Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»
учебно-методический материал на тему
Цели:
- Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
- Дать практические рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sp_paltsy_pomogayut_govorit.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»
Цели:
- Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
- Дать практические рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики рук.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели, педагоги.
«Ум ребёнка – в пальчиках»
Ход семинара-практикума:
- Информационная часть.
Ребёнок постоянно изучает и постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движения пальцев отстаёт, то и задерживается речевое развитие.
Ещё век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Практически наблюдения физиологов установили, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активации процессов в речевом центре. Т.о., если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо говорил, нужно развивать его ручки!
Движение пальцев имеют развивающее воздействие: на ладони имеется около 1000 активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой головы.
Наши мамы, бабушки, забавляли нас играми в «ладушки», в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Т.к., поглаживание, похлопывание и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста – это более сенситивный период.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Итак, развитие мелкой моторики приводит к тому, что ребёнок начинает говорить раньше; у них быстрее формируется правильная речь; реже встречаются логопедические дефекты речи; в школе быстрее формируются навыки письма и практически не встречается дисграфия.
- Практическая часть.
Для тренировки пальцев могут использоваться следующие упражнения: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слонёнок», «Чайки», «Замок» и др.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка:
- развитие мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны.
Игротренинг.
Семья
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(Попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки).
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю ряд игр с такими предметами.
Игры с пуговицами. Для этого подбирают пуговицы разного размера и цвета. Из них можно выложить рисунок или нанизывать на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами.
1.Насыпаем в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месит тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто.
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Также ребёнок может отыскивать там мелкие игрушки.
2.Насыпаем в кружку горох и начинаем перекладывать горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и мизинцем.
3.Рисование по крупе (забор, дождик, волны, буквы и т.д.).
Игры с пробками от бутылок. Две пробки кладём на стол резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»:
Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной зимы.
Игры с прищепками.
Игры с бусинами, макаронами. Нанизывание предметов, создавая бусы.
Игры шнуровки. Можно использовать как фабричные, так и выполненные своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательнос-ти действий.
Кроме этого, существуют и различные графические упражнения, способствую-щие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания: «Продолжи узор», «Обведи узор», и др.
Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования, аппликации, работы с пластилином, изготовления поделок из природного и бросового материала и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальцы помогают говорить
развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...
Пальцы помогают говорить
Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...
Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"
Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» (к проекту)
консультация для родителей...
Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое р...
Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить
Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....
Семинар – практикум.«Пальцы помогают говорить!»
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики....