Презентация "Искусство говорить"
презентация по развитию речи

 

Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_govorit.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство говорить Подготовила Г.Д. Гуторова , методист МБДОУ д/с г Вязьмы Смоленской област и 2022г

Слайд 2

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой! Аристотель

Слайд 3

Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессионально педагогической деятельности. Актуальность

Слайд 4

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагогов и всех окружающих. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Слайд 5

Что такое культура речи? Культура речи – это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями и содержанием. Культура речи как наука – специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Слайд 6

Требования к качеству речи педагога ДОУ: Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность

Слайд 7

Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Речь педагога должна быть грамотной: - следует разбираться в особенностях своей речи, - учитывать ее ошибки и погрешности, - бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

Слайд 8

Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Слайд 9

Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Слайд 10

— отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Чистота

Слайд 11

— особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Выразительность

Слайд 12

— умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Богатство

Слайд 13

— употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Уместность

Слайд 14

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончен н о .

Слайд 15

Невербальная культура общения педагога К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести: правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!!! Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения . Выразительность пластики тела: Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

Слайд 16

Самые распространённые ошибки в речи педагогов: - « ложить » вместо «класть», «свекла» вместо «свёкла», «придумай слово» вместо «назови или припомни», « ихние » вместо «их», «нету» вместо «нет», « оделися » вместо «оделись», « позв О ним » вместо « позвон И м » и др.; - побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо « што »; «его» вместо « ево », «конечно» вместо « конешно »); - забывают о том, что слова: гель, шампунь, тюль - мужского рода; - частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»); - засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, между прочим, понимаешь, так сказать и т.д.); - использование в речи слов, педагогических терминов, не понятных детям, без уточнения их значения (Например: «Сейчас будем заниматься дидактическими играми»); - монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; - ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; - многословие, наслоение лишних фраз, деталей; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов.

Слайд 17

При общении необходимо следовать некоторым принципам : • принимать ребенка таким, каков он есть ; • помнить, что каждый человек самобытен ; • верить в способности воспитанников • стимулировать их творческую активность ; • уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого ; • не унижать достоинства ребёнка ; • не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Слайд 18

Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми : • Нельзя называть ребёнка по фамилии . • Нужно всегда внимательно выслушивать ребёнка, с интересом . • Отвечайте на вопросы грамотно, понятными несложными предложениями. • Обязательно комментируйте все действия, когда собираетесь на улицу и во время обеда . • При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее . Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Слайд 19

Правила речевой культуры педагога ДОУ Педагог должен: говорить внятно, правильно произносить все звуки родного языка, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах; связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития; говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения; в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, говорить со скоростью около 120 слов в минуту; использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы); использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Слайд 20

Поведение, речь педагога, его внешний облик – все является образцом для детей. Поэтому, знание указанных выше требований к педагогам, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешной работы по качественному речевому и нравственному развитию детей в ДОУ. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Вывод

Слайд 21

Литература 1. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3. 2. Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с. 3. Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик , А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с .

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» ЭССЕ

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»Галилео Галилей Не ошибусь, если скажу, что все родители желают счастья своим детям. Правда мало кому приходит на ум (до определенного времен...

Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...

Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в по...