Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshka_s_kotyatami.docx234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по картине

«Кошка с котятами».        28.03.2023

Образовательная область: Развитие речи

Цель: Продолжать развивать речь как средство общения. Пополнять и активизировать словарь детей.

Задачи: 

  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  • Упражнять в составлении рассказа по картине. Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.
  • Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
  • Развивать речь, слуховое и зрительное внимание.

Возрастные особенности  детей: 4 года

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;

чтение стихотворений и рассказов о животных;

игра «загадки»;

словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково», «Угадай-ка»;

А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)

А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котенок, мурысенька и т. д.)

Материал:

картина «Кошка с котятами»;

игрушка щенок, конверт, клубок.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на щенка  с большим конвертом.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, почтальон принес нам конверт! Интересно, что в нем находится?

Чтобы нам узнать нужно, отгадать загадку!

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Может красками напишет,

Или может быть мелками

Но любуемся мы с вами!

Что же это, ребята?

Дети: (Картина)

Воспитатель обращает внимание детей на картину, просит внимательно ее рассмотреть.

Ребята, для чего нам принесли картину? Как вы думаете?

Дети: Чтобы рассмотреть и составить рассказ.

Воспитатель: А кто изображен на этой картине?

Дети: Кошка и котята.

Воспитатель: А какие это животные?

Дети: Домашние.

Воспитатель: Правильно ребята.  Ребята, а с чем любят играть котята?

Дети: с клубочком.

Словесная игра: «Что умеет делать кошка?» Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать клубок, и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: «Царапаться». Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

Воспитатель: Ну что, давайте вернемся к картине,  рассмотрели ее и уже, должно быть решили, как она будет называться?

Дети: «Кошка и ее котятки», «Мама кошка играет с котятами», «Про котят», «Кошка лежит на коврике и смотрит на котят».

Воспитатель: Да, разные названия. Но я хочу напомнить вам о том, что название картины не должно быть очень длинным, а коротким. Но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина. Маша коротко назвала картину. Молодец! Кирилла название картины мне тоже нравится. А вам? А почему?

Дети: Потому что коротко и понятно о чем картина.

Воспитатель: Художник написал эту картину и назвал ее «Кошка с котятами» (пауза). Ребята, вам не показалось странным то, что я сказала «написал?» Нет, я не ошиблась: нужно так говорить – «художник написал картину», а не нарисовал.

 Давайте вместе проговорим (хоровое проговаривание «художник написал картину») Запомните это! Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Итак, внимание на маму – кошку. Большая красивая кошка любуется котятами, не правда ли? Расскажите о ней.

Дети: (2-3 ребенка рассказывают о кошке). Кошка большая, серая и полосатая. У нее большие зеленые глаза. Она лежит и смотрит на своих котят. У кошки большая голова и короткие острые ушки, пушистый хвост и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно подметили и Саша, и Маша, что кошка большая, усатая, вся полосатая, с красивой густой шерсткой. Она отдыхает и любуется своими детками – котятками. Сколько их? (хоровые ответы) Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три котенка. У кошки трое котят. Они подросли и могут сами себя занять. Ведь так? Расскажите о них.

Дети: (2-3 ребенка рассказывают о котятах). У кошки три котенка: один серый, один полосатый, точь в точь в маму, и один рыжий. Его назвали, наверное, Рыжиком. Они уже подросли и умеют играть с цветными клубочками. Серенький котенок устал и заснул возле мамы. А Рыжик хочет молочка и т. д.

Молодцы, ребята, все рассказали о котятах. Они уже подросли и умеют сами играть. Любимое занятие котят – игра с клубочками.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете какое настроение у котят?

Дети: Хорошее, они веселые, потому что рядом их мама.

Воспитатель: Ребята у котят есть свое место в квартире?

Дети: Да есть - коврик. Он полосатый и разноцветный. На полу блюдце с молоком. 

Воспитатель: Смотрите, ребята, кажется, и вправду котята улыбаются! Ведь Ангелина правильно сказала, что им с мамой и спокойно, и весело. Им хорошо. Вы согласны с Ангелиной и со мной? Молодцы, что заметили на полу красивый полосатый коврик и блюдце, полное молока.

Воспитатель: Ребята, а кто ухаживает за кошкой и котятами, кто их кормит?

Дети: У них есть хозяйка, которая за ними ухаживает. Она их любит, заботится о них, чтобы котятам было тепло и сытно.

Воспитатель: Значит  у кошки и котят заботливая хозяйка.

Ребята ,давайте с вами немного отдохнем и вспомним нашу разминку!

Физминутка. «Кошка»

Осторожно словно кошка от дивана до окошка

На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.

А сейчас пора проснутся подтянуться, улыбнуться.

Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну

И из блюдца молочко полакаю язычком.

Воспитатель: А сейчас кто хочет составить свой рассказ по картине!

Я прошу внимательно слушать рассказ и проследить, не будет ли в нем повторов. Сначала расскажем о кошке, потом о котятах, а позже – о том, хорошо ли котятам в доме. (Ребенок рассказывает, придерживаясь плана рассказа.)

Воспитатель: Ну что ребята, понравился вам рассказ, чем понравился, были ли повторы и т.д.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня учились рассказывать по картине. Мне так понравились ваши рассказы, что я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто – то из вас еще порадует её, рассказав о том, какая она красивая и её котята тоже.

Картина кошка с котятами для детского сада по развитию речи Ушакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Составление сюжетного рассказа по картине "Кошка с котятами".

                                      Задачи:-образовательные: упражнять в отгадывании загадо...

Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» во 2 мл. гр.

Предложенный материал поможет при обучении детей умению составлять описательный рассказ....

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию "Составление творческого рассказа по картине "Кошка с котятами"" в средней группе.

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию в средней группе.Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Кошка с котятами»....

Технологическая карта "Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»".

Технологическая карта по развитие речи.   Цель:  продолжать формировать умение  составлять целостный рассказ по сюжетной  картине , опираясь на план . Упражнять в подборе...

Технологическая карта НОД по развитию речи с детьми старшей группы Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Технологическая карта НОДпо развитию речис детьми старшей группыТема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»...