет). К этим словам можно задать вопрос: что делает? Эти слова обозначают действия.
Какой он?
Цель. Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.
Оборудование. Лимон, игрушки и т.п.
Описание игры. Педагог показывает воспитанникам лимон, предлагает его рассмотреть, поставить вопрос (какой?) и ответить на него (желтый, кислый, овальный, большой, маленький, спелый и т.д.)
Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». А теперь посчитайте, сколько я скажу слов
Большой, новый (два слова). Какое слово первое? (большой), а какое второе (новый). Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?». Педагог указывает на мишку и спрашивает: «Какой?». Дети отвечают (большой, плюшевый, новый, маленький, пушистый и т.д.) Таким образом отрабатываются прилагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая, какое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...