Технологическая карта занятия по развитию речи
материал по развитию речи (старшая группа)

Минакова Валентина Ивановна

Технологическая карта занятия по развитию речи "Волшебное слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО студента: 

Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: Волшебное слово

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: объяснение нравственных качеств героев произведения В.А. Осеевой «Волшебное слово» через игровую и познавательную деятельность.

Задачи занятия: 

  1. Обучающая-описать нравственные качества героев произведения; учить детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения с помощью вопросов.
  2. Развивающая – развивать слуховое внимание через чтение сказки; диалогическую речь через беседу по тексту; зрительное внимание посредством дидактической игры; развитие личностных качеств: вежливости и культурного поведения.
  3. Воспитательная – отвечать на вопросы не перебивая друг друга, воспитывать самостоятельность; воспитание бережного отношения к птицам, прививать навыки культурного поведения.

Дополнительные задачи: 

техническая –  развивать умения складывания бумаги по образцу для получения изделия в виде «Самолётика», побуждать замечать характерные особенности предметов и передавать их через оригами..                

дидактическая задача- закреплять знание сюжета рассказа «Волшебное слово»

                                          игровая задача -  способствовать развитию умения действовать по заданию, осуществлять взаимоконтроль, распределить картинки в правильной последовательности сюжета рассказа.

Словарная работа: поддал хорошенько – сильно ударить, стряпала – готовила.

Планируемый результат занятия: -ориентируются в содержании текста;

-называют главного героя произведения;

-анализируют текст с позиции отношения читателя к персонажам;

-дают характеристику герою;

- выражают свое отношение к поступкам героя;

-умеют самостоятельно делать выводы.

Подготовительная работа: чтение отрывка рассказа «Волшебное слово», разучивание физкультминутки, гимнастики для глаз, беседа о вежливых словах.

Материалы и оборудование: листы для оригами 10 *10, расписанная вежливыми словами; ноутбук, документ-камера, интерактивная дока.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание хорошего настроения на предстоящую деятельность

Включить детей в деятельность занятия

Приветствие:

Улыбнулось солнышко: «Здравствуй, я с тобой!»

Положило на ладошку теплый лучик свой.

Отпущу я лучик в группу, станет здесь светлей.

Улыбнёмся мы друг-другу-станет мир добрей.

Давайте присядем за стол. Помним о нашей осанке: держим спину прямо, ноги вместе, руки положили на колени

- Ребята, а к нам в гости сегодня пришёл зайчик, но он явно чем-то расстроен.

-зайчик, чем же ты расстроен?

- меня не берут играть с собой никто. (всхлипывает)

- а почему?

- откуда же я знаю (сердито)

- Ой, а мне эта история напомнила рассказ, который мы с вами вчера начали читать.

- Кто вспомнит его название?

- «Волшебное слово»

- правильно!

А написала этот рассказ детская писательница Валентина Александровна Осеева. Посмотрите на интерактивную доску, там изображен ее портрет.

(Показать фото портрета автора под документ-камерой).

Свое отношение: мне нравятся рассказы Валентины Осеевой. Они учат нас быть вежливыми, культурными, держать своё слово.

Художественное слово

Загадывание загадки, вопросы, беседа

Наглядный метод

Приветствуют и улыбаются друг другу.

Отвечают на вопросы, не перебивая друг друга; внимательно слушают.

Положительный эмоциональный настрой у детей

Появление интереса к прочтению сказки, включение в деятельность занятия

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Учить детей понимать проблему и включить детей в деятельность занятия

 Напоминаем про осанку.

Аннотация: хочу вам напомнить то, что мы прочли с вами на прошлом занятии. Обратите внимание на нашу с вами интерактивную доску, вы будете смотреть иллюстрации к рассказу, а я вам напомню сюжет.

Мальчик Пашка подбежал к лавочке, на которой сидел маленький старичок с седой бородой и что-то чертил зонтиком на песке. Пашка сердито попросил: «Подвиньтесь!». У Пашки и старика завязался разговор о том, почему Пашка расстроен.  Паша отвечал сердито и невежливо. Сказал, что Лена, его сестра не даёт ему краску, бабушка за морковку прогнала с кухни, да ещё и полотенцем, а старший брат не берет его кататься на лодке!

… «- А что вы всё время спрашивает? Вам-то какое дело? – сказал Пашка.

- А я хочу тебе помочь – ответил старик!

- я знаю одно волшебное слово, только его говорить надо тихим голосом и, глядя в глаза человеку, которому ты его говоришь!» Старик наклонился к Пашке и на ухо ему прошептал волшебное слово.

- Как вы думаете, ребята, какое это слово?

- а как думаете, помогло оно Пашке? Где мы можем это узнать!

- в книге!

- конечно же.

Вопросы, беседа

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

-Появление интереса к прочтению сказки. 

-Умение видеть проблему

2.2

Этап ознакомления с

Материалом

Знакомить детей со сказкой «Волшебное слово», ее героями.

 Педагог выбирает отрывок для прочтения. Читает отрывок. (про Лену и бабушку).   

Вопросы:

-Кто, на ваш взгляд, главный герой сказки? Какой он?

- как же помогло «волшебное слово» нашему герою?

Объяснить, что такое «стряпала», «волшебное слово»

- ребята, а вы часто пользуетесь «волшебными словами»  в своей жизни?

Предлагаю (если есть время) поиграть с вами  в игру: я называю слова, если вы слышите вежливое слово, то хлопаете в ладоши. Поняли?

Начинаем: стол, пожалуйста, стул, потолок, добрый вечер, до свидания.

Молодцы! Но что-то мы засиделись с вами, предлагаю размяться

Динамическая пауза: 

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревца все выше, выше

Беседа, вопросы.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Дети произносят слова и выполняют движения.

-Ознакомление детей со сказкой, развитие интереса к сказке и ее персонажам.

-Умение делать выводы и умозаключения

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

А теперь пришла пора,

Поиграть нам детвора

Повторение правил техники безопасности у доски: на провода не наступаем, в проектор не смотрим, работаем по моей команде, не толкаемся, стоим на расстоянии вытянутой руки. Объяснение игры на интерактивной доске. Игровые правила: 

расположить  картинки в правильной  последовательности  текста

Игровые действия:

расположить  картинки и объяснить свой выбор

Зрительная гимнастика:

 Глазки вправо, глазки влево

Вверх и вниз и всё сначала.

Быстро-быстро поморгай,

Отдых глазкам своим дай

- Ребята, а что забыл Пашка сказать стрику, после того, как старичок сказал ему волшебное слово?

- ну, конечно! Пашка забыл поблагодарить. Так как мы не знаем, где живёт старичок. Предлагаю сделать самолетики из бумаги, на которой написаны слова благодарности.

Проходим к столу.

 Вспомним Т/б работы (пишем только нужные пункты):

- работаем аккуратно,  не толкаем друг друга

Задание: перед вами листы бумаги, на которой написаны слова благодарности. Надо по схеме сложить самолетик.

Молодцы ребята, у всех получилось! Теперь я вас приглашаю выйти из-за столов на середину.

Беседа, рассказ, вопросы, соревнование, сравнение.

Дети повторяют т/б у интерактивной доски, играют, соревнуются, выявляют кто быстрее справился с заданием.

Рассмотреть работы с детьми, отметить наиболее выразительные решения.

Дети справились с поставленными перед ними задачами.

Выполнили предложенные задания, определили победителя в игре.

3.

Заключительный этап

-Углубление, систематизация и обобщение знаний;

- упрочение и дальнейшее развитие познавательных интересов.

- Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

- с каким произведением мы сегодня познакомились?

-Чему научил нас рассказ?

- каким был Пашка в начале произведения?

- а каким стал в конце произведения? Что ему помогло?

Вежливые слова очень помогают нам в жизни.

Я желаю вам быть воспитанными,  добрыми, отзывчивыми.

А на этом наше занятие заканчивается.

Беседа, групповая форма, обсуждение, вопросы.

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё отношение к отрывку сказки.

С детьми закрепили прочитанное произведение.

Рекомендации для родителей

Тема интегрированного занятия

Волшебное слово

Цель интегрированного занятия

Объяснение нравственных качеств героев произведения В.А. Осеева «Волшебное слово» через игровую и познавательную деятельность.

Задачи для родителей по теме интегрированного занятия

- подобрать и прочитать детям рассказы на нравственное воспитание, обсудить содержание прочитанного;

- прочитать другие произведения В. Осеевой;

Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия дома

- Фото - выставка «Мы – дружная семья»;

- рисунки-иллюстрации к понравившемуся рассказу В. Осеевой

- Выставка Книжки-малышки с иллюстрациями на тему: «Пословицы о вежливости»

Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме интегрированного занятия

Рисунки, аппликации,  кормушки, книжка-малышка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: закрепить знание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Технологическая карта занятия по развитие речи старшая группа

Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»...