Семинар - практикум для воспитателей "Искусство говорить с детьми"
методическая разработка по развитию речи

Цель семинара:
 Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области

Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить»

Подготовила и провела: Гуторова, Г.Д., методист

Цель семинара:
 Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

План проведения:

1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для речевого развития дошкольников.

2. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

3. Мозговой штурм «Говорим правильно»

 Ход семинара

1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для речевого развития дошкольников.

Добрый день, уважаемые коллеги!                                                                          Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.      Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Педагогические исследования доказывают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости  произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Но иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневаемся в использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи.

На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно.

Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным.

Показ презентации

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Компоненты профессиональной речи педагога.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.

Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Невербальная культура общения педагога:

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Роль мимики в передаче информации:

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Выразительность пластики тела:

Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

• принимать ребенка таким, каков он есть;

• помнить, что каждый человек самобытен;

• верить в способности воспитанников

• стимулировать их творческую активность;

• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

• не унижать достоинства ребёнка;

• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми:

• Нельзя называть ребёнка по фамилии.

• Нужно всегда внимательно выслушивать ребёнка, с интересом.

• Отвечайте на вопросы грамотно, понятными несложными предложениями.

• Обязательно комментируйте все действия, когда собираетесь на улицу и во время обеда.

• При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Вывод:

Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

• Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

• Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

• Речь в жизни ребёнка имеет огромное значение. Речь очень важна для дальнейшего обучения и всей жизни. Если ребёнок говорит неправильно, позднее, эти ошибки переносятся на письмо и чтение, им очень тяжело даётся обучение.

• Не может воспитывать человек невоспитанный, некультурный, неграмотный, поэтому, воспитателю нужно самому следить за тем, как он говорит и постоянно повышать уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Практикум «Правильно ли мы говорим?»

Предлагаю на практике проверить, уточнить и закрепить Ваши знания об основных нормах речи. Для этого нужно разделиться на две группы и выполнить следующие задания, проверить их и подвести итог.

Говорить правильно мало, нужно говорить ещё чётко. А в этом Вам помогут скороговорки.

  1. Задание: Скороговорки
  2. Задание: Составление синквейна «Правильная речь» (синквейн составляется в группах)

Составление синквейна «Правильная речь»

Синквейн классический (строгий)

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение

 

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы

 

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы

 

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме

 

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме

 

  1. Задание

Подберите эпитеты к словам:

лес, волосы, лицо, снег, взгляд, руки, день, голос

(Необходимо найти как можно больше эпитетов к заданному слову (каждый выбирает листок с одним из слов: глаза, волосы, лицо, снег, взгляд, руки, день, голос). После выполнения задания, каждая пара зачитывает свои слова. Можно в конце зачитать из «Словаря эпитетов». Эпитет- это образное определение предмета или действия.( в основном прилагательное, которое выражается в переносном смысле).

  1. Дидактическая игра «Сравнения» (задание выполняется в группах).

Украшают речь и придают ей живость и образные сравнения – когда предмет сравнивается с другими предметами или образами, схожими одним или несколькими признаками.

 Давайте подберем предметы как образные сравнения к слову

  • глазки, как … (бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, бусинки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи и т.д.);
  • цыпленок, как … (комочек, одуванчик, пух, вата, облако на небе, лимончик, желток, солнышко и т.д.).

5. Задание «Что бы это значило?»

Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных экспрессивных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Смысл каждого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов. Например, «съесть собаку» означает «быть мастером в каком-нибудь деле».

Такие выражения делают нашу речь выразительнее, ярче. Фразеологизмы использовали в своих произведениях А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, И.А.Крылов, К И.Чуковский, С.Михалков и многие другие известные вам писатели.

Значение фразеологизмов можно узнать в словарях: толковом и фразеологическом.

  1. Задание: Объясните скрытый смысл предложенного фразеологизма.

«ЧТОБЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?»

  • Ахиллесова пята
  • Без сучка без задоринки
  • Бить баклуши
  • Бок о бок
  • В два счета
  • В двух шагах
  • Вверх дном
  • Повесить голову
  • Владеть собой
  • Во весь дух
  • Водить за нос
  • Выбросить из головы
  • За тридевять земель
  • Золотые руки
  • Как снег на голову
  • Капля в море
  • Мороз по коже
  • Ни рыба, ни мясо
  • И след простыл
  • Не отрывать глаз
  • Ни свет, ни заря
  1. Оценка действий, поступков поведения человека

(отметьте соответствующим знаком «+» или «-»  положительную и отрицательную характеристику поступков человека)

Брать быка за рога

Отбиться от рук

Ломиться в открытую дверь

Плыть по течению

Водить за нос

Взять пример

Наломать дров

Подливать масло в огонь

Вставлять палки в колеса

Взять себя в руки

Вложить душу

Пускать пыль в глаза

Внести вклад

Сдержать слово

Обводить вокруг пальца

Спрятаться в кусты

Выводить из себя

Рубить с плеча

Гнаться за двумя зайцами

Не покладая рук

Держать себя в руках

Сводить к нулю

Действовать на нервы

Свести на нет

Добиться своего

Смотреть сквозь пальцы

Делать из мухи слона

Строить на песке

Идти навстречу

Убивать время

Идти в огонь и воду

Язык проглотить

Отложить в долгий ящик

Заблудиться в трех соснах

Доводить до белого каления

Находить выход из положения

Найти общий язык

Заварить кашу

Протянуть руку помощи

Задрать нос

Играть в прятки

Закрыть глаза

Кривить душой

 

8. Экспресс-опрос для определения компетентности воспитателей

· Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

· Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

· Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

· Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

· Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка).

9.  Задание

 Найдите похожие по звучанию слова:

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.

10. Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

  • Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
  • Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
  • Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
  • Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
  • Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
  • Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..

 

Культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании человека. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет. Сейчас часто можно услышать мнение, что разговорная речь вытесняет нормы культуры русского языка, допускаются свободное употребление слов, ударений, произношений. Но педагог обязан владеть культурой речи.

Если Вы слышите, что кто-то из коллег или родителей произносит слово

неправильно, вежливо поправьте его.

Пожалуйста, говорите правильно. Почаще открывайте толковый,

орфографические словари, словарь ударений и трудностей русского языка, справочники норм речи и правописания. Читайте классическую литературу, учите стихотворения. Всё это поможет Вам в овладении грамотной, красивой речью.

Литература:

Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.

Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Пальчиками поиграем – говорить мы начинаем»

Конспект семинара - практикума для родителей на тему "Пальчиками поиграем - говорить мы начинаем"...

Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»

Цели:Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.Дать практические рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики рук....

Семинар-практикум "Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ"

Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ...

Презентация к семинару-практикуму"Пальчики учат говорить".

"Рука - это инструмент всех инструментов". Аристотель...

Семинар – практикум.«Пальцы помогают говорить!»

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  моторики....

Семинар-практикум для воспитателей «Говорим правильно – нам подражают дети».

Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невним...

Презентация к семинару практикуму "Наш ребенок говорит-словно реченька журчит"

Презентация к семинару практикуму "Наш ребенок говорит-словно реченька журчит"...